КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Психические процессы. Ощущения и восприятие
Тема 2. Методы психологии Специфика методов психологии. Основные методы психологии: наблюдение и экс житейской и научной психологии перимент. Психологическое наблюдение в психологии и его виды. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Дополнительные методы в психологии: социометрический метод, беседа, тестирование, виды тестов. Анкетирование, изучение продуктивных видов деятельности. Существуют разные взгляды на развитие человека, ненаучные и научные. Научное исследование является решающим для понимания развития. Методы исследования – способ получения фактов о проявлениях психики. Методики исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования. Эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Независимая переменная – фактор, который изменяется экспериментатором. Зависимая переменная – фактор, который изменяется под влиянием другого фактора. Виды эксперимента: лабораторный (констатирующий, формирующий: обучающий и воспитывающий, естественный)
Естественный эксперимент - предлагаются естественные условия: учебные мастерские, игровые комнаты, естественные условия группы и т.д. Наблюдение - это целенаправленное восприятие и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Анкетирование– метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. Тестирование – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, умений, личностных характеристик Основные понятия по теме: Метод исследования Зависимая/независимая переменная Наблюдение Эксперимент Тестирование Анкетирование
Ощущение. Функции ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, локализация. Адаптация ощущений. Виды ощущений. Пороги чувствительности. Восприятие. Функции восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие человека человеком, восприятие пространства Ощущения и восприятие. Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии его на органы чувств. Функции ощущения: 1 Основа для более сложных познавательных процессов 2 Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания 3 Предоставляет сенсорный материал дл создания психических образов Свойства ощущений: 1 Качество 2 Интенсивность 3 Длительность 4 Пространственная локализация раздражителей 5 Адаптация ощущений. Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Классификация ощущений
Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности. Верхний порог чувствительности. Разностный порог чувствительности.
Восприятие –отражение человеком в целом предмета или явления при непосредственном воздействии его на органы чувств. Развитие восприятия выступает как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и их свойств. Проблемой развития восприятия в дошкольном детстве занимались следующие авторы: Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, И.Д. Венеев, Т.В. Лаврентьева, Е.В. Проскура, В.В. Холмовская и др. Одной из центральных проблем формирования перцептивных действий является проблема происхождение тех «сенсорных эталонов» (А.В. Запорожец), с которыми сопоставляются наличные свойства обследуемых объектов. Свойства восприятий: 1 Осмысленность и обобщенность 2 Предметность восприятия 3 Целостность восприятия 4 Структурность восприятия 5 Избирательность восприятия 6 Константность восприятия Классификация ощущений
Восприятие цвета и формы. Утверждение Г. Фольклета, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме» было опровергнуто советскими психологами. Они показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Восприятие целого и части. Факты, полученные исследователями В. Штерн, С.Н. Шабалин, Ф.С. Розенфельд и др. указывают, что дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета. Синкретизм – осмысление предмета по одной несуществующей его части. (Э.Клаперад). Восприятие времени. Значительно более трудная задача, чемвосприятие пространства. Дети долго не понимают объективного движения времени. Восприятие пространства. Развитие ориентировки в пространстве, как показывают исследования А.Я.Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка. Восприятие человека. Этот процесс формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребность в общении.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |