Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логаэдизация




- один из путей динамики развития культурных явлений впервой пол. ХХ в., противоположный верлибризации (см.). Логаэд - это тип метрической композиции (см. системастиха), суть которого заключается в том, что внутристихотворной строки ударения и безударные слоги могутрасполагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольностьсохраняется на протяжении всех строк (ср. додекафония,серийное мышление). Пример логаэда: Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1 Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1 И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1 Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1 (О. Мандельштам) ("Основание" "степени" означает количество слогов в слове;"показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде количестворитмических типов слов резко ограничено, что создает эффектметрической семантизации - каждое слово, стремящееся занятьопределенное место в решетке логаэда, стремится к тому, чтобыбыть близким этой позиции по смыслу, так как сама эта позицияуже семантизируется. Чтобы объяснить этот принцип. приведем ещеодин пример: По холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2 Под лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2 Сапожком - робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3 За плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3 (М. Цветаева) Все стихотворение делится по вертикали на две части -первую с ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, ивторую с ритмическими словами 2/1 и 3/2, выражающим идеюзатрудненности этого движения. Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античнойметрике, но именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) сталаочень часто обращаться к этой композиции (особенно многологаэдов написали М. Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частьюболее общего движения, которое мы называем Л. и суть которогосостоит в том, что оно предствляет фрагмент системы как всюсистему. Механизм Л. - повышенная ограниченность структуры, тоесть в конечном счете редукционизм. Но это особый,мифологический редукционизм. Поскольку сама позиция, в которойдолжен стоять данный элемент, семантически маркируется, тофактически любой элемент приобретает черты, присущие именноэтой позиции. В этой позиции происходит иррадиация смыслов. Тоже самое имеет место в мифологичес ком сознании (см.),где аккумулируется система отождествлений одного и того жеместа: сыра земля - это мать Богородица; вульва - амбивалентныйматериально-телесный низ (см. карнавализация). Л. захватила очень многие слои культуры ХХ в. Так,например, система взаимных отождествлений характерна длянеомифологического романа-логаэда А. Белого "Петербург":Аполлон Аполлонович - Николай Аполлонович; Кант - Конт;Шишнарфнэ - Енфраншиш; все герои отождествляются смифологическими персонажами и одновременно - с реальнымипрототипами. И все это написано с резким ограничением на составслов - метрической прозой, как будто одним бесконечнымтрехсложным размером. Музыкальная Л. - это серийная музыка (см. додекафония), там ограничения накладываются наинтервалы, и серии вторично семантизируются. В живописинепосредственный аналог Л. - кубизм. Наиболее интересны аналогии Л. в философии ХХ в. Этологический позитивизм, который действует таким жередукционистским образом: накладывает ограничения нафилософскую проблематику, объявив большинство философскихпроблем псевдопроблемами. Сама структура главного произведения аналитическойфилософии "Логико-философского трактата" Л. Витгенштейнапредставляет собой нечто вроде логаэда. Каждое предложениезаковано в броню рубрики. При этом здесь тоже происходитвторичная мифологизация. Само представление об идеальном языке- один из мифов 1-й пол. ХХ в. - это мифологическаяредукция. Сам "Трактат" строится как система отождествленийосновных понятий. предмет - атомарный факт - ситуация I I I имя элементарная пропозиция пропозиция * 150 Логическая семантика К середине ХХ в. Л. и верлибризация начали конвергироватьв соответствии с общей культурной ситуацией, приведшей к постмодернизму. Последнее можно видеть на примере такихпроизведений как "Игра в бисер" Г. Гессе, где проявляются илогаэдические и верлибристские начала. Лит.: Лосев А Ф. О пропозициональной функции древнейшихлексических структур // Лосев А Ф. Знак. Символ. Миф. Тр. поязыкознанию. - М., 1980. Лотман Ю. М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура //Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Руднев В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: ВторыеТыняновские чтения. - Рига, 1986. Руднев В. "Логико-философский трактат" Витгенштейна какнеомифологический проект // Витгенштейн Л. Tractatus logico-philosophicus/ Пер. с нем., паралельн. коммент. и аналитич. ст.В. Руднева (в печати).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.