Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и развитие ребенка как личности




 

Общение – это деятельность, в процессе которой происходит контакт между людьми не только во внешнем плане, но и во внутренней психической сфере: индивиды воспринимают друг друга, при этом фиксируют в сознании все характерные особенности поведения партнера, его характера, речи и т.д., взаимодействуют вербально и невербально, определяя одновременно в мыслях общую стратегию сближения с ним или, наоборот, разрыва дальнейших отношений, обмениваются намерениями, планами и другими информациями, оценивают степени влияния друг на друга, взаимопредставленности не только в идеальном образе, но и в роли в реальной ситуации общения. Общение как сложный многоплановый процесс развивается в совместной деятельности людей и является основным условием продолжения жизни, сохранения ценности поколений. Через общение не только передается культурно-исторический, социальный опыт старших молодым, но и устанавливается живая связь между культурой прошлого и настоящего; между культурой настоящего и будущего. В процессе общения человек получает почти единственную возможность самоопределиться среди себе подобных как личность. Он регулирует на личностном уровне перцептивную интерактивную функцию общения: с кем, когда, по какому поводу поддерживать контакт, обмениваться сообщениями, мнениями, замыслами, решениями и т.д.; активизировать или, наоборот, остановить межличностные отношения, изменять установку, представления, потребности и притяжения.

Человек в процессе общения удовлетворяет самые насущные, жизненно важные потребности:

– в младенчестве и раннем возрасте стремление к непосредственно-эмоциональному, благоприятному отношению с близкими людьми (особенно с матерью) и к миру предметов и манипулированию ими;

– в дошкольном детстве и младшем школьном возрасте – соответственно, стремление к открытию мира и познанию мира человеческих отношений через общение в процессе сюжетно-ролевых игр и учения;

– в подростковом и старшем школьном возрасте – к личностной стабильности, самостоятельности, взрослым романтическим отношениям, самоопределению как личностному, так и профессиональному посредством интимно-личностного общения и профессионально-ориентированной учебной деятельности.

Как мы видим, через общение актуализируется вся иерархия потребностей: биологические потребности, потребность в эмоциональной безопасности, в любви и принадлежности к группе, в уважении, познавательные, эстетические потребности и потребность в самореализации (по А.Маслоу). Все эти виды потребностей, тесно переплетаясь друг с другом, порождают, в свою очередь, систему осознаваемых мотивов, побуждающих и определяющих выбор направленности и содержания деятельности. А личностный смысл мотива, его достижение формирует новые мотивы и потребности. Этот вопрос – развитие мотивов – имеет ключевое значение для воспитания и самовоспитания личности.

Таким образом, общение на всех возрастных этапах воспитания занимает ведущую роль. Оно возможно только на основе совместной деятельности людей, как детей, так и взрослых. Согласно целям и задачам воспитания взрослые организуют деятельность, в процессе который происходит как бы слияние общения с содержанием деятельности, что выступает непременным условием становления и развития личности школьника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.