КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные свойства внимания. Индивидуально-типологические особенности восприятия
Тема 4. Память и внимание Индивидуально-типологические особенности восприятия 1 Синтетичность (обобщенность) 2 Динамика восприятия 3 Точность восприятия 4 Пороги остроты и глубины зрения 5 Пороги пространственного различения 6 эмоциональность восприятия Внимание. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем. Отвлекаем ость внимания: рассеянность, мнимая рассеянность, подлинная рассеянность. Память. Свойства памяти. Виды памяти. Запоминание. Узнавание и воспроизведение. Забывание. Проблемы, связанные с памятью. Факторы, влияющие на процесс запоминания.
Внимание выполет функцию фильтра, оно направляет нашу перцептивную активность на одни сигналы и игнорирует другие. Однако внимание не ограничивается простым направлением взгляда в сторону определенного объекта; это один из важнейших познавательных процессов, посредством которого отбирается информация для дальнейшей обработки.
Изменения, происходящие на протяжении развития внимания: - с возрастом дети становятся более способными контролировать своё внимание; - внимание детей становится всё более адаптивным: могут держать в поле зрения несколько объектов или сосредоточиться на одном; - дети способны к антиципации (предвосхищению). Вместо того, чтобы просто выбирать из доступного, они осуществляют направленный поиск того, что хотят увидеть или услышать; - улучшается способность детей распределять своё внимание между несколькими видами деятельности. Способность поддерживать внимание к отвлеченным абстрактным вещам формируется только к 9 – 10 годам. Основные функции внимания: 1 активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов 2 способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями 3 обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте при одновременном отключении от другого Классификация внимани я
1 Избирательность 2 Объем 3 Распределение 4 Концентрация 5 Устойчивость 6 Переключаемость
Одной из основных задач формирования внимания является формирование устойчивости произвольного и после произвольного внимания: Необходимо учить переключать внимание с одного вида деятельности на другой, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Концентрация внимания требует внимания умения удержать цель, сохранять её при отвлекаемости, довести начатое дело до конца. Объём внимания увеличивать (чем младше дети, тем < V внимания). При воспитании внимания, очень важно учить обнаруживать ошибки в деятельности. События нашей жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления могут быть зрительные и слуховые, обонятельные и вкусовые, осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчиво и не так богаты деталями (сравнить образ куклы, когда на нее смотрят или представить её образ по памяти).
Память- это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
У ребенка вся жизнь насыщенна эмоциональностью. Эмоции не просто вмешиваются в его мыслительную деятельность или в воспоминания, а сливаются с ними, направляя их по своеобразным путям. Это слияние эмоций с другими формами деятельности и вместе с тем организующее их действие с большой наглядностью проявляются в особенностях детской памяти. Процессы памяти: В составе памяти можно выделить отдельные процессы: 1 - запоминание 2 - сохранение 3 - узнавание 4 - воспроизведение 5 - забывание. Ефим Аронович Аркин отмечал еще два процесса памяти замечание, которое предшествует запоминанию и воспоминание, которое следует за воспроизведением. Запоминание: Деятельность памяти начинается с закрепления образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии - это образование и установление временных нервных связей. Узнавание: С точки зрения физиологии – это оживление временных нервных связей в тот момент, когда объект действует на него вторично. Воспроизведение: Это оживление временных нервных связей в том случае, когда объект, воспринятый, ранее отсутствует. Такая боле сложная форма, как воспроизведение, отмечается у детей уже в начале второго года жизни. Воспоминания отличаются от простого воспроизведения своей сложностью и наличием в них указаний на известные взаимоотношения и связи, придающие им некоторую систематичность. Уже в простых процессах памяти проявляется огромное значение эмоционального тона. Так ребенок легче и прочнее замечает, узнает и воспроизводит то, что является для него источником удовольствия, но нигде роль эмоциональности не выступает так ярко, как в детских воспоминаниях.
Забывание: Воспоминания ранних лет при всей своей живости и яркости у детей, впоследствии совершенно стираются и область прошлого, в которую взрослый так любит мысленно иногда погружаться, обычно не простирается на первые четыре года. Эта забывчивость, в которой мы находимся по отношению к ранним годам, уживается с необыкновенной устойчивостью и силой отдельных детских переживаний.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |