КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология воспитания и ее идеология
Общение и развитие ребенка как личности Преодоление межличностных и внутри личностных конфликтов и воспитание Основные понятия психологии воспитания Психология воспитания и ее идеология ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ Лекция 4 Раскрыть психологические основы подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. Составить понятийно-терминологический словарь по учебной деятельности учащихся. Проанализируйте процессы развития и формирования личности школьника в учебной деятельности. Каковы особенности учебной деятельности младшего школьника? Темы для самостоятельной работы:
ПЛАН 4. Проблемы воспитуемости подростков 5. Жизненные планы и профессиональное самоопределение старшеклассников 6. Направленность личности в ранней юности 8. Личность: формирование мотивов, управление воспитанием ребенка
Психология воспитания – один из основных разделов педагогической психологии. Она востребована не только практикой учебно-воспитательной работы учреждений образования, но и широкой общественностью, и самим государственным строительством. На любых этапах его развития, особенно в период смены основной идеологии власти, всегда нужна концепция устойчивых ориентиров воспитания, которая и является по большому счету основой определения закономерностей и механизмов формирования личности подрастающих поколений как активных деятелей, строителей, продолжателей дела и начинаний старших. Только в таком понимании, прежде всего, нужно говорить о вечности проблемы воспитания (общество – идеология – воспитание). Следует отметить, что психология воспитания до недавнего времени не имела такого признания, как психология обучения. Как известно, по теории и практике учебной деятельности современные основы обучения (развивающее обучение) разработаны еще в 60-80-х годах (теории Занкова, Эльконина, Давыдова, Гальперина – Талызиной, Матюшкина и др.) Положения психологии воспитания не везде закрепились как система и установки и не везде работают на пользу формирования личности такие надежные ориентиры как: – общечеловеческие идеалы-ценности истины, красоты, справедливости, равенства, чести, достоинства, свободы и т.д.; – гуманные, гражданские отношения: прежде всего отношение к себе – Я-концепция, к людям, к их прошлой истории жизни, верований, традиций, позиций и т.д.; – коллектив – ближайшая социальная среда общения, взаимоотношений, взаимодействий, самореализации и самоопределения и т.д.; – деятельность как непременное условие становления и развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, сознания, самосознания и характерологических свойств личности. Эффективность воспитательного процесса зависит от определения цели (идеологии), исходя из нее – задачи, четких границ источников, направлений воспитания как деятельности по передаче общественно-исторического опыта человечества и культуры среды, растящую и питающую личность. Культура формируется десятилетиями, веками. Нормы и ценности культуры не так быстро и легко меняются. Они – истоки и начало воспитания подрастающих поколений. Проблемы психологии воспитания заключены не только в определении его цели и задач, но и в учете механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждения и т.д. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. Обеспечение оптимальных педагогических условий для духовного развития личности ребенка – это один из еще нерешенных вопросов психологии воспитания. Под духовным развитием понимается осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к нравственному постоянному совершенствованию. Решение такой глобальной проблемы воспитания требует, в первую очередь, от непосредственных организаторов воспитательной работы в школе «проникновение» в ее суть, отобрать и применять только такие педагогические воздействия, которые адекватны направлениям и соде ржанию основных ориентиров воспитания. Виды влияния в воспитании, изучаемые в педагогической психологии, приведены на схеме 8.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |