Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направленность личности в ранней юности




Жизненные планы и профессиональное самоопределение старшеклассников

 

Формирование жизненных планов - кем быть (профессиональное са­моопределение) и каким быть (моральное самоопределение) - характерная черта ранней юности, оно связано с новой социальной ситуацией этого возраста. Юноши и девушки, оканчивающие среднюю школу или среднеспециальное учебное заведение, стоят на пороге вступления в самостоя­тельную жизнь. В этот период перед ними возникает важная задача выбора своего жизненного пути – профессионального самоопределения.

Такая задача стоит и перед подростками, оканчивающими девятый класс. Перед ними также возникает задача определения своего будущего, выбора дальнейшего жизненного пути.

Как отмечает Л.И. Божович, внешне одинаковые задачи в подростко­вом возрасте и в ранней юности совершенно различны по своей психоло­гической характеристике, т.е. уровень психического развития детей подросткового возраста и ранней юности создают различные внутренние условия в решении вопроса жизненного самоопределения.

Согласно утверждениям многих психологов, жизненными планами многие подростки называют расплывчатые ориентиры и мечты, которые сводятся к намерениям учиться, заниматься в будущем интересной и ге­роической деятельностью, много путешествовать и иметь верных друзей. Об этом свидетельствует и тот факт, что часто многие подростки выбирают себе профессии потому, что эти профессии выбрали их товарищи или по степени привлекательности и увлекательности. Подростки, строя планы на будущее, еще не задумываются о средствах достижения их.

Подлинное жизненное самоопределение возникает только тогда, ко­гда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижений, пути, по которому намерен следовать человек и те объективные и субъективные условия, которые необходимы для вопло­щения его.

Совсем иначе происходит выбор жизненного пути у юноши и деву­шек. Они, как правило, учитывают реальное содержание той деятельности, которую им придется выполнить и те трудности, с которыми они встретят­ся. Этот подлинный акт самоопределения осуществляется только в резуль­тате анализа как практических возможностей будущей деятельности, так и своих внутренних ресурсов - способностей, склонностей, знаний, навыков, характера.

Таким образом, жизненный план в ранней юности, отличаясь от ана­логичного плана подростка, выражает в большей части его мечты и поэто­му может быть как активным, так и созерцательным.

Выбор профессии для любого человека в значительной степени мо­ральная проблема. «... Главным руководителем, который должен нас на­правлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собст­венное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другого; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага», - писал К. Маркс в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии»1.

Такая социально-нравственная мотивация является доминирующей для юношей и девушек. Необходимо подчеркнуть, что выработка жизнен­ного плана и профессиональное самоопределение очень трудное дело. Во-первых, открывающиеся широкие возможности при выборе той или иной профессии порождают психологические трудности - как найти свое при­звание? Трудность состоит в том, что личность еще отчетливо не знает, подходят ли его склонности и способности к выбранной деятельности, т.к. склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе дея­тельности. В поисках своего призвания все формы деятельности испробо­вать невозможно. Во-вторых, самоопределение в профессии есть одновре­менно и самоограничение. Юноша, стоящий перед выбором жизненного пути, в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция». Он может быть кем угодно и перед ним открываются заманчивые возможно­сти. А выбор профессии делает человека в чем-то определенным, и он должен реализовать свои интересы и способности в определенной деятель­ности. Но это заставляет его отказаться от других, не менее привлекатель­ных видов деятельности. В-третьих, юноша еще очень плохо знает и ре­альные свойства своей профессии и тех требований, которые предъявляют­ся к работнику. В-четвертых, незнание своих потенциальных возможно­стей приводит к нереалистическому завышению притязаний. Например, вместо того, чтобы выбрать деятельность по своим возможностям, некото­рые юноши и девушки годами пытаются поступить в вузы, вырабатывая у себя психологию неудачников (И.С. Кон, 1973).

В ранней юности человеку кажется, что он выбирает свой жизнен­ный путь, и он действительно делает это. Но на его выбор влияют и пред­шествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. Как спра­ведливо заметил В.В. Шубкин, наряду с путями, которые мы себе выбира­ем, существуют пути, которые выбирают нас (В.В. Шубкин, 1976).

В выборе профессии часто сказывается традиционный престиж той или иной профессии в общественном мнении. Например, желающих стать космонавтом гораздо больше, чем желающих быть рабочими. Как показали социологические исследования, определение жизненного пути и степень реализации его сильно зависят от социальных условий, особенно от обра­зовательного уровня родителей. Например, чем выше уровень образования, родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжить учебу в вузах и что эти планы будут реализованы.

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, часто совер­шающийся более или менее стихийно. Юношу, выбирающегося свой жиз­ненный путь, могут подстерегать две опасности: 1) раннее самоопределе­ние, хотя считается фактором положительным, имеет свои издержки - часто приводит к разочарованию. Это связано с тем, что выбирая профес­сию, юноша ориентировался на содержание деятельности, на внешний эф­фект и не замечал другие, более важные аспекты; 2) затягивание и откла­дывание самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выражен­ных и устойчивых интересов. Как правило, такая задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и отсутст­вием социальных ориентации юноши (И.С. Кон, 1979).

Как отмечает И.С. Кон, прямой психологический нажим родителей («Ну когда ты, в конце концов определишься? Я в твоем возрасте...») с целью ускорения и форсирования этого процесса часто не дает положи­тельного эффекта. Наоборот, возникает отрицательный эффект: рост тре­вожности, негативистический отказ от всякого самоопределения либо уход в разного рода хобби.

Вот поэтому очень важна профессиональная консультация путем расширения кругозора и интересов ребенка, ознакомления его с разными видами деятельности не только теоретически, но и путем приобщения к практической деятельности.

Итак, построение жизненного плана и выбор профессии очень слож­ное явление, влияющее на всю сферу личного самоопределения - мораль­ный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и т.д. Понятно, что многое вырисовывается лишь в самом общем виде. Какими бы легко­мысленными и беспечными ни выглядели юноши и девушки, они впервые становятся перед сознательным выбором жизненного пути, главного во­проса жизни.

 

Направленность характеризует основную жизненную установку, основную позицию личности. При этом позиция рассматривается как сложная система отношений личности к обществу, к труду, к людям, к самому себе, собственной деятельности, своему будущему; установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. (Б.П. Ананьев, 1969). Направленность оказывает влияние на все проявление личности и отражает идеоло­гию социальной общности, в которую входит человек.

Основными структурными элементами направленности личности яв­ляются потребности, мотивы поведения, интересы, идеалы, мировоззрение и убеждения человека.

Потребности - это отраженная в переживании или в сознании инди­вида объективно существующая нужда в чем-то. Как только нужда стано­вится предметом переживания, вызывая дискомфорт, то влечет за собой действия, направленные на удовлетворение возникшей потребности. По­требности различают по их направленности, ориентированности на объект и в зависимости от этого выделяют материальные, духовные и обществен­ные потребности.

Потребность, по выражению А.Н. Леонтьева, «кристаллизуется» в предмете, т.е. до первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в этом условии потребность приобретает свою предметность, воспринимаемый (представляемый, мысленный) предмет - свою побудитель и направленную деятельность функцию, т.е. становится мотивом.

Мотив деятельности представляет собой ответ на вопрос: почему человек поступил так или иначе. Нравственная ценность любого поступка определяется тем, какие мотивы лежат в его основе.

Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл - смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов - порой остро эмоциональных, аф­фективных - лишены смыслообразующей функции. Их называют мотива­ми-стимулами (А.Н. Леонтьев).

Для детей разного возраста и для каждого ребенка одной и той возрастной группы далеко не все мотивы приобретают одинаковую побуди­тельную силу. Одни мотивы являются доминирующими, основными, другие - второстепенными, побочными. Иерархия мотивов определяется всем раннее сложившимся опытом ребенка, который в свою очередь зависит от образа жизни и воспитания, от уровня и содержания требований, предъяв­ляемых к ребенку на данном возрастном этапе. Так, доминирующим мотивом в учебной деятельности младшего школьника может быть стремление к одобрению, позиция примерного ученика, подростка - в качестве такого мотива начинает выступать стремление завоевать и сохранить авторитет в сфере сверстников, а у старшеклассников может доминировать мотив «лучше подготовиться к будущей деятельности» и т.д.

Ядром направленности личности юношей и девушек являются идеа­лы, убеждения и мировоззрение.

Идеал - это образ, который выступает для личности в качестве этало­на, часто недосягаемого. Идеал осознается и переживается, вызывая у нее желание совершенствоваться, подражать.

О социальной ценности личности юношей судят не только по идеа­лам, но и по убеждениям. Убеждения - это эмоционально-прочувственная вера в правильность своих мнений, поступков.

Идеалы и побуждения юности определяются ее мировоззрением, системой взглядов на окружающий мир, природу, общество, человеческое сознание и их развитие. Мировоззрение накладывает отпечаток на духов­ный облик личности, ее потребности, мотивы поведения, интересы, нрав­ственные установки. Как важнейшие компоненты мировоззрения, идеалы и убеждения сами оказывают влияние на его формирование.

По мнению Л.И. Божович, психологически идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, идеал создает более или менее настоящую и интен­сивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его по­требностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому ребенок стремится сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки (Л.И. Божович, 1968).

В ранней юности идеал приобретает иной характер и по своему строению, и по содержанию, и по тому способу, каким он воздействует на личность школьника.

Если идеалы подростка и младшего школьника, представлены, как правило, в облике конкретного человека, воплощенных в героических об­разах художественной литературы, в героях Великой Отечественной вой­ны, в образах людей, совершающих трудовые и др. подвиги, то идеалы юношей и девушек носят более абстрактный и обобщенный характер. Это связано со складывающейся системой моральных принципов и взглядов. Идеал воплощает систему моральных требований, лишенных своего кон­кретного носителя.

В младших классах возникновение идеала происходит как бы непо­средственно, порой даже случайно. В ранней юности обнаруживается иной подход к выбору идеала. Для юности характерен преднамеренный путь по­строения идеала - сознательно становится цель найти свой идеал, который связан с формированием мировоззрения и стремлением определить себя и свое место в жизни (С.Г. Крантовский, Л.И. Божович, 1988).

В отличие от подростка и младшего школьника, старший школьник способен дать развернутое и достаточно приближенное определение поня­тия «идеал», раскрыть его существенные черты и значение для личности.

В непосредственной связи с этим стоит, по мнению Л.И. Божович, и другая особенность личности в ранней юности - все возрастающая актив­ность ее, направленная на достижение моего идеала. Важнейшей особен­ностью идеала в ранней юности является его устойчивость. Устойчивость идеала обеспечивает устойчивость и постоянство моральных мотивов по­ведения и самого поведения юноши. Психология юноши отличается от психологии подростка стабилизацией их поступков, намерений, их оценок и отношений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.