КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лигвистическая апологетика
- направление аналитической философии (см.),своеобразная аналитическая философия религии, толкующаяотношения человека с Богом как языковую игру (см.). В целом отношение философов-аналитиков к религии былосложным и со временем менялось. Если Бертран Рассел открытозаявлял о своем атеизме, пропагандируя его в дискуссиях сосвященнослужителями и в статьях, составивших его известнуюкнигу "Почему я не христианин", то отношение Витгенштейна крелигии не было столь однозначным. По убеждениям ему было ближевсего толстовство. На фронте первой мировой войны он носил всвоем ранце толстовское переложение "Евангелий" (солдатыназывали его "человек с Библией"), а в 1930-е гг. читал вКембридже лекции о религии, восстановленные и опубликованныеего учениками. Для ранней аналитической философии, то есть для логического позитивизма (см.), отношение к религии и кБогу было таким же, как ко всем прочим проблемам традиционнойфилософии, то есть оно не признавалось реальной философскойпроблемой. Однако в 1930-е гг., когда логический позитивизм себяисчерпал, а особенно в 1970-е гг., когда философиялингвистического анализа подвергала анализу все подряд (подобно семиотике и структурной поэтике (см.), вопрос оБоге опять был поднят и появилось самостоятельное ответвлениеаналитической философии - Л. а. во главе сфилософами-аналитиками У. Хадсоном и Д. Филипсом. Л. а. говорит, что для того чтобы ответить на вопрос,существует ли Бог, надо разобраться в одном из сложнейшихязыковых предикатов - слове "существовать". Посколькусуществование одновременно является предикатом и квантором (см. математическая логика), то здесь сразу возникаетпарадокс. То есть если мы хотим сказать: "Бога не существует",то мы тем самым утверждаем: "Существует такая вещь, как Бог,которая не существует" (подробно см. существование). Л. а. обратилась к сочинениям позднего Витгенштейна. Д.Филипс подчеркивал, что "философия призвана неапологетизировать религию и защищать веру, а всего-навсегоописать их, проанализировать "грамматику" религиозного языка,прояснить всякого рода путаницу, связанную с употреблениемслова "Бог", снять необоснованные и фальшивые претензиипредшествующей религиозной апологетики". На вопрос, является ли Бог реальностью (см.), У.Хадсон отвечал, что надо каждый раз определять, что именнопонимается под словом "реальность", ибо в различных языковыхиграх это слово приобретает различные значения. Наконец, и сама религиозная "речевая деятельность"рассматривается Л. а. как языковая игра с достаточно условными,но необходимыми для верующих правилами (ср. описание Л. Н.Толстым церковной службы в романе "Воскресение"). Верующий и атеист играют в разные языковые игры: слова,которые они употребляют, имеют разное значение. Можно сказать,что они не один и тот же мир видят по-разному, но видят разныемиры (ср. семантика возможных миров). Определяющую роль в формировании Л. а. сыграла теория речевых актов (см.) Дж. Остина. Сила воздействиярелигиозного языка на верующего стала рассматриваться втерминах успешности / неуспешности. Молитва - речевой акт: длятого чтобы молитва дошла до Бога, она должна быть успешной,обладать исчерпывающей "иллокутивной силой". Для этогонеобходим ряд условий, например искренность верующего,принадлежность его к той или иной конфессии и т. п. На старый вопрос, существует ли Бог, Л. а. отвечалавопросом "Существует в какой языковой игре, в каких модальностях (см.)?" Для верующего Бог существует преждевсего в модальности просьбы, то есть в императиве ("хлеб нашнасущный дай нам на сей день"). Религия, говорит Л. а., неописывает факты, а сама является частью совокупности формжизни, совокупного экзистенциального опыта. Лит.: Вейш Я.Я. Аналитическая философия и религиознаяапологетика. - Рига, 1991.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |