Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психического развития




Тема 3. Проблема возраста и возрастной периодизации

Дополнительный

Кризисы периода детства

Кризисный возраст Характеристика кризиса Новообразования кризиса Пути преодоления кризиса
       

 

? Задание для конспектирования:

Тема Литература
Психоаналитические теории детского развития   § Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2001. – 448 с. § Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 460 с.  
Теории социального научения  
Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже
Теория развития морального сознания Л.Колберга
Вклад Л.С.Выготского в психологию развития

 

& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. – 464 с.

2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2001. – 448 с.

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. – 368 с.

2. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.

3. Крайг, Г. Психология развития: пер. с англ. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

4. Крэйн, У. Теории развития: Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., Эксмо, 2004.– 896 с.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

7. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия) 0,5   Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) 0,5   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы 0,5   Проверка заполненной таблицы
Работа с понятиями 0,5   Проверочная работа
Трудоёмкость в часах по видам СРС      
Общая трудоёмкость(ак. час.)    

Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации
психического развития

Цель:закрепить знания базовых категорий (понятий) психологии развития.

Ключевые понятия: возраст, периодизация, ведущая деятельность, новообразования, социальная ситуация развития.

План:

1. Основные подходы к периодизации психического развития.

2. Социальная ситуация развития, ее роль в становлении индивидуальности ребенка.

3. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.

4. Ведущая деятельности, ее роль в развитии человека. Основные новообразования возраста.

Задания для самостоятельной работы студентов

´ Вопросы и задания:

1. Раскройте значение понятия «возраст».

2. Обоснуйте необходимость различения паспортного (хронологического), биологического, психологического и социального возрастов.

3. Рассмотрите периодизацию З. Фрейда, раскройте механизм развития личности.

4. Выделите основные отличия периодизации Э. Эриксона от других периодизаций развития.

5. Проведите сравнительный анализ развития личности по Э.Эриксону и З.Фрейду.

6. Расскажите о периодизации Л. Колберга.

7. Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский?

8. Что такое психологическое новообразование?

9. Каковы критерии ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву?

10. Установите соответствие между понятиями и их определениями

 

1. Развитие №______
2. Возраст №______
3. Социальная ситуация развития №______
4. Ведущий тип деятельности №______
5. Новообразования личности №______
6. Сензитивный период развития №______
7. Кризис развития №______
8. Онтогенез №______
9. Зона ближайшего развития №______
10.Экстериоризация №______
11.Стабильные стадии развития №______
12.Биологическое созревание №______
13. Филогенез №______
14. Интериоризация №______

 

а Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.

б Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.

в Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.

г Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

д Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.

е Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.

ж Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.

з Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.

и Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.

к Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее.

л Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

м Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.

н Процесс порождения внешних действий на основе преобразований ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.

о Становление структур психики в ходе биологический эволюции вида или социокультурной истории человечества.

 

? Заполните таблицу:

Стадии развития личности по Э.Эриксону

Стадии Возраст Общая характеристика периода Область социальных отношений Полярные качества личности
         

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

Стадии Возраст Новообразования
     

 


& Список литературы:

Основнойрекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2003. – 464 с.

2. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд. – М.: Пед. о-во России, 2004. – 448 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.