Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

Ориентировочная основа действия для практического занятия

"Центральное зрение, рефракция и аккомодация

 

Этап работы Учебный элемент Методика определения
Сбор анамнеза и синтез информации ЖалобыУсловия и режим зрительной работы. Наследственный анализ
Определение остроты зрения   Исследование форменного зрения Исследование остроты зрения у взрослых Определение остроты зрении
Субъективный метод определения рефракции   Определение вида и силы оп­тического стекла Назначение очков гиперметропу Субъективное определение рефракции
Назначение очков Назначение очков миопу Назначение очков при астиг­матизме и при пресбиопии Выписывание рецепта на очки
Исследование аккомодации Исследование длины и объема аккомодации Исследование положительного и отрицательного запаса отно­сительной аккомодации Определение ближайшей точки ясного зрения  
Клиника эмметропии, гиперметропии, миолии, Псевдомиопии Клиника эмметропии Клиника гиперметропии Клиника миопии Клиника псевдомиопии Прогрессирующая близорукость
Клинический диагноз Псевдомиопия или спазм аккомодации
Консервативное и оперативное лечение прогрес­сирующей близорукости   Консервативное лечение прогрессирующей близорукости Оперативное лечение прогрессирующей близорукости Консервативное лечение псевдомиопии
Профилактика миопии Режим зрительной работы Санитарно-гигиенические мероприятия Тренировка аккомодации

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

'ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГЛАЗА И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ИХ РАЗВИТИЯ "

ЦЕЛЬ: научить методике исследования сумеречного, периферического и цветового зрения, познакомиться с динамикой развития функции глаза, с раз­личными видами нарушения зрительных функций, с ме­тодами их выявления.

ГЛАВНОЕ: студентам на занятии необходимо озна­комиться с динамикой развития зрительных функций, знать теоретические вопросы согласно постав­ленным учебным вопросам, усвоить простейшие мето­дики определения основных функций зрительного ана­лизатора в норме и при патологии; овладеть следующими практическими навыками: уметь опре­делить и зарегистрировать цвето- и свстоощущение. Уметь измерить поле зрения контрольным способом, на периметре Ферстера..

1. Дайте определение понятия "периферическое зре-­
ние".

2. Объясните основные особенности сумеречного зрения.

3. Объясните термин "цветовой тон".

4. Укажите элементы сетчатки, участвующие в обеспе­-
чении периферического зрения.

5. Опишите наиболее распространенный метод диагнос-­
тики расстройств цветового зрения.

6. Назовите, при каких заболеваниях глаза встречаются
симптоматическая гемералопия.

7. Укажите средние нормальные границы поля зрения
по четырем меридианам.

8. Объясните термин "насыщенность света".

9. Опишите феномен Пуркинье.

10. Назовите средние нормальные границы поля зрения
по четырем меридианам.

11. Объясните термин "протанопия".

12. Назовите приборы для определения темновой адаптации и объясните основной принцип их
действия.

13. Назовите необходимые условия для исследования по-­
ля зрения контрольным методом.

14. Укажите особенности исследования цветоощущения с помощью таблиц Рабкина.

15. Объясните, чем обусловлена функциональная гемера-­
лопия.

16. Опишите основные принципы работы на периметре.

17. Назовите и охарактеризуйте приобретенные расстрой-­
ства цветового зрения.

18. Опишите четыре особенности сумеречного зрения.

19. Нарисуйте схему выпадения полей зрения при пора-
жении правого зрительного тракта.

20. Назовите, какой пол и как часто поражен цветоано-
малиями.

21. Охарактеризуйте темновую адаптацию.

22. Изобразите схематично вид поражений поля зрения
при патологии турецкого седла.

23. Назовите виды скотом.

24. Опишите три вида гемералопии.

25. Дайте определение понятия физиологической скотомы.

26. Назовите, функцией какого аппарата сетчатки явля­-
ется цветовое зрение.

27. Опишите методику исследования темновой адаптации.

28. Опишите характер сужения поля зрения при пигмен-­
тной дистрофии сетчатки.

29. Укажите приобретенные расстройства цветового зре-
ния и назовите их причины.

30. Назовите локализацию патологического процесса при
обнаружении гетеронимной гемианопсии.

 

31. Назовите факторы, от которых зависит нормальное
формирование цветового зрения.

32. Дайте определение понятий "порог раздражения" и
"порог различения".

33. Назовите наиболее быстрый метод определения поля
зрения.

34. Охарактеризуйте хроматические и ахроматические
цвета.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Периферическое зрение

Контрольный способ. Студенты, разбившись попарно, исследуют поле зрения друг у друга по следующей ме­тодике: исследуемый садится спиной к свету, поле зрения определяется монокулярно, поэтому второй глаз закрыва­ют повязкой. "Врач" находится примерно в 30 см от "больного". Он просит "больного" точно смотреть на его противоположный глаз, другой глаз «врач» закрывает ла­донью. Затем "врач" показывает "больному" свои раз­двинутые пальцы или карандаш, медленно передвигая объект от периферии к центру. Необходимо следить, чтобы объект был на середине расстояния между "вра­чом" и исследуемым. Объект двигается медленно в раз­ные стороны (по вертикали, горизонтали, сверху и в косых направлениях). Сущность метода заключается в сравнении нормального поля зрения "врача" с полем зрения "больного".

Исследование поля зрения на периметре Ферстера. При исследовании левого глаза подбородок исследуемого вво­дят в правое углубление подставки, при этом полулунная вырезка, укрепленная на верхнем конце подставки, дол­жна прижиматься к нижнему краю орбиты исследуемого глаза. Другой глаз закрывают легкой повязкой. По внут­ренней стороне дуги от периферии к центру медленно колебательными движениями перпендикулярными к ее поверхности двигают белый объект. Исследуемого просят сказать, когда он увидит появление или исчезновение объекта, соответственно этому отмечают градус на дуге периметра.

Поле зрения исследуют в восьми направлениях: по вертикали и горизонтали, вверху, и внизу, кнаружи, внутри и в двух косых меридианах. При исследовании верхнего сектора необходимо приподнимать верхнее веко. Результаты измерения поля зрения обычно наносят на специальную схему или изображают в виде цифровых обозначений, полученных при исследовании градусов, на схеме "крест с косыми осями". Нормы. В 3-летнем возрасте границы поля зрения уже чем у взрослых (вверху — 55°, вверху кнаружи — 65°, кнаружи — 90°, книзу кнаружи — 90°, книзу — 65°, внизу кнутри — 50°, кнутри — 55°, вверху кнутри — 50°. У маленьких детей они сужены на 15° и в 12—14 летнем возрасте они почти не отличаются от границ у взрослых

Для унифицированности полученных показателей границ поля зрения необходимо соблюдать ряд условий:

Освещенность. Периметр необходимо помещать про­тив окна так, чтобы рассеянный дневной свет равномерно освещал его дугу.

Пробный объект. При исследовании на периметре Ферстера пробный

объект может быть в виде белого круга диаметром 5 мм на черной дощечке и объектов 1—2 мм при исследовании центральной части поля зрения. При записи результатов исследования центральной части поля зрения необходимо указывать величину объекта и отме­чать часы, когда проводилось исследование.

Правильная фиксация. Главным условием перимет­рии является правильная фиксация центральной (нуле­вой) точки на дуге периметра. Поэтому врач во время исследования поля зрения должен постоянно следить за правильной фиксацией. Исследуются поля зрения на цветные объекты (обычно красный). Диаметр метки сос­тавляет 5 мм. В норме границы поля зрения на красный цвет: кнаружи составляет 50°, по остальным меридианам -40°.

Исследование границ слепого пятна на кампиметре. Боль­ного усаживают перед кампиметром на расстоянии 1 м. Голова его должна находиться на подставке с опорой для подбородка и лба. В центре кампиметра (черного экрана) на уровне исследуемого глаза отмечается точка фиксации в виде белого кружка. Исследуемого просят неотрывно смотреть на фиксационную точку. Второй глаз прикрыва­ется повязкой. Белый объект в виде кружка диаметром 1—2 мм на черной палочке длиной 35—40 см медленно передвигают от наружной части кампиметра к внутрен­ней по горизонтальной линии примерно на 6 см ниже точки фиксации. У обследуемого спрашивают, видит ли он объект и точку фиксации. При передвижении объекта все время совершают легкие колебательные движения. При исчезновании объекта исследуемый должен немед­ленно об этом сообщить. Место исчезновения объекта намечается на кампиметре вкалыванием булавки или мелом. Таким образом определяют остальные меридианы (горизонтальные, носовой, вертикальный, нижний и верхний и два косых). Размеры слепого пятна выражают­ся в линейных величинах. При исследовании полей зрения могут быть получены следующие размеры слепого пятна: по вертикали 8—9° или в линейных величинах — 14—15 см и по горизонтали 5—8° и в линейных величинах 8—14 см

 

 

Нарушения границ поля зрения. Может быть в виде скотом (абсолютных и относительных, положитель­ных или отрицательных), скотом различной формы и положений (в виде краевых сужений поля зрения, равно­мерное концентрическое сужение поля зрения, неравно­мерное сужение поля зрения), гемианопсий (одноимен­ная гемианопсия, разноименная гемианопсия). См. стр. 67 учебника "Глазные болезни".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.