Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истина и ложь




Истина и ее критерии

Интуиция.

Способы познания.

— Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Элементы чувственного опыта:

- Ощущения (возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);

- Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);

- Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).

Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощущения соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.

— Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.

Элементы рационального познания:

- Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);

- Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);

- Умозаключение (выводы из логически связанных суждений).

Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).

Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности?

Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания.

Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания.

Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.

Процесс познания включает также такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция.

Интуиция – это вспышка проницательности, источник появления которой невозможно точно объяснить. Она служит основой для многих гипотез (предположений). Однако интуиция не может считаться убедительным источником истинных знаний об окружающей действительности. Знание, полученное путем интуиции, должно быть проверено другими методами исследования.

 

Истина – достоверное, правильное знание; отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Истина не является свойством предметов или явлений (нет столов истинных или ложных, а есть столы письменные, столовые, журнальные). Понятие истины распространяется только на мысли, которые действительно могут быть истинными или ложными. Истине противостоит в познании ложь.

Ложь – это неправда, искажение действительности.

Источником лжи (заблуждения) могут быть неверные факты, логически неправильное мышление и др. Ложь можно понимать как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.

И рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы – агностики (греч. «агностицизм» – недоступный познанию), отрицавшие эту возможность.

Что может служить критерием (греч. – мерило) истины?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.