Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные науки




 

В области общественных наук самым значительным событием последней трети XIX века явилось дальнейшее развитие научного мировоззрения рабочего класса К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями, прежде всего В.И. Лениным; рассмотрение ими новых социально - экономических и политических процессов. Наряду с этим изменением исторической роли буржуазии, особенно в связи в перерастанием домонополистического капитализма в империализм, сопровождалось разработкой и распространением идеалистических учений, концепций. В них буржуазия находила идейно-теоретическое подтверждение своего господства, стремления увековечить капитализм. Некоторые из этих учений стали идеологическим оружием империализма. Классовая борьба поднялась на новую ступень, идеологическая ситуация обострилась. Это отразилось на развитии науки.
Наука в это время полнее осознала, по выражению английского биолога и историка науки Д. Бернала, «роль истории в природе и законов в обществе». Идея развития стала полностью научной концепцией без теологических дополнений, а пестрый поток общественных фактов, событий, действий людей стал рассматриваться как закономерный процесс.
Рост объема научных достижений и более широкие, чем раньше, возможности их использования в народном хозяйстве поставили перед обществом задачу как принципиально иной организации промышленности, так и реорганизации всей системы научной работы.
Потребность экономики, интенсивный рост науки, глобальные научные открытия этого периода усилили роль ученых в обществе, привлекали внимание к общественной значимости научных работ. В 1896 году в мире научными работами было занято уже около 50 тыс. человек. Первоначальные прогнозы относительно социальной роли науки «без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки, неправда и ошибки» и достигаются «свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие». Но развитие событий показало, что достижения науки могут быть использованы и против народов. В связи с этим возросла общественная роль и ответственность ученых.
Наука оказывает влияние на судьбы человечества не только своими открытиями и их реализацией в производстве, но и воздействием на характер общественного сознания. Общественное мировоззрение испытывает серьёзное, постоянно возрастающие влияние науки по мере её развития. Все более важное значение приобретает научная картина мира (в отличие от религиозной), которая зависит от естественнонаучных открытий, особенно в области ведущих наук. Научная картина мира в XIX веке опиралась на физические исследования и идею развития, подробно разрабатываемую в биологии и науках о земле. Бурный прогресс в конце века физико-математических исследований способствовал изменению создаваемых картин мира и привлечению к ним внимания общественного сознания.

Наука

Развитие научного мировоззрения рабочего класса

В конце XIX - начале ХХ века Буржуазной идеологии и буржуазным учениям об обществе активно противостояла теория революционного преобразования общества, научная идеология класса, основы которой были созданы в 40 - 50-х годах XIX века трудами К. Маркса и Ф. Энгельса по философии, политической экономии, научному коммунизму. Ими было разработано материалистическое понимание истории, которое дало возможность рассматривать общество в развитии, вскрыть его объективные законы и движущие законы, обосновать неизбежность социальной революции.
Большое значение для развития революционной теории имело исследования Ф. Энгельсом философских и естественнонаучных предпосылок ее создания, а также диалектико-материалистический анализ достижений естествознаний своей эпохи. Исследованию социальных процессов в конце XIX века способствовали выпущенные Ф. Энгельсом II и III тома «Капитала», а также его письма в 90-х годах и теоретические работы марксистов того периода - Г.В. Плеханова, П. Лафарга, А. Бебеля, К. Каутского и др.

Философия

мировоззрение наука открытие технический достижение

Конец XIX века характеризуется возрастанием противоборства марксизма и буржуазной философии. Множество появившихся в этот период философских идеалистических конструкций отличаются, прежде всего, пристальным вниманием к различным аспектов политической и духовной жизни общества без их связи с материальными условиями жизни или в противопоставлении ей. Делались попытки найти новые способы изучения социальных проблем. Классические идеалистические схемы подвергались критике и в ряде случаев модернизировались. Однако эта модернизация оставалась идеализмом, приспособленным к новым социальным условиям.
Из многочисленных буржуазных философских течении наиболее важное значение имели три. Первое из них позитивизм, учение, возникшее ещё в начале века, а затем модернизированное в связи с развитием науки. Основоположник позитивизма французский ученый, секретарь социалиста-утописта Сен-Симона, О. Конт (1798-1857) утверждал, что подлинное, «позитивное» знание может быть получено лишь наукой, опирающейся на опыт, и что прежняя философия как особое исследование реальности не имеет права на самостоятельное существование. Такое научное знание должно быть описанием результатов наблюдений за природой, но не знанием сущности, закономерности природных явлений. Вопрос о сущности объявлялся метафизическим, ненужным для науки. Отрицая на словах прежние материализм и идеализм, позитивисты фактически возрождали субъективный идеализм в духе философа XVII века Д. Беркли путем отождествления предмета познания и художественного опыта познающего человека. В последней трети XIX века позитивисты поставили задачу анализа чувственного опыта человека, его очищения от «метафизических понятий», чтобы на его основе строить новую науку, не связанную с необходимостью отвечать на вопрос «почему происходят те или иные явления?» как на вопрос ненаучный. Отсюда название этого позитивизма: «эмпириокритицизм».
Вторым важным течением буржуазной философии было неокантианство, которое реформировало теорию познания И. Канта для методического обоснования научного знания. При этом Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер - «Марбургская школа» - главное внимание уделяли обоснованию логики научного знания, сведению всех проблем, в том числе и проблемы существования внешнего мира как объекта познания науки, к определенной структуре логики самого познания. Г. Риккерт, В. Виндельбанд и другие представители «Баденской школы» Сосредоточили усилия на анализе этических, эстетических, религиозных и других ценностей на противопоставлении естественнонаучного и исторического познания.
Третьим важным направлением буржуазной философии, возникшим в 60-е годы XIX века и достигшим наибольшего влияния позже, в первой четверти ХХ века, была «философия жизни», рассматривавшая все существующие как формы проявления жизни, существующие как формы проявления жизни, сущность которой может быть постигнута лишь интуитивно, так как она не тождественна ни духу, ни матери, рассматриваемым старой рационалистической философией. Существовали разновидности этой философии, связанные с различным толкованием понятия «жизнь»: как биолого-натуралистическое начало человека, как космическое непрерывно движущееся во времени начало, как культурно-исторический опыт. Их общей чертой был протест против позитивизма и неокантианства, сосредоточивавших своё внимание на территории познания и не рассматривавших жизнь человека как нечто целое, не сводящееся только к познавательной деятельности.
Борьба философских течений концентрировалась вокруг актуальных вопросов этого периода. Так, развитие естествознания потребовало самого пристального внимания к вопросам методологии - науки о методах, путях познания, о проблеме истинности научного знания. Старый механизм, связанный с наукой XVIII века, способствовал прогрессу лишь отдельных отраслей знания, в частности классической физики. Австралийский физик и философ-позитивист Э. Мах предложил в качестве исходного методологического принципа не использовать в научных объяснениях понятий, которые нельзя получить непосредственно, получить обобщением показаний органов чувств, не «удваивать» с целью «экономии мышления» изучаемый мир, рассматривая его как мир явлении и мир вещей, оставив в качестве предмета познания только первый мир. Этим он сводил все изучение природы «к экономному приспособлению наших мыслей к нашим ощущениям». Вначале эта концепция пользовалась значительной популярностью среди естествоиспытателей, потому что она была выдвинута серьезным ученым, подвергающим критике понятия науки, которые недостаточно обоснованы эмпирическим материалом. Но потом стало ясно, что методология Маха не состоятельна, ибо реально новые понятия всегда основываются не только на результатах экспериментов, к которым они относятся, но и на истории и на логике теоретического мышления. Эта концепция не могла иметь большого методологического значения, ибо естествознание только тогда и может развиваться, когда ему противостоит внешний предмет познания. Обе концепции подвергались серьёзной критики со стороны самих ученых с момента их появления, а быстрое развитие науки показало их несостоятельность как философской методологии. В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» дал обоснованную критику мировоззрения и методологии махизма и показал, что только диалектико-материалистическое мышление позволяет найти выход из теоретических проблем, вставших перед развивающейся наукой.

История

Особенно ожесточенная борьба велась вокруг осознания социальных прогрессов. Буржуазная историография на рубеже веков представляла собой довольно пеструю картину. В исторических работах идеи развития стали общепризнанными. В качестве важного «фактора» эволюции часто рассматривалась экономика. Были достигнуты большие успехи в деле накопления фактического материала, его систематизации, серьезно повысился уровень исследовательской работы, развивались вспомогательные дисциплины - археология, палеография, нумизматика, источниковедение и др. Историков стали интересовать боле отдаленные периоды жизни человека, а также сферы жизни, которые раньше находились вне поля зрения ученых. Налаживались связи историков с социологами, политэкономами. Интенсивно велись исторические исследования в Германии, Англии, Франции, США, России, Японии. Повсеместно создавались кафедры истории и исторические семинары в университетах, возникали исторические общества, раньше всего во Франции и Германии, затем в Венгрии, США, Польше, Японии, Англии, Индии. В 1900 году в Париже состоялся международный конгресс по развитию истории, в 1903 году в Риме - по археологии и истории Рима. Затем международные конгрессы проходили в Берлине, в Лондоне. Сложность и противоречивость социальной ситуации того периода требовали разработки методологии истории. Философия истории Г. Гегеля, существенно влиявшая на науку прошлого, подвергалась серьёзной критике из-за того, что ее автор, рассматривая историю общества и историографию в качестве форм движения мирового духа, фактически отрицал методологию истории, а действия людей в истории считал лишь средствами, «затратами» в руках мирового духа. Немецкий историк Л. фон Ранке выступал против всякого вторжения философии в сферу истории. «В истории надо избегать всего, что существенно откланяется от достоверной передачи фактов». Принцип «объективного изучения» единичных фактов - обязательное требование к историку. Призывая к объективности, Ранке достаточно четко занимал пристрастную позицию защиты интересов прусского юнкерства и считал, что «революционный дух» является носителем разрушающих тенденций. Большинство буржуазных историков стремились выработать некоторую концепцию для объяснения фактов. Сторонники позитивизма находились под серьёзным влиянием успехов естествознания, в частности работ Ч. Дарвина. Они исходили из идеи «вечности законов» исторической эволюции. Английские историки Т. Роджерс, А. Тойнби, американец Ф. Тернер и другие серьёзное внимание уделяли экономическим проблемам, хотя у них преобладало политико-юридическое толкование фактов. Неокантианцы подчеркивали, что они выступают против любой попытки конструировать «историческую схему», в том числе и против материализма К. Маркса. Г. Риккерт считал, что задачей истории является лишь описание единичных событий в их сопоставлении с неизменными эстетическими, этическими, религиозными ценностями. В рамках «Марбургской школе» была создана идея этического социализма, в соответствии с которой классовая борьба, общественные движения - частные и неполные проявления стремления к социальному этическому идеалу. Достаточно интенсивно продолжала разрабатываться идея: история человечества есть история религиозного сознания, в соответствии с которой «экономический материализм» есть не осознавшая себя вера в возможность справедливого распределения материальных ценностей на земле и благополучия людей без учета их морального облика.
Неудовлетворительность всех методологий исторического познания, а также бурное развитие исторических событий в начале ХХ века в значительной мере ослабили интерес к методологии.
В буржуазной философии истории стали все интенсивнее разрабатываться идеи об иррациональных источниках общественных событий, о принципиальном различии исторического познания предмета как описания единичного, неповторимого от естественнонаучных постижения всеобщего, закономерного, о крахе человеческой цивилизации. А отказ от теоретического понимания смысла исторических событий открывал дорогу для произвольных, в том числе и откровенно реакционных, шовинистических концепции.

Так, оправданием колониальной политики империалистических держав служила геополитическая концепция, развитая в конце XIX века немецким социологом и географом Ф. Ратцелем. О «стремлении расширять свои географические границы» как свидетельстве «жизнестойкости государства» писал в книге «Борьба за право» немецкий юрист Р. Иеринг. Учение о неравенстве, «борьбе рас» разрабатывали реакционные социологи и философы Х.С. Чемберлен, Ф. Ницше и другие (эти идеи явились позже «теоретическим оправданием» фашизма). Усиление реакции в развитых капиталистических странах оправдывалось в социологических теориях различными способами. Ф. Ницше, откровенно признаваясь, что он чувствует ужас перед революцией, выступал против буржуазного парламента, заигрывания с народными массами, считал труд позором, а людей рабами, которых может вести за собой «сверхчеловек», господин. Либерал, профессор государственного права из Франции Эсмен (1848-1913) считал основным качеством национального суверенитета отрицание классовой системы общества.

Французские социологи Э. Дюркгейм, Л. Буржуа и юрист Л. Дюги развили концепцию солидарности всех социальных слоев общества, основанную на том, что классовое деления торжественно общественному разделению труда. Последнее необходимо для современного производства, а значит, и солидарность классов является обязательным условием жизнестойкости государства. По мнению Л. Дюги, все законы государства должны быть направлены на укрепление такой солидарности, а традиционный демократизм, выражая волю большинства, лишь разрушает её. Реакционный смысл имел и развивающийся позитивизм, рассматривающий законы и нормы права не как отражение каких-либо существенных процессов в обществе, а лишь как выражение авторитета государственной власти.

Социология

В конце XIX века эта наука развивалась под влиянием позитивизма. Г. Спенсер в «основаниях социологии» вводит два методологических принципа: понимание общества как организма и идею закономерной эволюции. В зависимости от того, какой фактор признавался главным в эволюции, выделялись различные направления в социологии: географическое, демократическое, антропологическое, биоорганическое, а также социодарвинизм, видевший источники эволюции в борьбе за существование. В конце XIX - начале ХХ века большое распространение получают учения, связанными с идеями психоанализа З. Фрейда, стремившегося свести события культуры и социальной жизни к формам проявления первичных жизненных инстинктов, влечений.
В начале ХХ века неудовлетворенность позитивистской прямолинейной концепцией эволюции привела к критике этого направления со стороны неокантианства и «философии жизни». В. Дильтей вообще отрицал социологию как науку. Неокантианцы сводили её роль к подсобной дисциплине для истории.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Ф. Ницше

 

 

«Кинематограф»


Слово «кинематограф» происходит от греческих слов «движение» и писать, изображать, таким образом, можно сказать, что кинематограф занимается созданием, записью движущихся изображений. Немногим более 100 лет назад братья Огюст и Луи Люмьер подарили миру «движущиеся фотографии», как называли первые зрители этот новый вид искусства. Датой рождения кинематографа принято считать 28 декабря 1895 года.
Изобретение кинематографа
Для создания первого фильма (записи на материальном носителе движения изображений и показа проекции этих объектов на экране) человечеству предстояло совершить немало открытий и технических изобретений, которые в последствии легли в основу кинематографа, главную роль среди них играли достижения в области фотографической техники и науки:
XVIII век – изобретение голландским ученым Христианом Гюйгенсом проекционного (или так называемого «волшебного») фонаря, использование его для показа «фантасмагорий» во время путешествия по Европе датским математиком Томасом Волгенстеном и получение патента на него американским физиком Робертсоном в 1799 году.
1829 г. – первая фотокамера Нипса и Даггера
1853 г. – первые попытки создания киноаппарата австрийца Ф.Ушатиуса, бельгийца Плато, американца Мейбриджем (1877 г.), россиянина И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), «паноптиком» американца У. Латама (1895), «плеограф» поляка К. Прушинского (1894)
1882 г. – первый аппарат моментальной фотографии французского физиолога Марея
1888 г. – первая целлулоидная фотопленка Фризе-Грина
1892 г. – фоноскоп Демени
1893 г. – «кинетоскоп» Эдисона
1894 г. – изобретение братьями Люмьер способа прерывистого передвижения ленты при помощи вилки
1895 г. – изобретение братьями Люмьер первого киноаппарата и его демонстрация в Физическом Обществе в Париже
Интересно, что практически одновременно с кинематографом братьев Люмьер, практически по всему миру стали возникать изобретения, по техническим характеристикам максимально приближенные к кинематографу: «хронофотограф» Ж. Демени во Франции в 1895 году; «биоскоп» М. Складановского в Германии в 1895 году и кинопроектор О. Местера в 1896 году; «аниматограф» Р.У. Пола в Англии в 1896 году, «хронофатограф» А. Самарского тоже в 1896 году и «стробограф» И. Акимова в России в 1896 году, «витаскоп» Т. Армата в США в том же 1896 году.
Первый в истории человечества кинопоказ
28 декабря 1895 года, вечер, Франция, Париж, бульвар Капуцинов, дом 14, “Grand Caf?”, билет стоимостью 1 франк, раскуплено 35 билетов. Братья Огюст и Луи Люмьер, которые до этого момента руководили фабрикой фотоматериалов в Лионе, публично демонстрируют свое изобретение, которое они назвали «синематограф». На белом полотне экрана оживают пять коротких, меньше одной минуты сценок из жизни горожан. «Синематограф» производит на зрителей потрясающее впечатление: люди искренне смеются и плачут.Этот новый «аттракцион» (так относились к кинематографу первые зрители) заинтересовывает не только публику, но и привлекает коммерческими выгодами владельцев кафе, баров, мюзик-холлов, варьете. И уже в следующем году «синематограф» появляется в репертуаре увеселительных заведений Англии, Италии, Германии, Австрии и других европейских стран. В большинстве таких заведений в перерывах между показами фильмов устраивают дивертисменты: перед «почтеннейшей публикой» выступают укротители змей, акробаты, фокусники, танцовщицы.В ближайшие годы публичные демонстрации первых короткометражных фильмов состоялись и на других континентах, во всех крупных городах. В России первый в истории фильм показывается 4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем саду «Аквариум», между вторым и третьим актами оперетки «Альфред-паша в Париже», 26 мая того же года – в увеселительном саду «Эрмитаж» в Москве и других крупных городах. В Нижнем Новгороде на Всероссийской ярмарке показ кино проходит в кафешантане Шарля Омона под названием «Театр концерт-паризьен». В этом же году были сняты первые русские любительские кинофильмы.
Развитие жанров немого кино
Первая киноаппаратура была далека от совершенства. Поэтому первые в истории человечества фильмы братьев Люмьер были немыми короткометражками продолжительностью около 1- 2 минут. По жанру это были документальные «зарисовки из жизни»: «Улица Республики в Лионе», «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Завтрак бебе».
«Аттракционные» фильмы
В первых кинофильмах зрителей поражал не сюжет, а сам факт «живой фотографии». Людей глубоко удивляла, впечатляла и даже пугала сама возможность увидеть на белом полотне экрана «как настоящую» жизнь города и других людей, мчащийся прямо в зрительный зал поезд, волны прибоя. Это был «аттракционный» период развития кино. В то время широко снимаются номера цирковых, балетных, мюзик-холльных и эстрадных представлений, а среди названий кинолент того времени можно прочитать: «Японские эквилибристы», «Греческие танцовщицы», «Вальс апашей», «Джиу-джитсу», «Дамская борьба», «Акробатические упражнения на проволоке», «Ученые слоны», «Галлюцинации Пьеро».Другое направление развития «аттракционных» фильмов – кино про экзотические страны и редких представителей животного мира: «Сиам», «Конго», «По реке Миссисипи», «Медуза», «Осьминог», «Кенгуру», «Охота на жирафов», «Сахарный тростник, его сбор и обработка», «Производство шляп из бамбука», «Культура ананасов», «Производство шампанского в Эперней».В жанре «аттракционного» кино запечатлевают и важные политические события: «Коронация Николая II», «Пребывание английской королевской четы в Париже». Если такое событие невозможно отснять документально, его «восстанавливают» с участием актеров, как например, «восстановленные кинохроники» или как еще называют этот жанр «псевдодокументалистика»: «Дело Дрейфу-си», «Война в Трансваале», «Кровавое воскресенье», «Восстание на броненосце «Потемкин».«Натурные» фильмы расширяли кругозор кинозрителей, давая им наглядное представление о многих неизвестных вещах и явлениях. Так жители России видели на киноэкране улицы Парижа, Лондона, Рима, узнавали, как выглядит быт народов Индии и Китая, следили за хирургическими операциями доктора Дуайена, «присутствовали» при захватывающем состязании между гидропланами и моторными лодками. Ранний кинематограф играл большую просветительскую, положительную роль в жизни общества.
«Немые» комедии
Однако, уже среди этих первых фильмов братьев Огюста и Луи Люмьер попадаются и первые комедийные сюжеты, такие как «Политый поливальщик». Кроме того, в то время становятся известны и комические кино скетчи: «Пожарный и служанка», «Том Пус флиртует», «Изъян в костюме», «Состязания тещ». Так зарождался новый жанр игрового кино – комедии.Говоря о рождении первых комедийных фильмов нельзя не сказать о Чарли Чаплине. Чаплин родился в Лондоне 16 апреля в 1899 году. Впервые Чарли Чаплин участвовал в публичных выступлениях в возрасте пяти лет, заменив свою мать на выступлении в варьете. В 11 лет Чаплин выступает в танцевальной группе «Восемь ланкаширских парней» в рождественской пантомиме «Золушка», он играет первую в своей жизни комедийную роль – кошку. После смерти отца Чаплин подрабатывает во многих местах: в типографии, продавцом газет, помощником врача. С 14 лет Чаплин получает постоянную роль в театре в пьесе «Шерлок Холмс» и играет в варьете, а затем в театральном предприятии Фреда Карно. Во время гастролей в США его приглашают на работу в киностудию «Кейстоун Филм». В сентябре 1913 года Чаплин становится киноактером с недельным жалованием в $150. Довольно быстро Чаплин становится знаменитым комедийным актером и начинает формировать, оттачивать свой неповторимый кино образ. Сначала его персонаж Чез довольно-таки грубоватый ловелас и жулик, со временем в нем появляется мечтательность и теплота образа Маленького Бродяги. Это образ, в котором Чарли Чаплина навсегда заполнится любителям кино: огромные темные штаны, узкий жилет, огромные башмаки, котелок и трость. В те годы был еще очень молод, поэтому для солидности образа ему приклеили небольшие усики. Постепенно Чаплин осваивает новые кино профессии. В 1914 году он снимает свой первый фильм «Застигнутый дождем», где Чаплин пробует себя не только в роли актера, но и сценариста, и режиссера. В 1917 году он становится самым высокооплачиваемым киноактером. За свою жизни Чарли Чаплин снялся в более чем в 70 короткометражных 14 полнометражных фильмах, издал мемуары, два раза получил премию «Оскар», а в его последнем фильме (Чаплин снимает его в возрасте 71 года) «Графиня из Гонконга», главные роли сыиграли Софии Лорен и Марлон Брандо. Чаплин был женат четыре раза, вырастил 11 детей и скончался в возрасте 81 год (25 декабря 1977 года) в собственном доме в Швейцарии.Но именно с первыми игровые фильмами кино начинает играть не только положительную роль. Торгаши, владельцы кабаре и баров, которые в большинстве своем и завладели гениальным изобретением того времени, рассматривали кино как способ извлечь большую прибыль из «серых масс». Поэтому многие комедийные фильмы того времени были «рассадником» ограниченности и мещанской пошлости. В таких фильмах воспевались буржуазная мораль, выставлялась на показ глупость служанок и мелких служащих и их жалкие претензии на равноправие с представителями социальных верхов. В комедийных фильмах и феериях нередко показывались двусмысленные пошлые, гривуазные сценки, сюжет которых нередко соскальзывал в порнографию. Такое кино повсеместно насаждало дурные вкусы.
Фантастические фильмы и «магия» в эпоху немого кино
Первые фантастические фильмы представляли собой разновидность кинокомедии, где акцент делался не на трюках и сюжете, а на какой-то невероятной технологии. Прообразом фантастического фильма стал фильм Луи Люмьера, снятый еще в 1895 году, «Механический мясник» (Le charcuterie m?canique). В этой короткометражке без спецэффектов и особых приемов монтажа рассказывается о вымышленной машине, которая превращает живых поросят в сосиски. В результате в этом немом кино рождается впечатляющий и живой образ бездушного механического монстра, уничтожающего живые существа.Позднее предпринимаются попытки отснять первые кинотрюки. Пионером в этой области принято считать француза Жоржа Мельеса (фанц. Maries-Georges-Jean M?li?s). Еще в 1896 году он снимал первые киноэффекты, основанные на стоп-кадре, покадровой съемке, многократной экспозиции, изменении скорости протяжки пленки, кэшировании и других трюках. В 1897 году Жордж Мельес основал собственную киностудию «Стар фильм” и начал активно снимать фантастические короткометражные фильмы.Первым фантастическим фильмом со спецэффектами считается фильм Жорджа Мельеса, снятый в 1896 году – «Замок Дьявола» («Le manoir du diable»). В этом двухминутном фильме зрителю демонстрируются невероятные исчезновения, появления и трансформации людей и предметов в антураже готического замка. В 1897 году выходит еще следующий фильм – «Лаборатория Мефистофиля» (Le сabinet de M?phistoph?l?s). В основе сюжета этой кинокартины тоже спецэффекты: Мефистофель превращается в призрака, его голова отделяется от туловища и летает по кабинету. Следом выходят и другие фантастические фильмы Мельеса: «Заколдованная гостиница» (L’auberge ensorcel?e), «Начинающий ренгенолог» (Les rayons R?ntgen), «Молниеносные превращения» (L’Homme Prot?e), «Фауст и Маргарита» (Faust et Marguerite), «Четыреста проделок дьявола» (Les Quatre cents farces du diable), «Галлюцинации барона Мюнхаузена» (Les Aventures de baron de Munchhausen) и еще более 30 фильмов.Искусство киноэффектов давало Мельесу огромное преимущество перед другими кинематографистами, т.к. он мог снимать первые фантастические фильмы, а остальные были ограничены жанром бытовых и исторических кинозарисовок.Благодаря спецэффектам фильмы перешли из разряда забавных зрелищ в категорию чрезвычайно мощных изобразительных искусств. Это как нельзя лучше соответствовало тогдашним задачам кинематографа, который считался развлекательным видом искусства и прежде всего должен был быть доходным. Именно новые кинотрюки давали возможность привлечь в кино еще больше публики, а прокатчикам – продать больше копий фильмов.
Расцвет «немного» кино
Совершенствование кинотехники (с 1900-го года длина фильмов увеличилась до 15-20 минут) и его экономическая выгодность, которая обеспечивала кино популярность и быстрое распространение сыграли определяющую роль в быстром распространении кинематографа и становлении его как нового вида искусства. Происходило быстрое улучшение художественных приёмов съемки, игры актеров, приемов режиссуры. Заметно повышался профессиональный уровень фильмов, увеличивалась художественная ценность снимаемых кинокартин.Большая длина фильмов способствовала появлению новой профессии – киносценариста, т.к. более длинный фильм требовал более сложного, увлекательного сюжета. Так начинают формироваться жанры кино, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический набор приёмов.Отсутствие в кино звука стало катализатором поиска новых художественных возможностей. Благодаря этому ограничению сложилась «немая» школа передачи эмоций и сложного сюжета средствами монтажа, был выработан совершенно особый стиль «киношной» мимики и жестов. В основе актерской игры стал особый для кино вид пантомимы. Красноречивость движений актёров в немом кино вряд ли может быть превзойдена даже в театре.Первые фильмы показывают с «музыкальной иллюстрацией»: под аккомпанемент пианино (в то время даже возникла новая профессия «тапер», т.е. пианист, работающий в кинотеатре) или саксофона, сопровождая чтением поясняющих текстов. Многие мелодии из репертуара кино показов того времени стали классикой и дошли и до наших дней.Со временем появляется и другой специфический инструментарий передачи сюжета в немом кино – титры. Первые титры в кино появляются в виде заглавных надписей. С 1905 года начинают вставлять титры в местах, где необходимо пояснять развитие сюжета. До этого времени надписи иногда делали на стеклянных диапозитивах и показывали с помощью волшебного фонаря на дополнительном экранчике, помещавшимся рядом с основным киноэкраном.Наивысшего расцвета немое кино достигает в 20-х годах 20 века. Это время, когда кино становится общедоступно и полностью оформляется как самостоятельный вид искусства со своими неповторимыми художественными средствами, жанрами, приемами.
Классикой немого кино считаются:
французские фильмы: «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (1896), «Путешествие на Луну» (1902), «Менильмонтан» (1924—1925), «Наполеон» (1927), «Страсти Жанны д’Арк» (1928)
немецкие фильмы: «Голем: как он пришёл в мир» (1920), «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Носферату» (1922), «Последний человек» (1924), «Метрополис» (1927), «Ящик Пандоры» (1929)
фильмы США: «Большое ограбление поезда» (1903), «Нетерпимость» (1916), «Жадность» (1924), «Золотая лихорадка» (1925), «Большой парад» (1925), «Генерал» (1926), «Восход солнца» (1927), «Толпа» (1928), «Огни большого города» (1931).

Чарли Чаплин

Первый киносеанс

Братья Люмьеры

 

 

«Фонограф»

 

Самая старая в мире звукозапись была сделана в 1860 году
Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds, обнаружили и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем в 1860 году, за 17 лет до того, как Томас Эдисон изобрёл фонограф, сообщает Reuters. Протяжённость её составляет 10 секунд. На записи слышен предположительно женский голос, который поёт "Au clair de la lune, Pierrot repondit".

Она была сделана 9 апреля 1860 года парижским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, называемого "фоноавтограф". Оно процарапывало звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.

Один из историков, Давид Джованнони, говорит, что узнал о существовании записи 1 марта 2008 года. Она хранилась в парижском архиве. Эксперты из First Sounds уже перевели её в цифровой формат.

Джованнони говорит, что эта находка равноценна находке старейшей в мире фотографии, которая была бы сделана за 17 лет до изобретения камеры. Он, однако, говорит, что запись, изначально, не предназначалась для прослушивания. Единственным намерением изобретателя было запечатлеть визуально на бумаге звуковые колебания.

Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь[прояснить].
Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. При этом звуковая дорожка представляет собой спираль, что увеличивает длительность записи. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек» (англ. Mary Had a Little Lamb). Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии.

На своё изобретение Эдисон получил патент U.S. Patent 200 521, выданный патентным ведомством США 19 февраля 1878 года.

Одна из первых конструкций фонографа
В период с 1878 по 1887 гг. Эдисон, занимаясь лампой накаливания, отложил работу над фонографом. Продолжив работу, Эдисон начал использовать для записи звука цилиндр с восковым покрытием (идея предложена Шарлем Тентэ). В 1887 году изобретателем Эмилем Берлинером было предложено применять звуконосители не цилиндрической формы, а в форме плоского диска (патент получен в 1896 году). Своё устройство Берлинер назвал «граммофон».

Дисковый фонограф
Первоначально планировалось использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке — диктофон.

Эдисоном был составлен список 10 основных применений фонографа:

Диктовка и запись писем
Говорящие книги для слепых
Обучение ораторскому искусству
Запись музыки
Запись голосов членов семьи
Музыкальные шкатулки и игрушки (например, говорящие куклы)
Говорящие часы
Запись речей великих людей
Обучающие записи
Вспомогательное приспособление к телефону
Однако изобретение получило настолько большой успех, что в 1906 Эдисон представил публике несколько музыкальных и театральных записей, осуществлённых созданной им Национальной фонографической компанией (англ. Edison's National Phonograph Company).

Модель фонографа Эдисона
В 1912 году на рынок вышел дисковый фонограф Эдисона, начавший конкурировать с другими популярными моделями. Он предлагал лучшее качество звука, однако был несовместим с другими дисковыми проигрывателями.

Модели фонографа Эдисона

Леон Скотт де Мартенвиль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.