Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как предупредить нежелание учиться




К.В. Бардин

 

Итак, наш дошкольник стал школьником. Жизнь его круто изменилась. И, психологический смысл этого из­менения нам уже известен – это смена ведущего типа дея­тельности. Игра уступает свое место учебе. Что же следу­ет делать родителям, чтобы этот переход прошел по воз­можности безболезненно, чтобы не появилось стойкого отвращения и сопротивления по отношению к своим новым обязанностям? И нужно ли делать вообще что-нибудь?

К счастью, сейчас все меньше становится родителей, по­лагающих, что к учебе сына или дочери они могут не иметь никакого отношения, что это целиком должно лежать на плечах школьного учителя. Но вот что делать конкретно, они часто представляют себе довольно смутно.

Прежде всего, если поступление в школу является сме­ной ведущей деятельности для ребенка, то первая задача родителей состоит в том, чтобы помочь ему эту новую деятельность освоить.

Второй задачей для воспитания произвольности учеб­ной деятельности является формирование у школьников интереса к получаемым в школе знаниям, привитие им любви к интеллектуальному напряжению и преодолению интеллектуальных трудностей. Школьнику, который ус­пешно справляется с учебной работой, начинает нравить­ся и сам учебный процесс и те интеллектуальные усилия, которые он при этом делает, и то, что ему удалось добить­ся нужного результата.

Психологические исследования показали, что учебная деятельность протекает организованно и без внешнего принуждения лишь в том случае, когда она побуждается двумя родами мотивов: мотивами, связанными с позицией школьника, и мотивами, идущими от самой учебной дея­тельности. Отсутствие хотя бы одного рода мотивов уже нарушает нормальное протекание учебной работы.

Наконец, третья задача заключается в том, чтобы сис­тематически воспитывать у школьников те качества лич­ности, которые являются необходимым условием волевого поведения. При воспитании качеств личности надо иметь в виду, что их «костяк» в значительной степени определя­ют прочно сформировавшиеся привычки, которые в отли­чие от навыков и умений несут в себе собственную побу­дительную силу. Человека непосредственно тянет делать то, что он привык делать в определенное время и в опре­деленных обстоятельствах. Качество личности, по сущест­ву, и является результатом устойчиво закрепившейся при­вычки. Поэтому для поддержания произвольности в учеб­ной деятельности очень большое значение имеет режим. Ребенку часто трудно оторваться от того, что ему в дан­ный момент интересно, и заставить себя сесть за приго­товление уроков. Для этого у него не хватает воли. Но если он привык начинать занятия в определенное время, то эта привычка поможет ему справиться с собой без вся­кого постороннего вмешательства. Однако для того чтобы подчинение режиму не мешало формированию произ­вольного поведения, которое обязательно включает в себя умение планировать, ставить цели, принимать решения и т.п., надо, чтобы ребенок сам под руководством взрослого составил тот режим, которому он затем будет подчинять­ся. Подчинение режиму – это обоюдоострое оружие вос­питания воли. Он, с одной стороны, помогает осуществле­нию произвольного поведения, но он не может задержи­вать формирование наиболее высоких его форм, тормозя развитие самостоятельности и активности ребенка. По­этому иногда можно встретить детей как бы «зарежим-ленных», т.е. умеющих подчиняться принудительной силе режима, но не способных к самостоятельному произ­вольному поведению.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. – Воронеж, 1995. – С.302 332.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.