КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные вопросы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 3 Ориентировочная основа действия для практического занятия "Центральное зрение, рефракция и аккомодация
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 'ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ГЛАЗА И ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ИХ РАЗВИТИЯ " ЦЕЛЬ: научить методике исследования сумеречного, периферического и цветового зрения, познакомиться с динамикой развития функции глаза, с различными видами нарушения зрительных функций, с методами их выявления. ГЛАВНОЕ: студентам на занятии необходимо ознакомиться с динамикой развития зрительных функций, знать теоретические вопросы согласно поставленным учебным вопросам, усвоить простейшие методики определения основных функций зрительного анализатора в норме и при патологии; овладеть следующими практическими навыками: уметь определить и зарегистрировать цвето- и свстоощущение. Уметь измерить поле зрения контрольным способом, на периметре Ферстера.. 1. Дайте определение понятия "периферическое зре- 2. Объясните основные особенности сумеречного зрения. 3. Объясните термин "цветовой тон". 4. Укажите элементы сетчатки, участвующие в обеспе- 5. Опишите наиболее распространенный метод диагнос- 6. Назовите, при каких заболеваниях глаза встречаются 7. Укажите средние нормальные границы поля зрения 8. Объясните термин "насыщенность света". 9. Опишите феномен Пуркинье. 10. Назовите средние нормальные границы поля зрения 11. Объясните термин "протанопия". 12. Назовите приборы для определения темновой адаптации и объясните основной принцип их 13. Назовите необходимые условия для исследования по- 14. Укажите особенности исследования цветоощущения с помощью таблиц Рабкина. 15. Объясните, чем обусловлена функциональная гемера- 16. Опишите основные принципы работы на периметре. 17. Назовите и охарактеризуйте приобретенные расстрой- 18. Опишите четыре особенности сумеречного зрения. 19. Нарисуйте схему выпадения полей зрения при пора- 20. Назовите, какой пол и как часто поражен цветоано- 21. Охарактеризуйте темновую адаптацию. 22. Изобразите схематично вид поражений поля зрения 23. Назовите виды скотом. 24. Опишите три вида гемералопии. 25. Дайте определение понятия физиологической скотомы. 26. Назовите, функцией какого аппарата сетчатки явля- 27. Опишите методику исследования темновой адаптации. 28. Опишите характер сужения поля зрения при пигмен- 29. Укажите приобретенные расстройства цветового зре- 30. Назовите локализацию патологического процесса при
31. Назовите факторы, от которых зависит нормальное 32. Дайте определение понятий "порог раздражения" и 33. Назовите наиболее быстрый метод определения поля 34. Охарактеризуйте хроматические и ахроматические
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Периферическое зрение Контрольный способ. Студенты, разбившись попарно, исследуют поле зрения друг у друга по следующей методике: исследуемый садится спиной к свету, поле зрения определяется монокулярно, поэтому второй глаз закрывают повязкой. "Врач" находится примерно в 30 см от "больного". Он просит "больного" точно смотреть на его противоположный глаз, другой глаз «врач» закрывает ладонью. Затем "врач" показывает "больному" свои раздвинутые пальцы или карандаш, медленно передвигая объект от периферии к центру. Необходимо следить, чтобы объект был на середине расстояния между "врачом" и исследуемым. Объект двигается медленно в разные стороны (по вертикали, горизонтали, сверху и в косых направлениях). Сущность метода заключается в сравнении нормального поля зрения "врача" с полем зрения "больного". Исследование поля зрения на периметре Ферстера. При исследовании левого глаза подбородок исследуемого вводят в правое углубление подставки, при этом полулунная вырезка, укрепленная на верхнем конце подставки, должна прижиматься к нижнему краю орбиты исследуемого глаза. Другой глаз закрывают легкой повязкой. По внутренней стороне дуги от периферии к центру медленно колебательными движениями перпендикулярными к ее поверхности двигают белый объект. Исследуемого просят сказать, когда он увидит появление или исчезновение объекта, соответственно этому отмечают градус на дуге периметра. Поле зрения исследуют в восьми направлениях: по вертикали и горизонтали, вверху, и внизу, кнаружи, внутри и в двух косых меридианах. При исследовании верхнего сектора необходимо приподнимать верхнее веко. Результаты измерения поля зрения обычно наносят на специальную схему или изображают в виде цифровых обозначений, полученных при исследовании градусов, на схеме "крест с косыми осями". Нормы. В 3-летнем возрасте границы поля зрения уже чем у взрослых (вверху — 55°, вверху кнаружи — 65°, кнаружи — 90°, книзу кнаружи — 90°, книзу — 65°, внизу кнутри — 50°, кнутри — 55°, вверху кнутри — 50°. У маленьких детей они сужены на 15° и в 12—14 летнем возрасте они почти не отличаются от границ у взрослых Для унифицированности полученных показателей границ поля зрения необходимо соблюдать ряд условий: Освещенность. Периметр необходимо помещать против окна так, чтобы рассеянный дневной свет равномерно освещал его дугу. Пробный объект. При исследовании на периметре Ферстера пробный объект может быть в виде белого круга диаметром 5 мм на черной дощечке и объектов 1—2 мм при исследовании центральной части поля зрения. При записи результатов исследования центральной части поля зрения необходимо указывать величину объекта и отмечать часы, когда проводилось исследование. Правильная фиксация. Главным условием периметрии является правильная фиксация центральной (нулевой) точки на дуге периметра. Поэтому врач во время исследования поля зрения должен постоянно следить за правильной фиксацией. Исследуются поля зрения на цветные объекты (обычно красный). Диаметр метки составляет 5 мм. В норме границы поля зрения на красный цвет: кнаружи составляет 50°, по остальным меридианам -40°. Исследование границ слепого пятна на кампиметре. Больного усаживают перед кампиметром на расстоянии 1 м. Голова его должна находиться на подставке с опорой для подбородка и лба. В центре кампиметра (черного экрана) на уровне исследуемого глаза отмечается точка фиксации в виде белого кружка. Исследуемого просят неотрывно смотреть на фиксационную точку. Второй глаз прикрывается повязкой. Белый объект в виде кружка диаметром 1—2 мм на черной палочке длиной 35—40 см медленно передвигают от наружной части кампиметра к внутренней по горизонтальной линии примерно на 6 см ниже точки фиксации. У обследуемого спрашивают, видит ли он объект и точку фиксации. При передвижении объекта все время совершают легкие колебательные движения. При исчезновании объекта исследуемый должен немедленно об этом сообщить. Место исчезновения объекта намечается на кампиметре вкалыванием булавки или мелом. Таким образом определяют остальные меридианы (горизонтальные, носовой, вертикальный, нижний и верхний и два косых). Размеры слепого пятна выражаются в линейных величинах. При исследовании полей зрения могут быть получены следующие размеры слепого пятна: по вертикали 8—9° или в линейных величинах — 14—15 см и по горизонтали 5—8° и в линейных величинах 8—14 см
Нарушения границ поля зрения. Может быть в виде скотом (абсолютных и относительных, положительных или отрицательных), скотом различной формы и положений (в виде краевых сужений поля зрения, равномерное концентрическое сужение поля зрения, неравномерное сужение поля зрения), гемианопсий (одноименная гемианопсия, разноименная гемианопсия). См. стр. 67 учебника "Глазные болезни".
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |