Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы профессиональной деятельности




ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1.1 Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, а профессиональная деятельность – это выбор человеком профессии.

По мнению психолога Е. А. Климова, те или иные виды деятельности, к которым человек может иметь склонность, объединяются в пять укрупненных групп:

- человек – природа, П;

- человек – техника, Т;

- человек – человек, Ч;

- человек – знаковая система, З;

- человек – художественный образ, Х.

При выборе сферы профессиональной деятельности важно определить профессиональные склонности. С целью определения правильности выбора профессии, сферы, в которой можно использовать профессиональные знания.

Так, например, если Ваша сфера человек – человек, то Вам подходят функции менеджера, а если дополнительно и человек – знаковая система, то функции менеджера по рекламе, который имеет следующие.

- Знания и умения. Специалист по рекламе должен иметь знания по маркетинговому анализу и теории продаж, владеть практическими навыками составления рекламных объявлений и распространения информации, знать основы рекламной и сбытовой психологии. Должен знать технологию обеспечения эффективной рекламы с учетом требований потребителя, отраслевой специфики и условий предпринимательской среды. Владеть компьютерными языками и системами. Уметь работать в команде.

- Профессионально важные качества: абстрактное, логическое, творческое мышление. Практический интеллект, оперативная память, воображение, объем и переключаемость внимания. Склонность к системе и анализу. Инициативность, коммуникабельность.

Необходимые профессионально важные качества конкретных специальностей, профессий определяются профессиограммами, профессиокартами, должностными инструкциями, разрабатываемыми по определенной структуре, так например.

Должностная инструкция – документ, определяющий деятельность работника, его статус как звена системы управления персоналом и служащий средством упорядочения системы управления на предприятии.

Должностная инструкция включает.

- Общие положения – это основные сведения о должности, наименование подразделения, подчиненность, задачи работника, требования к образованию и квалификации, его практическому опыту, условия оплаты труда, основные документы и материалы, которыми руководствуется работник.

- Функции. В данном разделе перечисляются функции, выполняемые работником, занимающим данную должность.

- Обязанности. Инструкция содержит подробный перечень работ, который следует выполнять работнику, чтобы реализовать предписанные данной инструкцией функции.

- Взаимоотношения – связи по должности.

- Права. Определяются конкретные права работника для реализации порученных ему функций и обеспечение выполнения обязанностей.

- Ответственность. В данном разделе формируются содержание или формы ответственности за результаты своего труда.

- Дополнения и изменения. Здесь отмечаются изменения, вносимые в какой – либо из разделов должностной инструкции. Причины изменений могут быть самые различные от перемены профиля производственной деятельности организации в связи с требованиями рынка до желания работника каких – либо перемен в своей трудовой деятельности.

Представленная структура документа, определяет основные функции должностной инструкции:

- предъявляет необходимые профессионально квалификационные требования к работнику;

- закрепляет за работником функции, задачи, которые следует выполнять;

- доводит до сведения работника структуру и характер взаимоотношений по должности, взаимодействие работника с другими специалистами.

1.1.2 Профессионально важные качества – индивидуальные психологические и личностные особенности человека, способствующие успешному освоению тех или иных видов деятельности.

На основе профессионально важных качеств осуществляется профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение – это выявление и утверждение собственной позиции в сфере профессиональной деятельности.

Структура самоопределения:

- сбор информации;

- выдвижение и взвешивание альтернатив;

- формирование критериев выбора;

- принятие решений.

Основные виды самоопределения человека:

- самоопределение в конкретной трудовой функции, операции;

- самоопределение на конкретном трудовом посту;

- самоопределение в специальности (выборе конкретной специализации);

- самоопределение в профессии;

- жизненное самоопределение (профессиональное, личностное);

- самоопределение в культуре.

В выборе карьеры важным фактором является мотивация профессиональной деятельности. Условно выделяют 4 основные группы мотивов профессиональной деятельности.

1 – мотивы собственного труда;

2 - мотивы социальной значимости труда;

3 – мотивы самоутверждения в труде;

4 – мотивы профессионального мастерства.

На основе конкретной сферы профессиональной деятельности, мотивации, характеристики личности, ситуации на рынке труда проектируется план Вашей карьеры.

Вопросы в помощь для выбора оптимального варианта плана карьеры следующие.

- Чего Вы ждете от своей будущей работы?

- Какое влияние окажет на других людей (семью, друзей, общество в целом) Ваш выбор профессиональной деятельности?

- Какие внешние и внутренние факторы необходимо иметь для того, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице?

- Как Вы оцениваете Ваши карьерные ресурсы (развитие интеллекта, знания, навыки, опыт, способности, здоровье, темперамент, социальное окружение) для достижения профессиональных целей?

- Что Вы можете сказать о своей профессиональной пригодности к выбранному делу?

- Есть ли у вас достаточные знания, чтобы реализовать свои идеи в бизнесе?

- Задумывались ли вы над способами реализации Ваших профессиональных планов?

- Какими могут быть еще варианты Вашей будущей карьеры?

Использована литература /1, 2, 3/.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 6198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.