КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раннее Возрождение
Проторенессанс Изобразительное искусство Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают нередко с именем Джотто ди Бондоне (1266/67— 1337). Давняя традиция считает его учеником Чимабуэ. Но Джотто не ограничился тем, что он мог почерпнуть у своего учителя. Джотто предваряет мастеров Ренессанса и разносторонностью своего дарования. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Некоторое время он возглавлял строительство флорентийского собора, по его проекту была построена колокольня. Все же главным его призванием была живопись. Центральной работой Джотто является роспись капеллы дель Арена в Падуе. Общий замысел росписи подчинен идее искупления греха. Джотто создал связное историческое повествование, включив в него широкий круг сюжетов. В фресках капеллы религиозные сюжеты наполняются новым содержанием, это прежде всего изображение земных людей, одушевленных человеческими чувствами и страстями. Именно в глубокой человечности всех персонажей евангельской легенды проявляется зарождение ренессансного гуманизма. Представителями бюргерского искусства были в Сиене братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти. Младший из них — Амброджо (конец XIII в.— 1348) принадлежит к числу крупнейших художников итальянского Возрождения. Ему принадлежит замечательный образец светского искусства этого периода. В своих произведениях Амброджо уделял большое внимание построению пространства. В композиции «Последствия доброго правления» город и его окрестности изображены с невиданной до того времени точностью. Фрески Амброджо содержат целую политическую программу. С помощью языка средневековых аллегорий они демонстрируют значение политической организации для мира и благоденствия граждан. В 1348 году Италию поразила эпидемия черной чумы. Принято считать, что именно она унесла жизнь Амброджо Лоренцетти. В период раннего Возрождения в живописи совершается решительный перелом к искусству Ренессанса. Главой нового направления был Мазаччо (1401 —1428)., искусство которого опередило свое время. Его радикальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на художников, однако были восприняты лишь частично. Одна из работ Мазаччо, написанная приблизительно в то же время (1426—1427 гг.) в старой готической церкви Санта Мария Новелла во Флоренции фреска «Троица» отражает важный этап в творческой эволюции Мазаччо. В композиции фрески впервые использована система линейной перспективы, над разработкой которой в то время трудился Брунеллески. Паоло Уччелло (1397—1475). Самым удивительным из флорентийских художников этого периода безусловно был Паоло Уччелло. Необычность его живописной манеры породила множество анекдотов, в которых он предстает как эксцентрическая личность. Уччелло испытывал всепоглощающий интерес к перспективе, и Вазари рассказывает, что, размышляя над ее проблемами, он бодрствовал по ночам, игнорируя уговоры жены лечь спать. Разработкой перспективных приемов мастер увлечен и в «Битве при Сан Романи», которая входила в серию из трех композиций на эту тему, написанных для семьи Медичи. Стремясь передать сумятицу битвы, художник изображает фигуры в разнообразных ракурсах и движениях, разбрасывает на земле оружие, павших воинов и коней. Вместе с тем в картинах присутствует элемент стилизации: несмотря на научный подход к передаче пространства, манера его носит чисто декоративный характер. Сандро Боттичелли (1445—1510). Вся сложность и противоречивость флорентийской культуры конца XV века нашла выражение в творчестве самого яркого художника этого времени —- Алессандро Филипепи, прозванного Сандро Боттичелли. Ученик Фра Филиппо Липпи, он посещал также мастерскую Андреа Верроккио. Созданные им образы обладают сложностью и богатством внутреннего мира. Во многих отношениях он отходит от традиций своих предшественников. Будучи связан с кружком ученых и гуманистов, группировавшихся при дворе Лоренцо Великолепного, Боттичелли брал сюжеты своих картин из литературных произведений современных и древних авторов. Эти сюжеты, не сковывавшие фантазию художника жесткими рамками, соответствовали его поэтической натуре. Образы мифологии и поэзии лежат в основе двух самых прославленных картин Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры». В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано было, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце XV века. Еще при жизни Лоренцо Великолепного в городе появился проповедник, доминиканский монах Савонарола, выступивший с резкими обличениями папства и предсказывавший погрязшей в грехах Италии близкую погибель. Приход к власти Савонаролы, его отношение к искусству произвели сильное впечатление на Боттичелли. В последних его работах, особенно «Пьеты», звучат трагические ноты отчаяния. После 1500 года Боттичелли, по-видимому, перестал работать. Он умер почти забытым в 1510 году. В этих условиях сформировался один из величайших художников Италии XV века Андреа Мантенья (1431—1506). Творчество его впитало в себя элементы разнообразных традиций. Он был многим обязан искусству Флоренции, испытал некоторое влияние нидерландской живописи, был знаком с живописью современной ему Венеции. Но особенно большое значение имела для Мантеньи античная классика. Вращаясь в кругу падуанских гуманистов, изучая памятники, Мантенья и сам стал крупнейшим знатоком древности. Он впервые попытался перенести действие в обстановку древнего мира, воспроизводя античные костюмы, оружие, доспехи, архитектуру. В 1459 году Мантенья переехал но приглашению герцога Лодовико Гонзага в Мантую, с которой связана вся его дальнейшая деятельность. Из многочисленных работ, выполненных им для герцога, сохранились лишь немногие. Из них самыми значительными являются роспись одного из покоев герцогского дворца, так называемой камеры дельи Спози (Брачной комнаты, 1471—1474 гг.). Роспись Брачной комнаты во дворце Гонзага необычна как своим сюжетом, так и композиционным замыслом. В ней представлены сцены из жизни герцога и его семьи. Впервые монументальная роспись целиком посвящена подобной теме. Выделяется необычностью замысла, нарушающего все каноны, картина «Пьета» (Мертвый Христос,1480 г.). Весь ужас и неотвратимость смерти, не оставляющей никакой надежды на воскресение, воплощены в этом безжизненном теле, лишенном всякой божественности. Так традиционная тема «Оплакивания Христа» превращается в картине Мантеньи в изображение человеческой смерти во всей ее неприкрашенности. Многочисленные источники и отзывы современников говорят о громкой прижизненной славе Мантеньи. Лишь искусство Высокого Возрождения затмило славу великого падуанского мастера
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |