Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность: формирование мотивов, управление воспитанием ребенка




 

Личностно-деятельностный подход к развитию – фундаментальная основа воспитания. Человек, как личность, всегда стремится в процессе деятельности и общения преобразовать не только окружающую его действительность, но и самого себя. Он при этом выступает как самоактивный субъект, управляемый собственными мотивами и потребностями. Поэтому воспитание должно начаться с формирования его мотивов. Система мотива разнообразна. Мы остановимся лишь на осознаваемых, обобщенных мотивах – мотивах действий, поступков в деятельности, общения. Мотив побуждает деятельность, определяет ее цель и направленность. Источниками возникновения осознаваемых мотивов должны стать, как мы выше указывали, общечеловеческие идеалы – ценности, гуманные гражданские отношения, чувства, стремление к самоактуализации и т.д., ими определяются цели воспитания, направленность и содержание воспитательной работы. В таком случае идеалы – ценности, отношения, чувства как мотивы, осознаваемые, принятые человеком, становятся механизмом (основой) выбора им действий и поступков.

Мотивы и потребности тесно взаимосвязаны. Предметы потребности, выступая как мотив, расширяют круг деятельности, а деятельность, в свою очередь, развивает мотив, выдвигая все новые и новые цели. Тут начинает действовать формула «Потребность – Мотив – Цель – Действие», т.е. происходит сдвиг мотива на цель.

Управлять воспитанием ребенка – это значит формировать у него взгляды, убеждения на основе базистных общечеловеческих ценностей, гражданские отношения, позиции и т.д. Механизм управления воспитательным процессом не заключается лишь в организации деятельности детей по его теоретическим основам (проектирование, планирование деятельности, организация воспитательных мероприятий, регулирование подготовкой, текущий и итоговый учет, контроль и т.д.). В управлении воспитанием главное, видимо, учет внутренних психологических, в том числе и физиологических основ развития, формирования. Здесь невольно возникает вопрос, почему в учебном процессе теория развивающего обучения, основанная на положении о превращении внешнего действия во внутреннее, дает свои реальные результаты, а воспитательные мероприятия проводятся, как правило, без на то видимых достижений намеченных целей и задач. Разница заключается в том, что дети усваивают знания в единстве и на опоре внешних воздействий (умственные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнение, синтез и т.д. неоднократно повторяются, корректируются, направляются в нужное русло через речевые, моторные акты – упражнения). В дальнейшем по мере развития учебной деятельности внешние воздействия переходят в умственный (внутренний план), т.е. происходит трансформация (итериозация) внешних действий в процесс формирования внутреннего плана сознания.

В процессе воспитания о механизмах внешнего и внутреннего управления развитием и формированием личности конкретно и четко говорить, как в учении, весьма проблематично. Тем не менее, как отмечают психологи, все внешнее (сознательно организованные педагогические образцы, виды деятельности, ситуации общения) как стимул должны стать внутренним осознаваемым мотивом проявления позиции активного участника, соучастника, стремления найти адекватную форму поведения в нем не только в идеальном (внутреннем) плане, но и в реальной жизни во взаимодействии с другими людьми.

Последнее (отношения, действия, поступки) должно помочь в определении зрелости личности. Видимо, здесь оценка тех или иных уровней зрелости личности опять-таки будет связана с потребностями – служением высоким общечеловеческим ценностям истине, красоте, добру, совершенству, всесторонности, целостности, компетентности и т.д. Воспитание детей на образе этих ценностей прежде всего начинается в семье с самого раннего возраста. Если в семье «запущен» этот механизм воспитания, то можно гарантировать в какой-то степени противостояние мотива гармонии, доверия к миру и людям другим негативным влияниям среды и формальных воспитательных воздействий, организуемых в различных институтах образования.

Вопросы и задания:

1. В чем заключается сущность психологии воспитания?

2. Какие ценности определяют цели и задачи воспитания?

3. Почему возникают конфликты (противоречия) в развитии, формировании личности?

4. Какие существуют проблемы в воспитании подростков?

5. Как влияют жизненные планы на профессиональное самоопределение старшеклассников?

6. Как влияют потребности на общение детей и подростков на различных этапах их возрастного развития?

7. Что значит управлять воспитанием личности?

8. Сравните и найдите связь между понятиями: «воспитуемость и воспитанность»; «социализация и социальная адаптация»; «организационная культура и самоорганизация».

9. Охарактеризуйте на примере из жизни внутриличностные и межличностные конфликты, предупреждение их последствий.

10. Сравните психологические характеристики по внешним признакам «общительность» и «необщительность».

 

Темы для самостоятельной работы:

1. Составить понятийно-терминологический словарь по культуре общения (походка, позы, жесты, приветствия, знакомство, искусство беседы, пользование телефоном и переписка).

2. Проанализировать психологические проблемы и условия воспитания детей, подростков, ранней юности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.