Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и задачи педагогической психологии




Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, изучающая проблемы учения, воспитания и педагогической деятельности (психологии учителя). Ее возникновение и становление как самостоятельной ветви науки связано с теорией деятельностного подхода в психологии (со «школой Выготского – Леонтьева – Лурия»). Она зародилась в начале 30-х годов в кругу идей «культурно-исторической теории» Выготского. По мнению Л.С. Выготского, к анализу развития высших психических функций можно подойти и через анализ поведения, специфика которого в отличие от поведения животных заключается в труде, в наличии у человека трудовой деятельности. Это отличие состоит в опосредованном характере его деятельности. Человек во внутренней психической деятельности пользуется знаками (словом, цифрой, символами), а во внешней практической – орудием. Развитие человека происходит в процессе овладения, как орудием, так и знаками. Именно поэтому обучение и общение как ведущие виды деятельности должны занимать центральное место во всей системе организации жизни ребенка, определяя его психическое развитие.

Деятельностный подход к проблемам педагогической психологии – учению и воспитанию – определяет внешнюю социальную среду как условие внутреннего психического развития ребенка. Следовательно, развитие и формирование его личности не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит присвоение ею социального опыта предшествующих поколений. В этом по Выготскому и заключается социальная сущность человека. По его утверждению, общий генетический закон культурного развития... появляется на сцене дважды: в социальном плане и в психологическом, сначала между людьми – как категория интерпсихическая, затем – внутри ребенка – как категория интрапсихическая... Так, всякая высшая психическая функция проходит в своем развитии через внешнюю стадию, потому что она является первоначально социальной функцией. Среда, писал Выготский, поразному воздействует на ребенка. Для понимания ее влияния следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Все это А.С. Выготский называл «социальной ситуацией развития», где активность самого ребенка должна реализоваться в полной мере. По существу, в его активности обнаруживается и биологическое и социальное в единстве – темперамента, склонностей, интереса, способностей и условия жизнедеятельности личности (3).

Необходимость учета активности самого ребенка вытекает из принципа единства сознания и деятельности. Как отмечено, сознание (высшие психические функции) проявляется и формируется в деятельности. Активность ребенка в деятельности (в игровой, учебной, трудовой, в общении) необходима для самопознания и познания окружающего мира, для постижения человеческих взаимоотношений и взаимовлияний, для самоорганизации и самоутверждения и, наконец, она нужна для саморазвития и самовоспитания. Цели, задачи и возможности развития детей должны быть осознаны и приняты учителем и воспитателем, и осуществляться, скорее, в процессе сотрудничества, соуправления деятельностью (14.21).

Основными формами организации активности детей являются обучение и воспитание. Обучение и воспитание – это единый процесс, направляемый педагогической деятельностью взрослых. Тем не менее как обучение, так и воспитание решают свои конкретные задачи. Так, психология обучения призвана исследовать закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психология воспитания изучает основы активного, целенаправленного формирования личности. А задача раздела «психология учителя» заключается в раскрытии, описании не только психологических особенностей педагога, компонентов его деятельности, но и в изучении проблем управления процессом обучения, воспитания, чтобы найти и рекомендовать условия наибольшей оптимизации умственного развития, личностного становления, роста детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.