КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Апостериорная настройка аудитории
В нашем случае это вестибюль и сама учебная аудитория. Есть целый пласт научного, восходящего к вековым религиозным традициям, знания о том, как путем организации среды, окружения и интерьера психологически настроить слушателя на восприятие информации. Нельзя, например, как это у нас часто бывает, чтобы человек, входящий в учебный корпус, упирался, извините, лбом в стену. Путь к знаниям должен идти наверх, по парадным ступеням. Увы, но такое почему-то можно встретить только в старых, дореволюционных зданиях. Мы не склонны призывать к перестройке наших вестибюлей. У нас более скромная задача: показать возможности апостериорной настройки на примере использования оной из характеристик интерьера - цвета. В целом апостериорную настройку слушателей должна выполнять культура учебного заведения, представление о которой читатель может получить, познакомившись с соответствующим тестом в приложении. Цветопсихологи установили, что цвет действует на человека эмоционально и физиологически: он меняет показатели кровяного давления, частоты дыхания, кожно-гальванические характеристики, поднимает или ухудшает настроение и т.д. Изучив проявление этих закономерностей в количественном отношении, они пришли к выводу, что каждый человек реагирует на цвет по-своему, по-своему реагирует и каждая возрастная группа. В результате появились интересующие нас рекомендации. Обратите внимание, они касаются окраски только одной из стен - передней, на которую учащиеся и студенты смотрят целый день. "Полезно, считают цветопсихологи, чтобы первоклассник смотрел на красную стену: тогда усваивать он будет лучше и уставать меньше. Для второклассника рекомендуется оранжево-красный или оранжевый, для третьеклассника - оранжевый или желтый, четвероклассника - желто-зеленый, пятиклассника - зеленый. Только потом в небольшой дозе можно использовать темно-синий, который по соседству с желтым не будет казаться слишком мрачным и холодным... Студентам и взрослым проще сидеть и слушать, но приходится быть более сосредоточенными. Отсюда, цвет передней стены нейтральный, и все внимание сконцентрировано на лекторе [53; 69-70]. Что касается боковых стен, то они тоже принимают участие в апостериорной настройке аудитории. Но, поскольку влияние цвета, помимо возраста, зависит от многих других факторов (изучаемого предмета, мотивации, манеры изложения материала и др.), цветопсихологи рекомендуют читателям, руководствуясь общими закономерностями восприятия цветов [53; 70-72], подбирать колер для боковых стен самостоятельно. Приводя ниже эти закономерности, нам не остается ничего иного, как повторить их рекомендации. БЕЛЫЙ - расширяет помещение, поднимает потолок, немного осветляет, но это безжизненный цвет, пустота, "бездонное отверстие", он гасит раздражение, но быстро утомляет. При плохом освещении становится серым. СЕРЫЙ - мертвый, беспросветный, успокаивает, но отдаляет перспективы, советует ни во что не вмешиваться. ЧЕРНЫЙ - "бесконечная стена", давит, угнетает, страшит, но в малой дозе помогает сосредоточиться. КРАСНЫЙ - цвет силы, здоровья, учащает пульс и дыхание, протягивает руки, дразнит, возбуждает, воодушевляет на сиюминутные действия, срывает с места и ускоряет бег, но слабых и уставших он раздражает, особенно в большом количестве. РОЗОВЫЙ - возбуждает в меньшей степени и не способен стимулировать на реальные результаты. ОРАНЖЕВЫЙ - опасный цвет, потому что возбуждает и никуда не ведет, и тогда энергия становится источником раздражения, отсюда требуется строгая дозировка, и тогда оранжевый согревает, радует и одухотворяет. КОРИЧНЕВЫЙ - защищающий, уютный, но если все стены коричневые, слушатели становятся вялыми, инертными, апатичными, а когда раздражены, их долго не удается успокоить. ЖЕЛТЫЙ - возбуждает и уводит в будущее, заставляя надеяться, верить, фантазировать и мечтать; в окружении этого цвета становится светло, весело, все кажется простым и хочется разговаривать. ЗЕЛЕНЫЙ - успокаивает, обезволивает, усыпляет. По этой причине запрещается красить ступени лестниц в зеленый цвет, из-за чего люди чаще спотыкаются, падают и ломают ноги. СИНИЙ - тоже успокаивает, понижает давление и делает более редким дыхание, и тогда хочется полежать, отдохнуть, погрустить, пофилософствовать. ГОЛУБОЙ - расслабляет и успокаивает, мечты становятся безмятежными, безответственными, порхающими, хочется ни с кем не ссориться, путешествовать и вообще жить в свое удовольствие. ФИОЛЕТОВЫЙ - скрытая активность ("в тихом омуте черти водятся"), вызывает внутреннее возбуждение, делает человека более внушаемым. ЛИЛОВЫЙ - дает тот же эффект, что и фиолетовый, но действует слабее, способствует меланхолическому настроению. Комбинируя эти цвета, всегда можно добиться желаемого эффекта. Однако, апостериорная настройка через интерьер - это не только окраска стен, но и их оформление. В идеале стены аудитории должны быть свободными от плакатов, макетов, муляжей, приборов, рисунков и т. п. Обилие постоянно присутствующего в аудитории наглядного материала рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Эти совершенно необходимые в учебном процессе вещи должны быть вносимы и выносимы из аудитории или, по крайней мере, убираемы в закрытые шкафы. Вместе с тем у нас, да, вероятно, и в любом вузе, всегда можно найти аудитории, где оформители сделали все, чтобы слушатели игнорировали кафедру и смотрели только по сторонам. Как видим, настройка аудитории дело длительное, непростое, но при желании вполне одолимое. И если реклама уже сделана и аудитория настроена, то сообщение к этому времени должно быть готово. Ну, а если нет, то им срочно надо заняться. Выделяют три стадии подготовки к устному выступлению: 1) построение логической канвы, 2) организация формы сообщения, 3) репетиция.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |