Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия психологии воспитания




В связи с рассмотрением проблемы цели и задач психологии воспитания необходимо выделить и определить содержание таких тесно взаимосвязанных друг с другом явлений, как воспитуемость и воспитанность; социализация и социальная адаптация; организационная культура и самоорганизация.

Воспитуемость – это характеристика гибкости, пластичности, подвижности, сензитивности, восприимчивости и других особенностей высшей психической деятельности человека и его предрасположенности к целенаправленному внешнему воздействию с целью формирования у него определенных установок, понятий, взглядов, позиций и убеждений. С точки зрения воспитуемости в педагогической психологии принято группировать детей на «легко воспитуемых» и на «трудно воспитуемых». Каждая группа детей требует от педагогов индивидуального подхода, дифференциации видов, направлений организуемых, воспитательных воздействий и установления критериев и уровней воспитанности.

Воспитанность – это уже уровень закрепленности тех или иных результатов воспитательного процесса в поведении человека. Оценка уровня, например, нравственной воспитанности может идти по показателям нравственного сознания, т.е. этических представлений (осведомленности), сознания главных этических норм и правил (взглядов, убеждений), направленности нравственного поведения и т.д. Осознанное принятие ценностей нравственности и морали – это главная цель воспитания. Еще Л.С. Выготский в свое время указывал на необходимость такой цели в формировании нравственного поведения детей и подростков. Заражение их высокими нравственными ценностями, формирование у них социальной ответственности в решении ими сложных нравственных проблем в соответствии с образами и идеалами общества, воспитание принципиальности в определении позиции, отношения, в том числе и к самому себе и чувства собственного достоинства и чести – вот далеко не полное представление о воспитанном человеке как личность.

Социализация связана с усвоением культуры общества. В результате социализации человек становится в данной культурной среде как бы своим «принятым» субъектом, имеющим определенный статус как в личностном, так и в общественном плане. Он активно общается и взаимодействует с другими людьми. Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и на других более зрелых возрастных переходах жизни. Дети в процессе социализации в первую очередь корректируют базовые ценностные ориентации, на их основе усваивают нормы и правила поведения, т.е. обучаются тому, как себя вести, учатся контролировать свои эмоциональные переживания, сопереживать различным жизненным, поведенческим ситуациям в окружающей среде, каким образом относиться к различным сторонам жизни (к самому себе, людям, семье, природе и т.д.), как организовать свой быт, каких морально-этических установок взрослых придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Таким образом, явление социализации многоаспектное. Оно может объясняться как результаты социального научения, взаимодействия и самоактуализации Я-концепция.

Социализация как процесс может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в окружающей среде и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности.

Социальная адаптация – это непрерывный процесс в меняющемся окружающем мире, в котором индивиду приходится занимать в зависимости изменений видов деятельности, обстановки и т.д. разные социальные роли. Приспособление человека к ним происходит в зависимости от структуры потребностей и мотивов быстро, без особых затяжных противоречий, конфликтов или медленно с определенными трудностями и нарушениями в планах и притязаниях. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Социализированность в среде, группе, коллективе может характеризоваться как активный – неадаптивный или пассивный – адаптивный процессы. Неадаптивность – это особый мотив преодоления трудностей, неуспеха или успеха. Умение активно противостоять различным надситуативным действиям, соблазнам обеспечивает человеку прочную позицию, высокую приспособляемость и выживание. В противном случае неадаптивность может перейти в дезадаптивность. Например, дезадаптированные дети обычно бывают со многими проблемами в поведении и общении. Требуется вести с ними значительную коррекционно-реабилитационную работу. Пассивная адаптивность определяется достижением лишь равновесия, избеганием неудобств, эмоциональных переживаний, конформным принятием целей и ценностных ориентаций отдельных людей и группы.

Организационная культура – это собственные культурные образцы в налаживании быта, деятельности, взаимодействий людей в группе, коллективе. Они могут иметь форму традиций, правил, законов, ритуалов, ценностей и т.д., не противоречащих нормам, общечеловеческим идеалам общества. Члены группы в пространстве своей организационной культуры чувствуют себя конформно, живут и работают в согласии и в творческом поиске. Ценности группы обуславливают общее мировоззрение (идеологию) организационной культуры и обеспечивают внутреннюю интеграцию через создание условий межличностных и деловых отношений, коллегиальных форм принятия решений, делегирования ответственности. Высокая организационная культура формируется на основе самоорганизации.

Самоорганизация с точки зрения личностно-деятельного подхода рассматривается как внутренняя работа человека над собой для достижения прежде всего организованной деятельности на уровне саморегуляции, самоконтроля, самостоятельности. Они в совокупности и в комплексе составляют систему организационной культуры вообще. Саморегуляция как компонент самоорганизации имеет следующую структуру:

– принятая субъектом цель его произвольной активности;

– модель значимых условий деятельности;

– программа собственно исполнительских действий;

– система критериев успешности деятельности;

– информация о реально достигнутых результатах;

– оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

– решения о необходимости и характере коррекции деятельности.

Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать собственные действия, ситуацию, процесс, оценивать их адекватность или неадекватность эталону – цели (идеологии) воспитания и самостоятельно принимать сознательно мотивированные решения, добиваться их успешного выполнения.

Как видно из такого краткого обзора содержания основных понятий воспитания, развитие и формирование личности никогда и ни с кем равномерно не может идти. Тем более у детства этот процесс приводит к изменению личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Источником развития является социальная среда: семья, двор, образовательные учреждения, группы, объединения сверстников и т.д. Взаимодействия ребенка со средой не всегда соответствует его положительным ожиданиям, стремлениям, а в старшем возрасте – самостоятельности, самоопределению и выбору жизненного пути. Учет и предупреждение этих внешних и внутренних противоречий в воспитании, по-видимому, являются самыми сложными проблемами в практике педагогической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.