КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О современных теориях психологии обучения
Краткая справка Вопросы управления и контроля в учебном процессе Формирование научных понятий Анализ деятельности учения Учебная деятельность Понятие зоны ближайшего развития и ее использование в развивающем обучении Краткая справка о современных теориях психологии обучения Психология обучения Лекция - 2
3. Роль деятельности в развитии личности ребенка
В разные годы развития школьного образования перед педагогической психологией, как наиболее развитой отраслью психологической науки, ставились задачи создания экспериментальных баз с целью выработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей. Так, в 60-80 годах учеными психологами активно решался один из них под кодовым названием «Школа 2000». Общую координацию этим исследованием осуществлял НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Тогда над теорией психологии обучения активно начали работать В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.К. Маркова, К.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин и др. Они в разных вариантах успешно создавали концепцию обучения в школе Будущего, которая в первую очередь опиралась на деятельностный подход к развитию психики Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Более подробный анализ теорий обучения, известных не только в те годы, но и в настоящее время – в начале 21 века, мы находим в материалах журналов «Вопросы психологии», «Педагогика» 90-х годов, а также в фундаментальных трудах авторов тех или иных концепций обучения. Многие из них получили как бы «второе дыхание» на экспериментальных площадках «школы 2000» и становятся основой разработки современных теорий психологии обучения (4.6.8.22). Центральная идея теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (получение знаний) осуществляется в процессе деятельности учащегося в результате и при условии выполнения им определенной системы действий. Как известно, от природы в готовом виде мыслительная деятельность не развивается, ученик сам должен учиться, прежде всего, учиться мыслить, усваивать под руководством и контролем педагога мыслительные операции. По П.Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной усвоение знаний есть процесс, который должен организоваться сначала в реальной материализованной деятельности (работа с предметами, моделями, схемами, чертежами и т.д.). Следующий этап – громко речевой – ученик проговаривает, вслух поясняет ход операций. Действие переходит из формы внешней в форму внутреннюю. На последнем этапе действие осуществляется во внутреннем плане – это оперирование знаниями в актах мышления. Педагог контролирует усвоение ребенком учебного материала на каждом этапе его умственных действий. Любое умственное действие ученика имеет свою ориентировочную основу, другими словами, условие, обеспечивающее успешность этого действия. Например, чтобы правильно написать заглавную букву «В», ребенок должен знать такие «ориентировочные основы – условия, как соотношение элементов этой буквы, их расположение на плоскости листа по отношению к разлиновке тетради. Так, каждое умственное действие имеет свою ориентировочную основу – условие. Соблюдение всех условий действия – гарантия достижения цели. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов разрабатывают теорию развивающего обучения. Ими была поставлена проблема: формирует ли обучение в начальной школе абстрактное научное мышление учащихся, когда они учатся обобщению знаний путем перехода от конкретного, частного к формально общему, сходному, одинаковому? По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, такой подход к учебной деятельности младших школьников – это только усвоение знаний, т.е. только накопление суммы формальных знаний. В результате у ребенка способность абстрактно мыслить не формируется или формирование этой способности осуществляется стихийно, сплошь и рядом, не благодаря школьным приемам обучения, а вопреки. Они предложили школе свою стратегию организации учебной деятельности – учить детей с первого класса на принципе от общего к частному. С этой целью были разработаны специальные учебные программы по математике и по русскому языку, которые отражали этот принцип. Теория развивающего обучения Эльконина и Давыдова получила широкую поддержку особенно в школах нового типа и успешно внедряется в практику учителей начальных классов. Л.В.Занков был первым ученым-психологом, выдвинувшим теорию успешного обучения детей с шести лет на основе принципа «высокого уровня трудности». На экспериментальных площадках результаты обучения по Занкову были весьма высокими. Однако, внедрение его системы (раннее введение теоретических знаний, системность и целостность, обучение на высоком уровне трудности, прохождение материала быстрым темпом, широкое введение познавательных коллизий) в массовую практику не имело успеха. Школы, учителя 60-80 годов не были готовы работать по Занкову. Сейчас положение изменилось, в новых типах школ концепция Л.В. Занкова широко внедряется наряду с идеями развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Л.В. Занков в построении учебного курса придерживался «системной дифференциации», когда «подлинное познание каждого элемента все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами предмета и осознания соответствующего целого». Он рекомендовал в процессе обучения добиваться общего развития, а не формального приобретения знаний, умений и навыков. По теории Занкова, успешность обучения начинается с какого-то целого и нельзя его терять из виду. Данное положение, по словам Занкова, объясняется, как «сформулированные, когнитивные структуры», которые подчиняются «Закону дифференциации, движению от общего к частному, от форм синкретичных к внутренне расчлененным...». Когнитивные структуры могут дробиться на все более мелкие элементы, при этом создавая всякий раз новое качество, т.е. развитие каждого субъекта осуществляется по своим потенциальным возможностям. Кроме выше представленных теорий психологии обучения, также по достоинству оценены практикой и широко используются в современных школах проблемное обучение (А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер), психологические закономерности развивающейся в процессе обучения личности школьника (Н.А. Менчинская), психологические условия формирования мотива учебной деятельности (А.К. Маркова) и др. Интенсификация исследований в области психологии обучения в школе 21 века будет осуществляться на основе этих уже экспериментально проверенных концепций ученых-психологов с применением новых педагогических технологий, использованием теоретического и практического потенциала педагогов – профессионалов, сориентированных построить учебную деятельность не только на научных идеях, но и на самоактуализации.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |