Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преодоление межличностных и внутри личностных конфликтов и воспитание




 

Воспитание, как известно, это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования в нем социально ценных качеств и подготовки его к общественной жизни и труду. Однако нельзя представлять воспитание упрощенно, как лишь организацию объективных условий жизнедеятельности воспитанника или как простое количественное накопление, пусть даже очень усложненных по оформлению и содержанию, внешних воздействий. Внешние факты взаимодействия субъектов и объектов так или иначе становятся внутренним достоянием духовного мира первых. У каждого из них свои амбивалентные стремления, честолюбие (мотивы достижения успеха, славы, положения среди сверстников в коллективе; ценности, убеждения, позиции и т.д.). Они не всегда совпадают с существующими условиями учебно-воспитательного процесса или какими-то реальными ситуациями в жизни коллектива. Столкновение противоположно направленных целей, средств и позиций, разные интересы, желания сторон вызывают либо межличностный, либо внутри личностный конфликт.

В воспитании своевременно не учтенные, не предупрежденные разногласия, прежде всего, между ребенком и родителями, учеником и учителем или другими взрослыми, ставшие затяжными конфликтными взаимодействиями, приносят огромный вред. Возникает опасность нарушения у детей значимых жизненных отношений, возникновения болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворенности, безвыходности, отчаяния и т.д. Видимо, как в семье, так и в школе нужно искать более объективное объяснение отдельным асоциальным действиям и проступкам школьников.

Межличностные конфликты, прежде всего, наблюдаются в семейном воспитании. Противоречие между детьми и родителями возникает, когда в семье нет единства требований, мать и отец расходятся в подходах к ребенку. Один, например, допускает строгие, даже репрессивные меры воздействия, другой, наоборот, дает свободу поведению ребенка. Ему приходится лавировать, обманывать или подчиняться сильному, приспосабливаться, угодничать, лгать и т.д. Этот неконструктивный межличностный конфликт в семье значительно тормозит формирование целостной личности, способной преодолеть всякие негативные влияния жизни и среды. У ребенка из такой семьи возникают в детском саду, школе межличностные конфликты: между сверстниками, между воспитателем, учителем. Здесь поводов для несовпадения интересов, желаний очень много (выполнение режима дня, участие в общественной работе, посещение школьных, классных мероприятий, соблюдение правил культуры общения и поведения), как правило, этот конфликт приводит к упрямству, негативной оценке всего, что происходит в окружающей среде. Здесь нужно также установить единство требований семьи и школы. В школе с помощью психолого-педагогической службы вести систематическую работу по коррекции взаимоотношений и взаимовлияний, прежде всего, в семье и в детских коллективах.

Организационный конфликт возникает, когда в школе нет единого требования к учащимся. Учителя предъявляют разные требования к детям по одному и тому же вопросу, например, одни требуют самостоятельности мышления, другие – текстуального воспроизведения материала, или одни разрешают во время урока открыто обсуждать проблему, комментировать суждения не только учащихся, но и самих учителей, другие соблюдают строго все предписания к поведению ребенка на уроке и требуют их выполнения. Поэтому на глазах у школьников требования каждого преподавателя обязательны только на его уроке. Так, единые требования школы теряют свою законную силу как общие нормы, правила взаимодействия ученика и учителя. Развивается отрицательное отношение к учителю, к его предмету, далее к учению и школе в целом. Противоречие между отношением ученика к цели учебной деятельности и отношением к самому процессу этой деятельности может сохранить свою актуальность в течение всей его жизни, несмотря на все пагубные последствия в судьбе человека. Преодоление этого конфликта возможно только на основе развития нравственных чувств ответственности, чести и достоинства, социальной роли взрослого за обучение и воспитание детей и подростков.

Одной из острых проблем воспитания является внутри личностный конфликт в форме переживаний из-за несоответствия между уровнем отношения личности к самой себе и уровнем отношения к ней со стороны взрослых. Подростки, например, считают себя вполне самостоятельными и компетентными людьми в решении своих жизненных задач. А взрослые им не доверяют и опекают. Для юношей наиболее характерен конфликт между их жизненной перспективой и реальными условиями жизни. Здесь необходим общий поиск путей и средств преодоления этих противоречий, создание условий, понимание и помощь подросткам, юношам жить мечтой, жизненной перспективой и творческой активностью. Возникает конфликт, когда данная личность в своем интеллектуальном, нравственном, культурном развитии, в установках, взглядах, позициях стоит на другом уровне, чем окружающие ее люди. И противостоять их требованиям почти невозможно. Здесь два пути преодоления конфликта: уйти из этой среды в другую или раствориться, уподобиться, приспособиться к существующим условиям, положению жизни и труда. В последнем случае наступает регресс в развитии личности. Снижается самоконтроль, само регуляция действий и поступков, что является первоосновой развития всех отрицательных привычек и пороков в поведении (пьянство, воровство, аморальный образ жизни и т.д.) Противопоставить всему этому можно только общечеловеческие ценности и культуру. Необходимо воспитывать устойчивые убеждения, идеалы, мировоззрения, глубокие общественно приемлемые социальные потребности и их удовлетворение.

 

4.4. Проблемы воспитуемости подростков

 

Сложность и свое­образие воспитания детей подросткового периода является предметом многих психоло­гических и педагогических исследований. И чем настойчивее и тщательнее изучаются проблемы воспитания подростка, тем больше возни­кает новых вопросов и новых, еще не понятных фактов. О подростке уже накоплен значительный материал, который может оказать существенную помощь в составлении развернутой, содержательной характеристики дан­ного периода развития личности ребенка, и главное, построить соответст­вующую возрастным психологическим особенностям подростка систему учебно-воспитательной работы.

Подросток сложен для всех: и для родителей, и для учителей, и для само­го ребенка. Существенные изменения в организме подростка приводят к тому, что гармонически сложенный ребенок вдруг начинает быстро расти и превращаться в неловкого «мужчины» с длинными руками и ногами, кото­рые он сам не знает куда девать, грубеют и заостряются черты лица, лома­ется голос, формируются вторичные половые признаки. Дисгармония не ограничивается строением организма и физическим состоянием.

Сложность и свое­образие воспитания детей подросткового периода является предметом многих психоло­гических и педагогических исследований. И чем настойчивее и тщательнее изучаются проблемы воспитания подростка, тем больше возни­кает новых вопросов и новых, еще не понятных фактов. О подростке уже накоплен значительный материал, который может оказать существенную помощь в составлении развернутой, содержательной характеристики дан­ного периода развития личности ребенка, и главное, построить соответст­вующую возрастным психологическим особенностям подростка систему учебно-воспитательной работы.

Подросток сложен для всех: и для родителей, и для учителей, и для само­го ребенка. Существенные изменения в организме подростка приводят к тому, что гармонически сложенный ребенок вдруг начинает быстро расти и превращаться в неловкого «мужчины» с длинными руками и ногами, кото­рые он сам не знает куда девать; грубеют и заостряются черты лица, лома­ется голос, формируются вторичные половые признаки. Дисгармония не ограничивается перестройкой организма и изменениями внешнего фи­зического вида. Эмоциональные переживания становятся неустойчивыми и противо­речивыми. Поведение тоже может резко измениться: ребенок был послуш­ный и ласковый, а теперь вдруг стал грубым, резким, лживым и непослушным, перестал считаться с мнением родителей, стал хуже учиться и т.д. Одним словом, подростки становятся непоседливыми, беспо­койными, непослушными, раздражительными.

Часто такие резкие изменения подростков вызывают не­годование и недовольство родителей и взрослых. Им кажется, что они все это сознательно делают. Начинается открытая или скрытая борьба за восстановление приоритета во взаимоотношениях. Страдают обе стороны. В том и другом случае нередко создается ситуация с далеко идущими последствиями для обеих сторон.

О психическом состоянии подростка в этот период тонко заметил известный психиатр П.Б. Ганушкин: «Подростки делаются непоседливыми, непослушными, беспокойными, раздражительными. Естественный и здо­ровый протест против часто злоупотребляющих своим авторитетом старших вырастает в бессмысленные упрямство и нелепое противодействие всякому разумному совету. Развивается заносчивость и самоуверенность. Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим и создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувства острого недовольства собой..» ().

Однако, возникает вопрос: можно ли избежать конфликты и преодолеть трудно­сти в поведении подростков?

На этот счет существуют противоположные точки зрения. Основатели биогене­тического универсализма С.Холл и Э.Фрейд считали, что существование кризиса и комплекса специфических особенностей подростка явлением не­избежным и универсальным в силу их биологической обусловленности. Данное представление об обязательности критического развития в подростковом возрасте господствовало в первую четверть ХХ века. Однако в 20-30-е годы стало набирать силу направление, которое изучало зависимость некоторых сторон личности от ее социальной принадлежно­сти. Считали, что перестройка в организме подростка – это не чисто био­логический фактор, в этой перестройке громадное значение имеют социальные факторы и, в первую очередь, условия воспитания. В формировании представления о том, что особенности воспитания детей подросткового периода определяются конкретными социаль­ными обстоятельствами жизни и его общественным положением в мире взрослых, большую роль сыграли этнографические исследования американского антрополога М.Мид. Она, изучив условия жизни, особенностей поведения, взаимоотношений между взрослыми и подростками ост­рова Самоа, показала несостоятельность теории о неизбежности кризи­са и конфликтов в подростковом возрасте. У жителей острова М.Мид обнаружила существование гармонического, бесконфликтного перехода от детства к взрослости. На­пример, наступление у девочки половой зрелости не является для нее фактом чрезвычайной субъективной важности и проходит почти незаметным. Этот возраст для них имеет разное значение. В одних случаях наступление половой зрелости является сигналом для признания ее взрослости и подготовки к брачной церемонии, в других, ­значительно изменяется круг ее прав и обязанностей. То же самое было и у мальчиков: церемония инициации - это подготовка к взрослому статусу, путем постепенного овладения требованиями, предъявляемыми к взрос­лым.

Р. Бенедикт выделил два типа перехода от детства к взрослости: 1) непрерывный; 2) с наличием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способами поведения и представлениями, которые необходимы для выполнения роли взрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства важных норм и требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекает плавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода существует при расхождении в нормах и требованиях к детям и взрослым. В таких условиях переход к взрослости идет с внешними и внутренними конфликтами.

Таким образом, путь, по которому происходит переход от детства к взрослости, может быть различен в разных обществах и ни один из них не может рассматриваться как «природная» обусловленность в становлении личности подростка.

Эти исследования заложили начало положению о том, что наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, характер самого перехо­да от детства к взрослости определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни ребенка.

Исследования отечественных психологов показывают, что в начале подросткового возраста складывается ситуация, чреватая возникновением противоречий, если у взрослого сохраняется отношение к подростку еще как к ребенку. Эта ситуация связана с центральным и специфическим новообразованием в личности подростка - с чувством взрослости, стремлени­ем подростка быть и считаться взрослым. Своеобразие чувства взрослости заключается в том, что он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Расхождение между новой внутренней позицией и объективным прежним положением становится одной из основных причин проблемы воспитуемости подростков.

Одним из самых эффективных путей в воспитательной работе является изменение типа отношений взрослого к подростку. Дружеское общение или содержательное сотрудничество, вза­имное уважение и доверие должны стать главными ориентирами в их взаимодействии. Именно сотрудничество позволяет взрослому найти подростку свое место рядом с собой и подросток приоб­ретает новое положение – помощника и товарища взрослого в разных его делах.

Итак, конфликты в воспитании - это следствие неумения и нежелания взрослого считаться с развитием личности подростка и найти ему новое место рядом с собой. В этом плане система воспитания А.С. Макаренко –пример классического реше­ния труднейших психологических, социально-педагогических проблем воспитания детей и подростков.

Непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляет собой обязательных черт характера подростка. Как мы уже знаем, они являются следствием неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенности. Непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, даже имеют, может быть, другой, противоположный смысл. Ошибочное представление многих взрослых, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы и обращение к нему «Тебе рано возражать, слушай так, как тебе говорят» ставит его в зависимое положение, нередко исключает возможность установления доброжелательных отношений и сотрудничества с ним. Как следствие такого отношения к подростку возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными.

 

 

Кризисы, конфликты подросткового возраста обусловлены и «изнутри» - закономерностями возникновения каждого новообразования. Всякое развитие представляет собой процесс, в котором не только порождается новое, но и отмирает старое. Все прежние интересы в этот период изживаются, на смену им должны прийти новые. Однако, появление нового происходит не сразу и нелегко. Часто имеет место, когда старая система интересов разрушается, а среди новых интересов еще нет такого интереса, который имел бы доминирующее значение. Это положение влечет за собой переживание неустроенности, внутренней пустоты. Именно это дало повод Л.Н. Толстому назвать этот период «пустыней отрочества». Постепенно диффузный, разлитой характер интересов меняется, из него выделяется и укрепляется ядро, которое начинает в дальнейшем определять избирательное отношение ребенка к предметам и людям и в значительной мере регулировать поведение подростка.

Следовательно, задача родителей, школы заключается, прежде всего в том, чтобы помочь подростку найти себя в этом «наплыве» интересов путем правильного подбора литературы, выбора кружка, характера и содер­жания общественных поручений, способов организации общественно-полезной деятельности и регулировки содержательности проведения сво­бодного времени.

Таким образом, подросток не вдруг превращается из хорошего мальчика в плохого. Все то уродливое и нежелательное было заложено в его поведении и характере в предыдущие годы становится как бы результатом вос­питания. Все, что накопилось в сознании: переживания обиды, огорчения, чувства гнева, страха, оскорбления, одиночество, несправедливость и др., может служить условием для воз­никновения синдрома невоспитуемости.

Будет ли подростковый возраст трудным, с кризисами и конфликтами, даже патологическим или он будет протекать совершенно нормально, зависит от того, какую позицию займут взрослые – родители и учителя - по отношению к подростку и какую позицию вследствие этого займет подросток; смогут ли взрослые рассматривать подростка как личность со всей сложностью противоречивых тенденций, находящуюся в стадии формирования и поэтому чрезвычайно психической ранимостью, когда от них требуется постоянное, но ненавязчивое внимание, забота и доверие, умение направлять кипучую энергию подростка в общественно-полезные дела.

Факт трудновоспитуемости есть реальность, с которой по разным причинам сталкивается каждый учитель, воспитатель, многие из родителей. Понятия «трудновоспитуемый» и «педагогически запущенный» ис­пользуются как синонимы. Однако специальный анализ дает возможность наряду с выделением общих моментов зафиксировать и их нетождествен­ность. «Педагогически запущенный» характеризует историю воспитания подростка, «трудный» - говорит о результатах воспитания. По от­ношению к трудному подростку малоэффективны или совсем безрезультатны общие принятые формы и методы педагогического воздействия. Пе­дагогически запущенный ребенок рано или поздно становится трудным. Однако трудность же не всегда является следствием педагогической запу­щенности. Они могут возникнуть в результате заболевания ребенка, в силу некоторых врожденных или даже наследственных факторов и по другим причинам.

Термином «трудный» в сложившейся педагогической практике обоз­начают широкий круг подростков с теми или иными отклонениями в пове­дении:

а) непослушные, капризные, упрямые подростки, сопротивляющие требованиям и советам взрослых.

б) подростки, отличающие озорством, недисциплинированностью, грубостью.

в) подростки, у которых отсутствует желание трудиться и привычка к трудовому усилию.

г) лживые подростки. Борясь с такими подростками, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Сознательная ложь может явиться следствием и страха наказания, и стремления срыть неблаговидный поступок, и желание самоутвердиться, обратить на себя внимание окружающих.

д) подростки с аффективными формами поведения в силу длительного неудовлетворения какой-либо существенной потребности – заносчивые, агрессивные, бравирующие, повышенно обидчивые, легко ранимые подро­стки.

е) подростки – правонарушители, которые отличаются преимущественно-импульсивным поведением, с определенными нарушениями струк­туры личности, с четко выраженными общественно отрицательными по­требностями, деформированными духовными потребностями.

В соответствии с типом поведения, особенностью вхождения их в систему общественно полезной деятельности, с учетом нравственной сферы их личности можно выделить:

а) Подростки – правонарушители, имеющие устойчивый комплекс общественно отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, систему антиобщественных взглядов, деформацию оценок, отношений. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершаемых правонарушений, стремления к потребительскому время провождению, стяжательство – типичные особенности таких подростков.

б) Подростки – правонарушители с деформированными потребностями. стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых аморальные потребности и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Отличаясь индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняют слабых, младших.

в) Подростки - правонарушители, у которых характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интере­сами и взглядами. Они осознают недостойность своего поведения. Но имеющие у них правильные взгляды не стали еще убеждениями. Эгои­стические устремления или неумение противостоять ситуации вызыва




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.