КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем 3 страница
Педагогические способности – вид способностей личности, структура которых является отражением педагогической деятельности. В структуре П.с. выделяются три подструктуры: конструктивные С. – проектировать личность учащихся, отбирать и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к его индивидуальным особенностям; организаторские С. – включать учащихся в различные виды деятельности и делать коллектив инструментом воздействия на каждую отдельную личность, а личность – активной в движении к целям воспитания; коммуникативные С. – устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием требований к педагогу. Познавательная деятельность –процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности. В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, П.д. направлена на достижение научного понимания окружающей действительности. Взрослый человек так или иначе использует приобретенные знания в своей практической деятельности и через это убеждается в их истинности или отвергает их как ложные. Познание –процесс психического отражения, обеспечивающий приобретение и (в той или иной мере) усвоение знаний. У человека – один из трех атрибутов сознания вместе с переживанием и отношением. Проблемное обучение –один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым активизируются знания и аналитические умения, имеющиеся у обучаемых. Одновременно с этим осознается их недостаточность, стимулируется познавательный интерес. Развитие – целенаправленное накопление информации с последующим ее упорядочением, структурализацией. Целенаправленное собирание, семантический отбор и интегрирование ценной информации на основе отражения является условием появления новой организации, новой структуры. Движущей силой развития выступает целенаправленная борьба противоположностей – положительной и отрицательной стороны процесса. Реабилитация (лат.rehabilitatio) – имеет несколько значений: восстановление в правах; восстановление доброго имени, репутации; восстановление или компенсация нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий. Самоорганизация – деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Сравнение в обучении – распространенный дидактический прием и мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между определенными предметами и явлениями. С. дает возможность учителю направлять мысль учащегося к вещам и явлениям, далеким и недоступным непосредственному восприятию. Чем старше учащиеся, тем шире круг накопленных ими понятий, тем более большие возможности раскрывает перед учителем путь сравнения в обучении. Темп обучения (лат. tempus – время) – степень скорости, с которой развивается учебный процесс, выполняется программа и усваивается учебный материал. Т.о. зависит от ряда условий: уровень развития их познавательных сил, характер изучаемого материала, возрастные особенности учащихся, применение средств наглядности. Умения – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Совершенствуясь и автоматизируясь, У. превращаются в навыки. Основные признаки У.: гибкость (способность рационально действовать в разных ситуациях); стойкость (сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи); прочность (умение не утрачивается в тот период, когда оно практически не применяется); максимальная приближенность к реальным условиям и задачам. Умозаключение – специфический вид мышления как сопоставление ряда суждений. У. как мыслительное действие начинается осознанием задачи и заканчивается либо новым суждением, либо принятием решения. Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь. Усвоение – форма познания, умеющая три произвольных или непроизвольных этапа: понимание, запоминание, возможность практического использования. При внушении У. непроизвольно. Учебная деятельность – один из видов деятельности, в основном предшествующий трудовой деятельности; заключается в усвоении определенного круга знаний, в приобретении умений и навыков самостоятельно учиться и применять полученные знания на практике. Учебные действия – последовательно связанные между собой поведенческие акты интеллектуально-познавательного и практико-ориентированного характера, направленные на освоение программы обучения и достижение социальных целей учебной деятельности. Учение – это специально организованная, активная самостоятельная, познавательная, трудовая и эстетическая деятельность детей, направленная на освоение знаний, умений и навыков, развитие психических процессов и способностей. Общая структура У. включает в себя: восприятие материала, его осмысление, сознательную творческую переработку, ясное выражение, самопроверку и применение как в системе учебных упражнений, так и в решении жизненных задач; организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику. Здесь практика тоже участвует и как исходный момент приобретения знаний, и как критерий правильности познаваемых обобщений, и как момент применения знаний в дальнейшей учебной работе и труде, в общественно полезных делах, в жизни. Формализм в обучении – механическое заучивание учебного материала без достаточного понимания и умения применять его на практике. Главными причинами Ф. в о. являются абстрактность в преподавании, изложение учебного материала вне связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование дидактических принципов наглядности, сознательности и активности. Характер – это понятие трактуется далеко не однозначно. Х. – в узком смысле – определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования в системе отношений: к себе – скромность и самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость ли приниженность; к другим людям – общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.; к делу – ответственность или грубость и пр.; к собственности – щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость. Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения, убеждений и моральных принципов, выявляя свою общественно историческую природу. Ценность – воплощает в себе общественные идеалы (общечеловеческие «вечные» Ц., как истина, красота, справедливость; конкретно-исторические, как равенство, свобода, демократия): материальные и духовные, в том числе человеческие поступки (ценностные идеалы – этнические, эстетические, политические, правовые и пр.); ценности личностные как источник мотивации поведения личности (ориентации на нравственно оправданные ценности, на сближение подходов к целям и задачам деятельности совместной, на регуляцию социальных взаимоотношений с людьми и пр.). Этапы формирования умений – первоначальное умение (осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные знания и навыки; деятельность осуществляется методом проб и ошибок); Недостаточно умелая деятельность (знания о способах выполнения действий и использование ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков); отдельные общие умения (ряд отдельных высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности); высокоразвитое умение (творческое использование знаний и навыков данной деятельности; осознание не только цели, но и мотивов выбора способов ее достижения); мастерство (надежное творческое использование различных умений). Я-концепция – относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Становление Я-концепции обусловлено широким социально-культурным контекстом в процессе обмена деятельностью между людьми и общения. Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, – одно из условий воспитания сознательного члена общества.
Рекомендуемая литература 1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: 1968. 4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. М.: 1977. 5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Изд. Центр Академия, 1998. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. 7. Габай Т.В. Педагогическая психология. – М.: Изд. МГУ, 1995. 8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: 1985. 9. Гоноболин Р.Н. Книга об учителе. М.: 1965. 10. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьника. М.: 1982. 11. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. 12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: 1986. 13. Ительсон Л.В. Лекции по современным проблемам психологии обучения. – Владимир, 1972. 14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: 1987. 15. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: 1982. 16. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: 1980. 17. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: 1971. 18. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: 1967. 19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: 1979. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. 21. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах исследования школьников // Советская педагогика. 1986. №7. 22. Маркова А.. Формирование интереса к учению у школьников. М.: 1986. 23. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: 1977. 24. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед.учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 25. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: 1973. 26. Практическая педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. А.Н. Романина.– М.: Изд. центр «Академия». 1998. 27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. М.: 1946. 28. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Изд. центр «Академия». 1998. 29. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1975. 30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Москва, изд-во Филинта, 1999. 31. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск, 1996. 32. Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. 33. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.:1974. 34. Якобсон П.М. Психологические проблем мотивации поведения человека. М.: 1969.
1 Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С.138.
1 Энштейн А. Энштейн и современная физика. М., 1956, с.34-35. 1 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974, с.52. 1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.4-5.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |