Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация учения и ее воспитание у школьников




А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман

 

Необходимо кратко остановиться на возрастных и ин­дивидуальных особенностях мотивации. Возрастное раз­витие мотивации состоит в появлении психологических новообразований, т.е. качественно новых особенностей, характеризующих ее более высокий уровень. Мотивационная сфера маленького ребенка отличается одноуровневым строением и рядоположенностью отдельных побуж­дений, ситуационностью и импульсивностью поведения (В.Г.Асеев). Для школьного возраста характерно наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту. Психологами (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Г.И.Щукина, Д.Б.Элько-нин и др.) выделена общая картина возрастной динамики мотивов учения. Необходимо подчеркнуть, что особенно­сти мотивов и познавательных интересов учащихся раз­ных возрастов не являются «фатально неизбежными» и необходимо присущими этим возрастам. Современная воз­растная психология, демонстрирующая наличие больших резервов развития в каждом возрасте, утверждает воз­можность создания нового типа отношения к учению, на­пример формирования интереса к способам добывания зна­ний, уже в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, В.В.Репкин и др.). Поэтому те особенности развития мо­тивации в разных школьных возрастах, которые будут названы ниже, должны рассматриваться лишь как при­мерные. Они могут быть скорректированы, углублены и даже преобразованы в ходе использования современных методов обучения и воспитания. В младшем школьном возрасте, писал А.Н.Леонтьев, ос­новной мотив учения состоит в большинстве случаев в са­мом выполнении учения как объективно значимой деятель­ности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию. В сред­нем школьном возрасте возникает новый тип мотива, опре­деляемый позицией ребенка в самой школе, возрастают связи ученика с коллективом, увеличивается интерес к ра­боте в школьных детских организациях. И наконец, в стар­шем школьном возрасте общие социальные мотивы оказы­ваются связанными с широким кругом общественной жизни школьника, с подготовкой к выбору профессии, с определе­нием широких жизненных перспектив.

Наряду с этим происходит развитие познавательных мотивов. Вначале у детей нет выраженного интереса к содержанию уроков и учебных занятий. На следующем этапе интерес к учебным занятиям начинает дифферен­цироваться, возникают собственно учебные интересы. Интерес перемещается с выполнения учебного действия на его содержание, задачи, которым это действие отвеча­ет, на способы, которыми оно выполняется. Если же этих внутренних мотивов учения нет, то интерес школьников замыкается на отметке и других важных, но внешних по отношению к учебной деятельности моментах. А это, по мысли А.Н.Леонтьева, создает некоторые новые трудно­сти: ведь подчинение своих действий мотиву, не имею­щему отношения к самому содержанию действия и не порождающему прямого интереса к нему, требует воле­вого характера учебной деятельности.' Выполнение же учебной деятельности, движимой внутренними мотивами учащегося, в меньшей мере требует волевых усилий, так как может сопровождаться и непроизвольным интере­сом.

Учителю важно помнить, что время, когда возникает у школьников дифференцированный интерес к разным сто­ронам учебной работы и особенно интерес к способам учения, зависит в первую очередь от эффективности учеб­но-воспитательной работы. Этот интерес может возник­нуть в середине младшего школьного возраста, чаще он складывается в подростковом, а в некоторых случаях не формируется и в старшем школьном возрасте. Между тем ориентация школьника на способы добывания знаний имеет прямое отношение к формированию приемов са­мообразования, овладение которым сегодня одна из задач школы.

Начавшаяся у подростков дифференциация интересов вырастает в старшем школьном возрасте в устойчивое из­бирательное отношение к определенным областям знаний.

Намеченные линии развития социальных и познава­тельных мотивов в школьных возрастах взаимосвязаны между собой и образуют богатое многообразие индивиду­альных путей развития и типов мотивации учения. Инди­видуальные проявления мотивации учения не раз привлекали внимание психологов. Наиболее тщательно была рассмотрена мотивация учения неуспевающих школьни­ков (Н.А.Менчинская, М.В.Матюхина). Как показали эти работы, для определения типа неуспеваемости учителю необходимо принимать во внимание соотношение обу­чаемости, состояния приемов умственной деятельности школьника и сохранности у него позиции школьника, же­лания учиться. Основной путь изучения неуспевающих детей в школе и работы с ними состоит именно в восста­новлении мотивации учения. Это достигается путем осо­бого типа отношений с учителем, проявляющим максимум доверия к возможностям ученика, дозированной помощи и постепенного усложнения заданий. Психологам удалось показать также, что хотя мотивация у неуспевающих школьников, как правило, и мало сформирована, и плохо осознается, все-таки уровень мотивации учения у этих детей реально выше, чем считают учителя.

Это приводит к недооценке возможностей плохо успе­вающих школьников, к ухудшению отношений ребенка с учителем и в конечном счете усугубляет неуспеваемость.

В индивидуальной работе важно учитывать не только динамику мотивации плохо успевающих учеников, но и особенности мотивации хорошо успевающих школьников. Выше мы обращали внимание на то, что наличие посто­янного и легкого успеха также может привести к сниже­нию мотивационной активности ребенка и его готовности к дальнейшему усовершенствованию своей работы. В свя­зи с этим В.А.Сухомлинский писал, что учение даже хо­рошо успевающими учениками должно восприниматься как труд, требующий затраты определенных усилий. Без­условно, особенности мотивации учения – важная харак­теристика индивидуального стиля учебной работы, кото­рый складывается у учащихся в зависимости от их реаль­ного участия и активного включения в учебную деятель­ность, индивидуально-психологических особенностей про­шлою опыта и т.д. Чтобы найти оптимальный индивиду­альный подход к воспитанию мотивации каждого ребен­ка. педагогу очень важно уметь изучать ее в разных ситуа­циях, на протяжении ряда лет.

Маркова А. К,. Орлов А. Б,. Фридман Л.М Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М-: Педагогика, 1983. – С. 13-21.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.