КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрастная и педагогическая психология
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Лекция -1 Якутск ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Предисловие Пособие задумано и написано для студентов как дополнительный информационный материал к уже имеющимся учебникам и учебно-методическим изданиям по педагогической психологии. Книга состоит из пяти разделов, где последовательно излагаются теоретические проблемы психологии обучения и воспитания: рассматривается состояние разработки проблем учебной деятельности, воспитательного процесса, психологии учителя. Материал пособия представит интерес и для учителей школ, которые строят свою учебно-воспитательную работу на научной основе – на современных теоретических достижениях психологии обучения и воспитания. Включенные в приложение «извлечения» из трудов некоторых ведущих психологов – экспериментаторов современности как научно-методические цитаты к его содержанию должны быть использованы студентами при подготовке ответов на вопросы-задания. Ответы на вопросы-задания по каждому разделу необходимо оформить письменно в форме тезисов. Темы для самостоятельной работы имеют практическую направленность. Выполнение первого задания требует вдумчивой работы над психолого-педагогическим словарем, имеющимся не только в данном пособии, но и в других источниках. Второму заданию самостоятельной работы отводится особая роль. Оно рассчитано на знание студентами не только теории проблемы, но и на умение применять ее на практике, например, для психолого-педагогического анализа оптимизации учебно-воспитательной деятельности учителями, при проведении опытной работы на основе применения диагностических методов исследования. 1. Возрастная и педагогическая психология 2. Педагогическая психология и педагогика 3. Предмет и задачи педагогической психологии 4. Методы педагогической психологии Раздел I. Педагогическая психология как наука Возрастная и педагогическая психология – самостоятельные отрасли психологической науки, имеющие исключительно большое значение для практики учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Возрастная психология изучает особенности и закономерности развития человека в связи с возрастом – на протяжении его онтогенеза: психологию дошкольника, младшего школьника, подростка, юности, зрелости и старости. Также последовательно раскрывает содержание основных структур психики, ее возрастную динамику, возможности, резервы, выявляет факторы индивидуального развития в зависимости от исторических, этнических, социально-экономических, культурных условий и т.д. В единстве с возрастной психологией находится педагогическая психология, центральной проблемой которой является развитие, формирование личности как полноценного гражданина общества. При этом основным объектом изучения выступает деятельность личности по присвоению человеком историко-культурных ценностей и социального опыта человечества. В этом аспекте, прежде всего, выделяются игровой, учебно-познавательный, общественно полезный, социально значимые виды деятельности и общение. В деятельности дети усваивают знания и умения, приобретают жизненно важный опыт интеллектуального, нравственного, трудового, эстетического характера, опыт общения и взаимодействия с людьми в окружающей их среде. В педагогической психологии развитие и формирование личности не может рассматриваться вне деятельности, без нее и социальной среды. В области умственного развития, безусловно, ведущую роль играет учебно-познавательная деятельность – учение; в сфере личностного становления – игровая, общественно полезная, социально значимая деятельность; в общении – межличностное взаимодействие. А учитель организует и управляет деятельностью и общением. Его организующая и направляющая роль заключается в практическом использовании данных экспериментальных исследований возрастной и педагогической психологии по проблемам психического и личностного развития детей и подростков в педагогическом процессе, то есть в его организации строить обучение и воспитание на научной основе.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |