Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предшественники русской философии. Их идеи




Общая характеристика.

Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии.

Понятием «религиозная отечественная философия» охватывается широкий круг идей, возникших и получивших теоретическое оформление в Украине и России в период со второй половины XVIII века, включая весь XIX век и первую половину XX века.

Как философия, она приобрела с течением времени систематический характер; в ней единым принципом была нравственная идея, идея Христа. Ею оказались пронизаны такие проблемы, как «человек в мире и мир в человеке», «человек и всемирная история», «славянский мир и Запад», «прогресс и духовность», «личность и общество», «церковь и государство», «истина и познание» и другие.

Религиозная философия не стала чисто академической теорией, доступной лишь узкому кругу специалистов - профессоров; она проявилась в произведениях культуры - литературы, музыки, живописи, театра и тем самым обрела самую широкую общественную аудиторию, о чем не могла и мечтать ни одна философская система в других странах. Художественные произведения Г.С. Сковороды, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя и др. читали и знали в самых широких кругах общества.

Другая неотъемлемая черта русской философии состоит в её космизме, стремлении к бесконечности Вселенной. Обращаясь к духовным корням народа, эта философия призывала к справедливости и борьбе за торжество добра.

В самом начале XX века ее настроения совпадали с идеями марксизма об установлении справедливого общественного строя. Однако позже стали проявляться глубокие расхождения во взглядах на человека, религию, свободу. Пути религиозной философии и большевизма в России резко разошлись. Осенью 1922 г. из России были высланы 160 «наиболее активных буржуазных идеологов»; они же были названы врагами советской власти и даже военными шпионами. Среди высланных были лучшие умы — Н. А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин и др. Оставшиеся в России молодые последователи этой философии А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский оказались узниками ГУЛАГа, а П.А. Флоренский в 1937 г. был расстрелян в Соловецком лагере. Лишенные Родины и рассеянные по различным странам Европы и США философы сумели написать и издать глубокие и интересные книги и статьи, развивающие ключевые идеи религиозной философии.

Ключевой фигурой, стоящей у истоков отечественной религиозной философии, был Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794). Сын малоземельного казака, уроженец Полтавщины, он был очень одаренным человеком: помимо философии он был искусен в поэзии, музыке, обладал превосходным голосом, имел склонность к рисованию, знал несколько иностранных языков. Обучался в Киево-Могилянской академии, позже преподавал в Переяславльской семинарии и в Харьковском коллегиуме, однако по причине несогласия с официальной церковной позицией был вынужден оставить преподавание и вести образ жизни свободного философа.

Весь мир, как его видит Г.С. Сковорода, состоит из двух натур: одна - видимая (сотворённая Богом), другая – невидимая, это сам Бог. Бог в этой картине мира не выделяется из самого мира, а присутствует в нем и играет роль активного начала. Это позиция пантеизма, высказанная ранее Н. Кузанским и Б. Спинозой, позиция, в которой примиряются вера и разум, что даёт возможность перейти от слепого поклонения Богу к его разумному пониманию и постижению.

Собственно философия видится Г.С. Сковороде как триединый мир: большой мир, космос; малый мир, микрокосмос, это человек; и символический мир, мир Библии. Выделение последнего принципиально важно в том смысле, что Божественные заповеди поставлены наравне с онтологическими основами бытия: для человека так же важно быть в мире десяти заповедей, как и в мире растений, животных, Солнца, земли, воды, звёзд и неба. Божественное начало пронзает все и вся, оно вечно, и в этом его сила перед конечным началом — тварным, сотворенным. В человеке, как считает Г.С. Сковорода, должен господствовать дух, а не тело. Это важно было подчеркнуть, имея в виду приверженность многих людей к примитивным ценностям повседневной жизни — проявлениям эгоизма, наживе, удовольствиям и т.п.

Общее умонастроение Г.С. Сковороды уже в первой половине XIX в. подхватывается славянофилами. Это Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) и др.

Славянофилы отстаивали:

А) религиозность сознания как главенствующий принцип видения жизни;

Б) вытекающую из него церковность, «соборность» общественной жизни;

В) особый путь России в истории, ибо Запад исповедует идеи узкого рационализма и практицизма;

Г) цельное знание как противовес эмпирическому и рациональному знанию.

И.В. Киреевский считал главным в жизни человека «сердце», т.е. чувство. Отсюда его мысль о том, что вера есть действительное событие внутренней жизни, но не оторванная от всех душевных сил, а их синтез; разум, чувства, эстетический смысл, любовь, совесть, бескорыстное стремление к истине воплощаются в мистической интуиции. Речь шла об органическом согласовании разума и веры, что должно привести к прекращению раздвоения мира. Отсюда и его видение цельного знания, в котором разум не отделён от воли, от веры, от чувства, а обогащен и одухотворён ими, а вера находит свое подкрепление в силах разума.

Цельность общества виделась И.В. Киреевскому как результат добровольного подчинения отдельных личностей абсолютным ценностям, и здесь основную роль должна сыграть церковь. Цельность, или соборность, или общинность, может быть достигнута в обществе при правильном взаимоотношении церкви и государства. Государство должно согласовываться с церковью, но церковь не должна быть инквизиторской; напротив, она должна основываться на уважении к нравственной свободе и человеческому достоинству.

А.С. Хомяков, как и его предшественник, разделял идею конкретности и цельности реальности. «Живая истина» состоит в сочетании элементов рассудка и ясновидения веры. Под верой здесь понимается интуиция, т.е. способность непосредственного познания жизненной реальности.

Человек, как его видел А.С. Хомяков, есть органическое существо, наделенное рациональной волей и нравственной свободой. Она означает свободу выбора между любовью к Богу и себялюбием, между праведностью и грехом. Этот выбор определяет окончательное отношение ограниченного разума к его вечной первопричине — Богу. Весь мир ограниченных умов находится в состоянии действительного или возможного греха. Сотворенный греховен, ибо он подвластен этому закону. Но Бог сошел к нему и указал ему путь спасения от греха. Вот почему он - верховный судья, и поэтому он будит в человеке сознание своей вины. В то же время Он объединяет себя с каждым, кто Его не отвергает.

По А.С. Хомякову принцип соборности является исторической чертой славянской общинной жизни. Именно здесь всегда процветали гуманизм и демократия, и вместе с тем путь славян был самобытным. Критикуя Запад за неспособность воплотить христианский идеал цельности жизни из-за переоценки логического способа познания, А.С. Хомяков все же видел в Западной Европе источник духовных ценностей. Особенно ему импонировала Англия, где поддерживается, как он думал, правильное отношение между либерализмом и консерватизмом. Российские же Петровские реформы, по его мнению, нарушили такое равновесие и поэтому были опрометчивыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.