Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистическая терапия




- направление аналитической философии (см.), связанное стехникой психоанализа и рассматривающее анализ языковыхпроблем, с одной стороны, как лечение языка и, с другой - кактерапию самого аналитика. В No 225 "Философских исследований" Витгенштейн пишет:"Философ лечит проблемы, как болезни". Логический позитивизм " (см.) рассматривалтрадиционную философию с ее псевдопроблемами - свободы воли,бытия, сознания, истории - как болезнь языка. Метафизика,говорили логические позитивисты, возникает от неправильногоупотребления языка или злоупотребления (misusing)неоднозначными и темными (vague) выражениями. Задача философасостоит в том, чтобы очистить, прояснить, наконец, вылечитьязык от путаницы мyогозyачных наслоений, ведущих к непониманию,заводящих в тупик (misleading), и построить идеальныйлогический язык, в котором таким "болезнетворным" выражениям небудет места. Поздний Витгенштей называл Фрейда своим учителем.Действительно, многое в методологии философов-аналитиков ианалитиковпсихотерапевтов совпадает: прежде всего анализнеправильностей языка, ошибок речи, чему посвящены, по меньшеймере, две книги Фрейда - "Психопатология обыденной жизни" и"Остроумие и его отношение к бессознательному". В 1930-е гг.Витгенштейн читал в Тринити-колледже Кембриджского университеталекции о Фрейде, которые были впоследствии опубликованы егодрузьями-учениками вместе с лекциями о религии и эстетике. В 1953 г. философ-аналитик Джон Уиздом выпустил книгу"Философия и психоанализ", которая стала началом новогонаправления в аналитической философии - Л. т. Дж. Уиздомполагал, что в процессе анализа языка аналитик подвергаеттерапии не только язык, но и самого себя, выздоравливает вфилософском смысле, подобно тому как это происходит впсихоанализе (непременным условием для начинающего аналитикабыло пройти анализ на себе, только после этого он имел правоначинать психоавалитическую практику (как сказано в Евангелии(Лк. 4:23): "Врачу, исчелися сам"). Поздние философы-аналитики, как правило, брали однуфразупроблему - например: "Существуют ли ручные тигры?" (Дж. Э.Мур) или "Как странно, что этот мир существует!" (Л.Витгенштейн) - и "обкатывали" ее со всех сторон, обычно неприходят ни к каким утешительным выводам. Во всяком случае, как утверждает Уиздом, вывод аналитикавсегда один: язык богаче любого вывода. Поэтому дело, в общем,не в выводе, а в самом процессе анализа, который происходиттаким образом, что к концу его в голове аналитика проясняетсясама эта сверхценная для него идея сложности языка,несводимости его к тем или ивым аналитическим операциям надним. Чтобы добиться такого результата, философ-аналитикприбегал к тем же приемам, что и психоаналитик-практик, то естьсочетал утонченную рассудочность на поверхности и глубиннуюинтуитивную аналогичность, как это делает дзэнскоемышление (см.). Так, уже в "Логико-философском трактате" Витгенштейнасочетаются рационализм и мистика, когда важно, как писал В.В.Налимов, не то, что выражено в словах, а то, что стоит за ними,когда слова не доказывают мысль автора, но заставляютзадуматься, что же должно находиться в сознании человека,способного мыслить таким образом. Не логика, а симуляция, тоесть моделирование логики, сопровождающееся назойливымповторением одних и тех же квазилогических предложений -"мантр", заставляющих зачарованного читателя в какой-то моментперестать думать об этом анализе и погрузиться в некую иную -не логической природы - ментальвую стихию и в этот моментосознать, что стоит за словами, понять их невыразимый смысл. Таким образом, путь философа, исповедующего Л. т., таков:от мишуры дискретных логических выводов - к чистотеконтинуального поствербального опыта. Лит.: Витгенштейн Л. Лекция об этике // Даугава. - Рига, 1989.- No 2. Налимов В.В. Вероятностная модель языка: О соотношенииестественных и искусственных языков. - М., 1979.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.