Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентное преимущество




Меньшие издержки Дифференциация

 
 


Широкая

цель

 
 


Узкая

цель

 

Рис.7.3. Типовые конкурентные стратегии фирмы

 

Факторы, сформировавшиеся в стране базирования фирмы

Фирма функционирует в системе макро- и микросреды, сформировавшейся в той или иной стране. Поэтому при оценке конкурентоспособности фирмы важно выяснить, как среда, сформировавшаяся в той или иной стране, оказывает влияние на конкурентное преимущество фирмы.

Заслуга в исследовании этой проблемы опять же принадлежит М.Портеру, который на основе анализа обширных статистических материалов отраслей промышленности восьми промышленно развитых стран выявил наиболее важные причины успехов и неудач в конкурентной борьбе фирм этих стран. Им предложена оригинальная концепция конкурентного преимущества страны, основу которой составляет идея так называемого «национального ромба», раскрывающего четыре свойства (детерминанты) страны, в которой действуют фирмы этой страны (рис.7.4.). Что же это за детерминанты?

1) Параметры факторов – материальные и нематериальные факторы, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли:

· квалифицированная рабочая сила определенного профиля;

 

 


Рис. 7.4. Детерминанты конкурентного преимущества страны

(«национальный ромб»)

· природные ресурсы их доступность;

· совокупность научной, технической и рыночной информации;

· запас знаний в стране;

· количество и стоимость капитала;

· инфраструктура.

2) Параметры спроса – каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, продаваемые данной отраслью. Спрос характеризуется следующими тремя важными чертами:

· структура внутреннего спроса – определяет то, как фирмы улавливают потребности, истолковывают их и реагируют на них (сегментная структура рынка, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг, предполагаемые потребности покупателей);

· величина и характер роста внутреннего спроса -параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику (эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; фазы жизненного цикла спроса; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные традиции и обычаи и пр.);

· механизмы, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки – мобильность покупателей, путешествующих по всему миру, глобальность проводимой маркетинговой политики;

3) Родственные и поддерживающие отрасли – наличие в стране развитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными ресурсами и конкурентоспособных на международном рынке. Это непременное условие создания и поддержания конкурентного преимущества каждой отдельной фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран.

4) Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты - традиции фирмы, среда для развития предпринимательства и конкуренции в стране. Если в стране отсутствует конкурентная среда, если отсутствует соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, рассчитывать на возникновение конкурентного преимущества фирм на мировых рынках не приходится.

В общую схему детерминант М.Портер включает еще и «случайные события», и «действия правительства», которые могут либо усиливать, либо ослаблять конкурентное преимущество страны. Проф. Градов А.П. включает также в данную схему еще одно дополнительное условие – «приватизация предприятий отраслей национальной экономики», получая тем самым систему детерминантов конкурентного преимущества для страны, вступающей на путь рыночных отношений, находящейся в начальной стадии их формирования. К таким странам, естественно, можно отнести и Украину.

Таким образом, оценка конкурентоспособности фирмы – весьма сложный процесс. Однако без этой работы и без хорошо продуманной конкурентной стратегии фирмы на зарубежном рынке невозможно обеспечить долговременный успех ее внешнеэкономической деятельности.

B КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Конкурентная среда, конкуренция, мультинациональная конкуренция, глобальная конкуренция, чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, конкурентоспособность товара, цена потребления, конкурентоспособность фирмы, конкурентное преимущество, стратегия конкурентоспособности, дифференциация


- Задания для проверки знаний


1. Дайте определение понятию «конкурентная среда».

2. Какие формы международной конкуренции вы знаете? В чем их сущность?

3. Назовите составляющие элементы конкурентной среды фирмы на зарубежном рынке.

4. Назовите пять сил, определяющие конкуренцию в отрасли.

5. Дайте определение конкурентоспособности товара.

6. Назовите этапы определения конкурентоспособности товара.

7. Дайте определение конкурентоспособности фирмы.

8. Из чего складываются конкурентные преимущества фирмы?

9. Какие вы знаете стратегии конкурентоспособности фирмы, которые могут быть использованы ею при выходе на зарубежный рынок?

10. Какие детерминанты конкурентоспособности страны выделяет М.Портер?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.