КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативных умений и навыков у учителя и воспитателя
Примерная форма для ведения самонаблюдения
После самооценки и самоанализа данных об умениях и навыках общения педагог может сам для себя лично самостоятельно или с помощью своих коллег выработать рекомендации по их коррекции. Практическое осуществление такой коррекции предполагает организацию самоконтроля поведения. Одним из эффективных способов такого самоконтроля может стать сознательный выбор и использование разнообразных внешних сигналов, которые вовремя могут напомнить о необходимости применения соответствующей коррекции. Такого рода сигналы должны встречаться в повседневных делах в нужное время и в нужных местах. Ими могут быть, например, невольно бросающиеся в глаза предметы обстановки и многое другое. Существуют некоторые общие рекомендации по выбору и использованию подобного типа сигналов: 1. Эти сигналы должны регулярно встречаться и ежедневно попадаться человеку на глаза. 2. Они должны появляться в поле зрения как раз в те моменты, когда необходимо применить нужные коммуникационные умения и навыки. В заключение сформулируем несколько общих правил, следование которым могло бы также помочь педагогу развивать свои педагогические способности:
Мы убеждены, что, только усвоив все эти правила и строго им следуя, педагог может воспитать в ребенке ту личность, которая нам сейчас крайне нужна (18). 8. Педагогическое воображение – эту способность можно рассмотреть в связи с проектировочной педагогической деятельностью учителя (как он строит систему уроков, соотносит изучение материала курса с внеурочной образовательной работой по предмету, устанавливает межпредметные связи, учитывает возможные затруднения учащихся в усвоении знаний, стимулирует самостоятельный поиск знаний и т.д.). 9. Способность к распределению внимания. В организации учебного процесса перед учителем стоит задача постепенно развивать все свойства внимания: распределяемость, переключаемость, объем и силу. А также постепенно развивать произвольное внимание, управляемое сознанием. Развитие внимания происходит в процессе приучения к деятельности, требующей специфического активного состояния сознания. Оно служит фоном и предпосылкой для успешного обучения детей на всех ступенях образования. Естественно, сила учителя не только в полном сочетании в нем всех выше указанных педагогических особенностей. В структуре педагогических способностей очень важны творческое отношение учителя к выполняемой деятельности. психологическая готовность постоянно совершенствовать свое мастерство, осознание сильных и слабых сторон (компонентов) своих способностей, умение компенсировать сильными других более слабых качеств, компенсация недостатков способностей может идти через формирование индивидуального стиля деятельности. Хороший организатор и пластичный в общении учитель очень часто успешно реализует сразу несколько педагогических функций, пожалуй, кроме высокого интеллекта. Высокий интеллект – это необходимое качество особенно при выполнении информационно-развивающей функции учителя. Вопросы и задания: 1. В чем заключается ценность учителя для ученика? 2. Какие качества учителя в первую очередь определяют его успешную педагогическую деятельность? 3. Раскройте структуру педагогических способностей и охарактеризуйте каждый их компонент. 4. Проанализируйте свои личностные качества и сопоставьте их с психологическими характеристиками современного учителя. 5. Опишите по собственным воспоминаниям личность Вашего любимого учителя.
Темы для самостоятельной работы: 1. Составить понятийно-терминологический словарь качеств личности, способствующих педагогическому сотрудничеству учителя. 2. Оценить у себя и у двух-трех своих сокурсников развитость тех качеств, которые необходимы современному учителю.
Приложение 1
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |