КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направленность личности в ранней юности
Жизненные планы и профессиональное самоопределение старшеклассников
Формирование жизненных планов - кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение) - характерная черта ранней юности, оно связано с новой социальной ситуацией этого возраста. Юноши и девушки, оканчивающие среднюю школу или среднеспециальное учебное заведение, стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. В этот период перед ними возникает важная задача выбора своего жизненного пути – профессионального самоопределения. Такая задача стоит и перед подростками, оканчивающими девятый класс. Перед ними также возникает задача определения своего будущего, выбора дальнейшего жизненного пути. Как отмечает Л.И. Божович, внешне одинаковые задачи в подростковом возрасте и в ранней юности совершенно различны по своей психологической характеристике, т.е. уровень психического развития детей подросткового возраста и ранней юности создают различные внутренние условия в решении вопроса жизненного самоопределения. Согласно утверждениям многих психологов, жизненными планами многие подростки называют расплывчатые ориентиры и мечты, которые сводятся к намерениям учиться, заниматься в будущем интересной и героической деятельностью, много путешествовать и иметь верных друзей. Об этом свидетельствует и тот факт, что часто многие подростки выбирают себе профессии потому, что эти профессии выбрали их товарищи или по степени привлекательности и увлекательности. Подростки, строя планы на будущее, еще не задумываются о средствах достижения их. Подлинное жизненное самоопределение возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижений, пути, по которому намерен следовать человек и те объективные и субъективные условия, которые необходимы для воплощения его. Совсем иначе происходит выбор жизненного пути у юноши и девушек. Они, как правило, учитывают реальное содержание той деятельности, которую им придется выполнить и те трудности, с которыми они встретятся. Этот подлинный акт самоопределения осуществляется только в результате анализа как практических возможностей будущей деятельности, так и своих внутренних ресурсов - способностей, склонностей, знаний, навыков, характера. Таким образом, жизненный план в ранней юности, отличаясь от аналогичного плана подростка, выражает в большей части его мечты и поэтому может быть как активным, так и созерцательным. Выбор профессии для любого человека в значительной степени моральная проблема. «... Главным руководителем, который должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебными, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другого; человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага», - писал К. Маркс в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии»1. Такая социально-нравственная мотивация является доминирующей для юношей и девушек. Необходимо подчеркнуть, что выработка жизненного плана и профессиональное самоопределение очень трудное дело. Во-первых, открывающиеся широкие возможности при выборе той или иной профессии порождают психологические трудности - как найти свое призвание? Трудность состоит в том, что личность еще отчетливо не знает, подходят ли его склонности и способности к выбранной деятельности, т.к. склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности. В поисках своего призвания все формы деятельности испробовать невозможно. Во-вторых, самоопределение в профессии есть одновременно и самоограничение. Юноша, стоящий перед выбором жизненного пути, в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция». Он может быть кем угодно и перед ним открываются заманчивые возможности. А выбор профессии делает человека в чем-то определенным, и он должен реализовать свои интересы и способности в определенной деятельности. Но это заставляет его отказаться от других, не менее привлекательных видов деятельности. В-третьих, юноша еще очень плохо знает и реальные свойства своей профессии и тех требований, которые предъявляются к работнику. В-четвертых, незнание своих потенциальных возможностей приводит к нереалистическому завышению притязаний. Например, вместо того, чтобы выбрать деятельность по своим возможностям, некоторые юноши и девушки годами пытаются поступить в вузы, вырабатывая у себя психологию неудачников (И.С. Кон, 1973). В ранней юности человеку кажется, что он выбирает свой жизненный путь, и он действительно делает это. Но на его выбор влияют и предшествующее воспитание, и социальная среда, и многое другое. Как справедливо заметил В.В. Шубкин, наряду с путями, которые мы себе выбираем, существуют пути, которые выбирают нас (В.В. Шубкин, 1976). В выборе профессии часто сказывается традиционный престиж той или иной профессии в общественном мнении. Например, желающих стать космонавтом гораздо больше, чем желающих быть рабочими. Как показали социологические исследования, определение жизненного пути и степень реализации его сильно зависят от социальных условий, особенно от образовательного уровня родителей. Например, чем выше уровень образования, родителей, тем больше вероятности, что их дети собираются продолжить учебу в вузах и что эти планы будут реализованы. Выбор профессии - сложный и длительный процесс, часто совершающийся более или менее стихийно. Юношу, выбирающегося свой жизненный путь, могут подстерегать две опасности: 1) раннее самоопределение, хотя считается фактором положительным, имеет свои издержки - часто приводит к разочарованию. Это связано с тем, что выбирая профессию, юноша ориентировался на содержание деятельности, на внешний эффект и не замечал другие, более важные аспекты; 2) затягивание и откладывание самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Как правило, такая задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и отсутствием социальных ориентации юноши (И.С. Кон, 1979). Как отмечает И.С. Кон, прямой психологический нажим родителей («Ну когда ты, в конце концов определишься? Я в твоем возрасте...») с целью ускорения и форсирования этого процесса часто не дает положительного эффекта. Наоборот, возникает отрицательный эффект: рост тревожности, негативистический отказ от всякого самоопределения либо уход в разного рода хобби. Вот поэтому очень важна профессиональная консультация путем расширения кругозора и интересов ребенка, ознакомления его с разными видами деятельности не только теоретически, но и путем приобщения к практической деятельности. Итак, построение жизненного плана и выбор профессии очень сложное явление, влияющее на всю сферу личного самоопределения - моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и т.д. Понятно, что многое вырисовывается лишь в самом общем виде. Какими бы легкомысленными и беспечными ни выглядели юноши и девушки, они впервые становятся перед сознательным выбором жизненного пути, главного вопроса жизни.
Направленность характеризует основную жизненную установку, основную позицию личности. При этом позиция рассматривается как сложная система отношений личности к обществу, к труду, к людям, к самому себе, собственной деятельности, своему будущему; установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности; целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. (Б.П. Ананьев, 1969). Направленность оказывает влияние на все проявление личности и отражает идеологию социальной общности, в которую входит человек. Основными структурными элементами направленности личности являются потребности, мотивы поведения, интересы, идеалы, мировоззрение и убеждения человека. Потребности - это отраженная в переживании или в сознании индивида объективно существующая нужда в чем-то. Как только нужда становится предметом переживания, вызывая дискомфорт, то влечет за собой действия, направленные на удовлетворение возникшей потребности. Потребности различают по их направленности, ориентированности на объект и в зависимости от этого выделяют материальные, духовные и общественные потребности. Потребность, по выражению А.Н. Леонтьева, «кристаллизуется» в предмете, т.е. до первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в этом условии потребность приобретает свою предметность, воспринимаемый (представляемый, мысленный) предмет - свою побудитель и направленную деятельность функцию, т.е. становится мотивом. Мотив деятельности представляет собой ответ на вопрос: почему человек поступил так или иначе. Нравственная ценность любого поступка определяется тем, какие мотивы лежат в его основе. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл - смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов - порой остро эмоциональных, аффективных - лишены смыслообразующей функции. Их называют мотивами-стимулами (А.Н. Леонтьев). Для детей разного возраста и для каждого ребенка одной и той возрастной группы далеко не все мотивы приобретают одинаковую побудительную силу. Одни мотивы являются доминирующими, основными, другие - второстепенными, побочными. Иерархия мотивов определяется всем раннее сложившимся опытом ребенка, который в свою очередь зависит от образа жизни и воспитания, от уровня и содержания требований, предъявляемых к ребенку на данном возрастном этапе. Так, доминирующим мотивом в учебной деятельности младшего школьника может быть стремление к одобрению, позиция примерного ученика, подростка - в качестве такого мотива начинает выступать стремление завоевать и сохранить авторитет в сфере сверстников, а у старшеклассников может доминировать мотив «лучше подготовиться к будущей деятельности» и т.д. Ядром направленности личности юношей и девушек являются идеалы, убеждения и мировоззрение. Идеал - это образ, который выступает для личности в качестве эталона, часто недосягаемого. Идеал осознается и переживается, вызывая у нее желание совершенствоваться, подражать. О социальной ценности личности юношей судят не только по идеалам, но и по убеждениям. Убеждения - это эмоционально-прочувственная вера в правильность своих мнений, поступков. Идеалы и побуждения юности определяются ее мировоззрением, системой взглядов на окружающий мир, природу, общество, человеческое сознание и их развитие. Мировоззрение накладывает отпечаток на духовный облик личности, ее потребности, мотивы поведения, интересы, нравственные установки. Как важнейшие компоненты мировоззрения, идеалы и убеждения сами оказывают влияние на его формирование. По мнению Л.И. Божович, психологически идеал выполняет двоякую функцию. Во-первых, идеал создает более или менее настоящую и интенсивную систему нравственных стремлений ребенка, которая входит в структуру его аффективных тенденций, создавая вместе с другими его потребностями и стремлениями сложную констелляцию побудительных сил, определяющих его поведение. Во-вторых, идеал, будучи осознанным, начинает выступать в качестве того нравственного эталона, по которому ребенок стремится сознательно формировать самого себя, оценивать свои и чужие поступки (Л.И. Божович, 1968). В ранней юности идеал приобретает иной характер и по своему строению, и по содержанию, и по тому способу, каким он воздействует на личность школьника. Если идеалы подростка и младшего школьника, представлены, как правило, в облике конкретного человека, воплощенных в героических образах художественной литературы, в героях Великой Отечественной войны, в образах людей, совершающих трудовые и др. подвиги, то идеалы юношей и девушек носят более абстрактный и обобщенный характер. Это связано со складывающейся системой моральных принципов и взглядов. Идеал воплощает систему моральных требований, лишенных своего конкретного носителя. В младших классах возникновение идеала происходит как бы непосредственно, порой даже случайно. В ранней юности обнаруживается иной подход к выбору идеала. Для юности характерен преднамеренный путь построения идеала - сознательно становится цель найти свой идеал, который связан с формированием мировоззрения и стремлением определить себя и свое место в жизни (С.Г. Крантовский, Л.И. Божович, 1988). В отличие от подростка и младшего школьника, старший школьник способен дать развернутое и достаточно приближенное определение понятия «идеал», раскрыть его существенные черты и значение для личности. В непосредственной связи с этим стоит, по мнению Л.И. Божович, и другая особенность личности в ранней юности - все возрастающая активность ее, направленная на достижение моего идеала. Важнейшей особенностью идеала в ранней юности является его устойчивость. Устойчивость идеала обеспечивает устойчивость и постоянство моральных мотивов поведения и самого поведения юноши. Психология юноши отличается от психологии подростка стабилизацией их поступков, намерений, их оценок и отношений.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1878; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |