КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы педагогической психологии
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей ребенка осуществляется различными методами и методиками. Под исследовательскими методами, или частными методическими приемами, следует понимать различные конкретизации основных методологических принципов: систематическое наблюдение, беседы, проведение опытов, анкетирование, тестирование и т.п. В зависимости от того, какую конкретную цель ставит перед собой исследователь, он может внести некоторые изменения в исследовательский метод. В этом случае употребляют понятие методики (конкретизация метода в методике). Изучение развития психики ребенка проводится либо в форме «продольного исследования», либо в форме «поперечных срезов». При «продольном исследовании» изучается развитие отдельных психических процессов или формирование личности ребенка на протяжении значительного отрезка времени (иногда в течении ряда лет). При исследовании, проводимом посредством «поперечных срезов», один и тот же психический процесс изучается у групп детей, находящихся на различных возрастных ступенях своего развития или живущих и воспитывающихся в разных условиях. Кроме того, такая форма изучения используется тогда, когда исследователь стремиться узнать о психических особенностях данного момента формирования психики. В настоящее время не существует общепринятой и строгой классификации методов педагогической психологии. В зависимости от характера задач ( описать, измерить, объяснить и сформировать изучаемый психический процесс, явление или психологический механизм исследовательские методы можно разделить на четыре группы: не экспериментальные (клинические), диагностические, экспериментальные и фор мирующие методы). 1. Не экспериментальные методы: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, монографический и близнецовый методы. Особенностью не экспериментальных методов является простое списывание изучаемых явлений, что не дает возможность исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывает закономерности его изменения и развития, не объясняет его. Мы остановимся на описании двух методов, которое не включены в учебники по общей психологии. а) Монографический метод или клиническое изучение используется, как правило, для глубокого, тщательного и длительного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых. Этот метод позволяет фиксировать разные формы поведения, деятельность и взаимоотношения испытуемого с окружающими во всех основных сферах жизни. Изучение конкретных случаев может выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Данный метод исследования в какой-то мере является синтетическим методом, т.к. наряду с наблюдением, беседой можно использовать экспериментальные и другие методы. б) Особым способом получения психолого-педагогических данных является «близнецовый метод». Сущность метода – сопоставление психического развития одно яйцевых (монозиготных) близнецов, воспитывающихся в одинаковых или различных условиях жизни. Целью этого метода является выяснение влияние фактора среды и воспитательных воздействий на формирование личности ребенка, допуская, что они имеют от природы одинаковую наследственность, одно генное снаряжение. 2. Диагностические методы – это различные тесты, которые позволяют исследователю дать количественную характеристику изучаемому явлению и сделать качественный анализ. Например, выявить различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Тест – (от англ. «test» - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Использование тестов и интерпретация их результатов зависят от теоретической ориентации исследователя. Так, в зарубежных психологических исследованиях тесты понимаются как средство выявления и измерения врожденных интеллектуальных и других характерологических особенностей испытуемых, на основе которых делаются далеко идущие выводы и прогнозы о возможностях ребенка, о перспективах его дальнейшего развития. В отечественной психологии тесты рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития личности. «Диагностические методы, -указывает Я.А. Венгер, – это методы, позволяющие при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственного развития, т.е. его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого среднего уровня в ту или иную сторону»(.С.67). Таким образом, результаты любых тестов выявляют актуальный (то, что ребенок достиг на сегодняшний день) и сравнительный уровни психического развития ребенка, обусловленного влиянием множества факторов, которые не могут быть выявлены и изучены в тестовых испытаниях. Вот поэтому результаты тестов не могут быть достаточным основанием для каких-то педагогических мер. Они должны служить основанием для дальнейшего всестороннего изучения индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни в семье и детских учреждениях. Лишь на этой основе можно определить пути и средства воздействия на ребенка. Использование диагностических методов требует от исследователя специальной психологической подготовки, владения способами научного анализа получаемых данных. Правильное применение этих методов позволяет достаточно точно, в относительно короткий промежуток времени решить многие важные и актуальные задачи педагогики и психологии: определение эффективности различных учебных программ, определение влияний на умственное и нравственное развитие детей социальных, психологических и др. условий, определение степени готовности детей к школе, профессиональной пригодности и т.д. 3. Экспериментальные методы. Названные выше методы просто описывают и измеряют, предоставляя возможность исследователю проникнуть за изучаемое явление, но не вскрывают и не объясняют закономерности его изменения и развития. Задачу объяснения изучаемых психических явлений призваны решить экспериментальные методы. Особенность экспериментальных методов состоит, во-первых, в создании специальных условий деятельности, отчетливо выявляющих изучаемое психическое явление, во-вторых, в изменении этих условий в ходе исследования. В педагогической психологии существует три типа экспериментального метода: естественный, моделирующий и лабораторный эксперименты. О лабораторном и естественном эксперименте можно прочитать в любом учебнике «Общая психология». Характерной особенностью моделирующего эксперимента является то, что поведение испытуемого в экспериментальной ситуации воспроизводит типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор и постановку целей, выполнение интеллектуальных различных и практических действий. Особо продуктивным оказалось использование этого типа эксперимента при изучении эмоциональной сферы детей. Создавая особые ситуации, исследователь может проследить, во-первых, за затруднениями у испытуемых и соответствующие эмоциональные и аффективные переживания; во-вторых, за конфликтами между различными побуждениями и чувствами личности; в-третьих, за характером эмоциональных отношений ребенка к людям, к деятельности и другим проявлениям жизни; в-четвертых, за мимическими, пантомимическими выражениями эмоциональных переживаний и чувств. Моделирующий эксперимент часто применяется при изучении мотивационно – потребностной сферы личности. Немецким психологом К. Левиным и его учениками были проведены самые разнообразные эксперименты, моделирующие потребностные состояния человека. В отечественной психологии исследования мотивации детей проводились под руководством Л.И. Божович. Достоинством моделирующего эксперимента можно считать приближенность изучаемых психических явлений к жизненным ситуациям, хотя испытуемые, действуя по инструкции, знают, что участвуют в эксперименте в качестве испытуемых. При изучении детского коллектива, взаимоотношений между членами коллектива, степени удовлетворенности личности своим положением в коллективе и т.д. применяли социометрическую методику исследования, которая была впервые предложена американским психологом Дж.Морено. Методика основана на различных формах выбора членов данного коллектива. Например: «Назови три одноклассника, с которыми ты хотел бы сидеть за одной партой, готовиться к экзаменам, кого хотел бы поздравить с наступающим праздником и т.д.». Эти вопросы называются критериями выбора. Данная методика может быть использована как в групповом эксперименте, так и в индивидуальном. Она имеет ряд преимуществ: можно не задавать вопросов, направленных непосредственно на выяснение особенностей взаимоотношения с одноклассниками, а предложить практически выбрать из числа одноклассников партнера для совместной деятельности. В зависимости от характера вопроса, содержания непосредственных действий испытуемых можно выявить при анализе материала следующие показатели положения ребенка в системе личных взаимоотношений: количество полученных выборов (популярность или непопулярность в группе); взаимность сделанных и полученных выборов; субъективная оценка своего положения в коллективе или количество ожидаемого выбора. Количественный анализ полученных данных позволяет определить положение ученика в системе личных взаимоотношений, т.е. социометрический статус (количество полученных выборов); индекс групповой сплоченности коллектива, т.е. коэффициент взаимности (отношение общего числа, взаимных выборов к общему количеству выборов), коэффициент удовлетворенности в общении (отношение числа взаимных выборов отдельного ребенка к общему числу выборов), коэффициент осознанности своего положения в коллективе (отношение числа правильно угаданных отборов к общему числу названных товарищей). Необходимо подчеркнуть, что не следует ограничиваться только количественным анализом, а особое внимание нужно обратить на качественную интерпретацию полученных данных. Также не следует забывать, что это не универсальная методика, а методика, направленная на решение частных вопросов. 4. Формирующие методы. Основной и главной чертой формирующих методов, согласно определению В.В. Давыдова, является не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность. Посредством этих методов исследователь может обнаружить механизмы психического развития личности ребенка путем активного формирования определенных сторон и качеств. Например, организуя экспериментальное обучение, можно проследить за ходом формирования логического мышления и т.д. К формирующим методам относятся: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования умственных действия и т.д. Используя эти методы, можно добиться перестройки определенных сторон учебно-воспитательного процесса и увидеть влияние этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и другие особенности учащихся, а также выявить внутренние закономерности формирования тех или иных психических процессов и свойств у ребенка. Поэтапное или планомерное, по уточнению П.Я. Гальперина, формирование умственных действий и понятий выступает как метод развернутого и открытого для наблюдения формирования новых психических процесов и явлений. Планомерное формирование умственных действий и понятий как метод психологического исследования сложился недавно и связан с именами советских психологов П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Ими экспериментально установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия: этап предварительной ориентировки в задании, этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях; этап формирования того же действия в плане развернутой речи, но про себя; этап формирования собственно умственного действия. Метод формирующего эксперимента в учебной деятельности применяется в виде конструирования и пере конструирования экспериментальных школьных программ и многолетнего обучения целых классов этим программам. При этом экспериментальное обучение строится не как приспособление к наличному, уже сложившемуся уровню развития детей, а как активное формирование новых уровней способностей, которые необходимы для полноценного усвоения усложненных программ, т.е. выступает как метод экспериментального, развивающего обучения. Таким образом, изучая процесс перехода к новым формам психических явлений, формирующие методы в наибольшей степени соответствуют объекту исследования педагогической психологии –развивающейся психики ребенка. Применение описанных выше методов изучения детей должно быть комплексным, что позволит полученные данные сопоставлять, корректировать, дополнять другими материалами и что обеспечит не только глубокое и всестороннее изучение учащихся, но и будет помогать найти, в конечном счете, эффективные пути их обучения и воспитания. В отличие от обычных эмпирических описаний психологических явлений и фактов научные исследования должны отличаться: 1. Очевидностью актуальности проблемы исследования. Единством теории и проблемы исследования. Единством проблемы и ее разработки, что на практике должно служить причиной начала экспериментальной работы. 2. Нацеленностью исследования на раскрытие существенных связей и закономерностей психологических явлений или фактов проблемы. 3. Заранее выдвинутой научной гипотезой – предположительным ответом на поставленный вопрос – проблему. 4. Последовательностью и объективностью сбора фактов, легкой проверяемостью их практикой. 5. Четкой доказательностью того, что выявлено нового для проникновения в глубь сущности явлений или фактов, для перехода от поверхностных знаний к более глубокому анализу действительности. Психологические явления и факты – это те или иные формы проявления психики (психические, познавательные процессы, акты поведения, телесные реакции и т.д.). В каких условиях, с какой целью и какими задачами они подвергаются воздействию и научному анализу – это уже объект и предмет изучения. В процессе работы формируется гипотеза, которая должна быть конкретной и соотноситься с развитием фактов предмета исследования. Основное требование к гипотезе – это ее проверяемость на опытном материале. Подтверждение гипотезы означает достижение поставленной цели исследования. Любое психолого-педагогическое исследование состоит из четырех основных этапов: 1. Подготовительный, или этап констатирующего эксперимента. Собранные предварительные сведения о психологических и педагогических фактах учебно-воспитательного процесса дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо закономерностях предмета изучения, которые проверяются на следующем этапе. 2. Собственно исследование, или этап формирующего эксперимента. На данном этапе определяются конкретные методы и методики изучения закономерностей учения и воспитания, создаются специальные условия (ситуации) для активного прослеживания (мониторинга) изменений в усвоении новых знаний или в развитии и становлении личности. Результаты формирующего (обучающего) эксперимента признаны обеспечить выход на исследование и проектирование наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса. 3. Анализ полученных экспериментальных данных. На данном этапе осуществляется количественная и качественная обработка материала, сначала осуществляются анализ каждого отдельно зафиксированного факта и установление между ними связей, взаимодействий, затем путем сравнительного анализа выделяются те факты, которые устойчиво повторяются, осуществляются объединение их с гипотезой и нахождение существенных закономерностей. 4. Интерпретация (истолкование) полученных данных на основе эксперимента. Выявление правильности или ошибочности гипотезы исследования.
Вопросы и задания: 1. Чем объяснить выделение педагогической психологии в специальную отрасль психологии? 2. Каковы задачи возрастной и педагогической психологии? 3. Каковы задачи педагогической психологии и педагогики? 4. В чем заключается принцип деятельностного подхода к проблемам педагогической психологии? 5. Какие группы методов называются исследовательскими? 6. Какие методы являются основными и какие – вспомогательными методами педагогической психологии? 7. Чем отличается научный эксперимент от эмпирических описаний материалов исследования? 8. Сравните метод естественного эксперимента и наблюдения, их применение в педагогической практике. 9. Придумайте вопросы анкеты для выявления внеучебных интересов школьников.
Темы для самостоятельной работы: 1. Составить понятийно-терминологический словарь по определению предмета и методов педагогической психологии. 2. Охарактеризовать основные этапы формирующего эксперимента. 3. Обосновать программу опытно-экспериментальной работы школы с точки зрения психологии обучения.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |