Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высокое возрождение




Проторенессанс

Скульптура

Искусство Проторенессанса родилось в Тоскане, области средней Италии, расположенной к северу от Рима. На грани XIII и XIV веков ее главные города Пиза, Флоренция, Сиена стали центрами новой художественной культуры.

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Пикколо. Обосновавшись около 1250 года в Тоскане, он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV столетия и распространившей свое влияние по всей Италии.

Это прежде всего Никколо Пизано (около 1220—1278/84), который не ограничился подражанием античным памятникам и использованием отдельных образов и мотивов, но приблизился к самому существу античной традиции, стремясь акцентировать внимание зрителей на пластичности и объемность форм, придавал им весомость и телесность, возрождал чувство земной красоты. Наиболее прославленным произведением Никколо является самая ранняя из дошедших его работ — кафедра баптистерия в Пизе, выполненная около 1260 года.

Крупнейшим скульптором Италии этого времени был Джовании Пизано (около 1250- после 1317). Пройдя классическую выучку в мастерской отца, он приобщился также к достижениям искусства готики. Творчески переработав обе эти традиции, он освободил проторенессансную скульптуру от скованности, внеся в нее черты современности, страстность и динамику и открыв путь для дальнейшего развития реалистических форм искусства.

Джованни работал не только как скульптор, но и как архитектор. В 1284—1297 годах он руководил строительством собора в Сиене, около 1297 года принимал участие в достройке баптистерия и собора в Пизе. Творчество Джованни Пизано завершает расцвет ранней итальянской скульптуры. Уже с первых десятилетий XIV века ведущая роль в искусстве начинает постепенно переходить к живописи.

Лоренцо Гиберти (1378—1455). Главным произведением художника, делом всей его жизни, были две пары бронзовых дверей для флорентийского баптистерия — северные и восточные.

Исполненные в 1403—1424 годах северные двери баптистерия состоят из двадцати восьми небольших рельефов. Двадцать из них посвящены изображению евангельских сцен, в остальных представлены фигуры евангелистов и отцов церкви. С тонким лирическим чувством рассказывает Гиберти события евангельской легенды, вводя в композиции элементы реальной обстановки — архитектуру, разнообразную растительность скалы, море. Между полями рельефов он помещает декоративные гирлянды, составленные из переданных с чрезвычайной точностью побегов виноградной лозы, а на пересечении этих гирлянд делает выступающие в высоком рельефе головы, среди которых мы находим автопортрет художника и портреты его помощников.

Донателло (1386—1466). Во главе мастеров, положивших начало расцвету Возрождения, стоял великий флорентийский скульптор Донателло. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать цельность тела, его тяжесть, массу. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.

Одна из уникальных статуй созданных Донателло это - Статуя Гаттамелаты (1447—1453 гг.) — первый дошедший до нас отлитый в бронзе конный памятник Возрождения. Это типичный ренессансный герой, мужественный, властный, уверенный в себе человек, и вместе с тем это портрет, выполненный с несомненным сходством. Спокойно сидит в седле Гаттамелата; придерживая поводья, он протягивает вперед свой жезл, как бы отдавая приказ.

Дальнейшая эволюция флорентийской скульптуры характеризуется усилением в ней светского начала. Эту эволюцию нетрудно проследить на примере творчества Луки делла Роббиа (1399—1482). Первое датированное его произведение — кафедра певчих во флорентийском соборе (1431 —1438 гг.). Его отличают точность и конкретность деталей, равнодушие к героике и пафосу.

Андреа Верроккио (1435—1488). Одно из самых видных мест во флорентийском искусстве последней трети XV века принадлежит Андреа да Чони, по прозванию Верроккио. Глава большой мастерской, выполнявшей многочисленные заказы для Флоренции и других городов Италии, он воспитал целое поколение художников, среди которых было немало выдающихся мастеров, в том числе — Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино и другие.

В одной из сравнительно ранних своих работ — бронзовой статуе «Давида» (1476 г.) Верроккио обратился к излюбленной теме итальянского Возрождения — теме героя-победителя. Он трактует эту тему во вкусе своего времени. «Давид» Верроккио — совсем еще мальчик с угловатым и хрупким телом. Одна из существенных черт искусства Верроккио, проявившаяся в этой статуе,— стремление к конкретности, которое сказывается как в индивидуализации облика Давида, так и в проработке деталей вплоть до вздувшихся вен на руке.

Микеланджело ( 1475—1564). В отличие от Леонардо да Винчи и Рафаэля, в искусстве которых еще почти ничто не предвещало близости кризиса, творчество Микеланджело отразило глубокие противоречия развития художественной культуры Италии в XVI столетии. Один из величайших художников Высокого Возрождения, он намного пережил своих прославленных современников и был свидетелем унижения Италии и крушения всех идеалов и надежд. Последние три десятилетия его деятельности приходятся на период Позднего Возрождения.

Микеланджело был увлечен античной скульптурой и достиг такого совершенного ее понимания, что мог делать из мрамора фигурки, которые принимали за древние.

Его «Пьета» (1498—1499 гг.) поражает мастерством композиции, уверенностью и свободой в изображении нагого тела и особенно силой и глубиной чувств, выраженных в ней при кажущейся внешней сдержанности. Ком­позиция группы строга и проста. Безжизненное тело Христа распростерто на коленях мадонны, скорбно склонившейся над ним.

По возвращении во Флоренцию в 1501 году Микеланджело взялся изваять из лежавшей без употребления испорченной в XV веке глыбы мрамора огромную статую «Давида» (высота статуи около 5,5 м). Статуя эта была закончена в 1504 году. В отличие от мастеров XV века, много раз обращавшихся к этой теме, Микеланджело изобразил Давида не торжествующим победу, но с грозно нахмуренным лицом, в момент, когда он готовится к схватке. Современники высоко оценили статую, в которой они видели не только изображение библейского героя, но прежде всего воплощение гражданской доблести и верности долгу. Когда статуя была готова, специальная комиссия с участием виднейших художников приняла решение установить ее перед городской ратушей.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года. После его кончины тело его, по желанию флорентийского герцога, было тайком перевезено во Флоренцию, где он с большими почестями был похоронен в церкви Санта Кроче.

Творчество Микеланджело имело исключительный резонанс. В течение десятилетий он был властителем дум молодых художников, однако никто из его подражателей не достиг его глубины, многообразия, страстности, силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.