Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарные исследования




- гуманитарные исследования, затрагивающие методы двух илиболее дисциплин. М. и. стали особенно популярны начиная с 1960-х гг.Возродившаяся в это время под знаком структурной лингвистикисемиотика была определена как наука, в принципе изучающая"любые объекты лингвистическими методами" (определение одногоиз лидеров тогдашней лингвистики и семиотики И. И. Ревзина). Всоответствии с этим определением семиотика могла подвергать М.и. все что угодно - шахматную игру, карточные гадания,человеческое поведение, историческое хроники, поэтическийтекст, моду, дуэли, индийскую философию, театр абсурда,сонаты Моцарта. В 60-е гг. особенно тесной стала связь лингвистики сматематикой (образовалась новая междисциплинарная дисциплина -математическая лингвистика) и семиотики с логикой (см. логическая семантика). Семиотика стала проникать в биологию ифизиологию (см. функциональная асимметрия полушарийголовного мозга) и обобщать данные фундаментальной физики(принцип дополнительности). Сменивший в 1970-е гг. структуралистскую парадигму постструктурализм (см. также мотивный анализ)практически сделал междисциплинарность необходимым условиемвсякого гуманитарного исследования. В 1980-е гг. стало популярным понятие "культурология",которое в сущности означало не что иное, как М. и. в областиразличных аспектов истории и теории культуры (в Советском Союзенаиболее важными в этом отношении были труды Ю. М. Лотмана,Вяч. Вс. Иванова, В. Н. Топорова). На Западе сама философия стала междисциплинарной. В нее вкачестве необходимых элементов стали входить структурнаялингвистика, семиотика, политэкономия и психоанализ(исследования Жака Лакана, Ролана Барта, Жиля Делеза, ФеликсаГваттари, Жака Деррида, Юлии Кристевой, Мишеля Фуко). Чтобы продемонстрировать применение М. и. на конкретномпримере, мы вкратце опишем свой анализ повестей Алана Милна оВинни Пухе, в котором синтезировано около десяткаметодологических стратегий. 1 - 2. Структурная поэтика и мотивный анализ. "Винни Пух" (1926) рассматривается не как произведение детскойлитературы, а в ряду текстов европейского модернизма. Большую роль здесь играет поэтика неомифологизма, вчастности мифологема мирового древа: все герои живут в деревьяхи с деревьями связаны наиболее значимые события сюжета.Поваленное ветром дерево символизирует конец миравиннипуховского леса. 3. Психоанализ. Книга о Винни Пухе писалась А.Милном для его сына Кристофера Робина в разгар повальногоувлечения в Европе психоанализом, и в ней тем или иным образомотразились психоаналитические мотивы и проблемы, прежде всегоэротического свойства. Так, отношения между героями, какпоказано в исследовании, носят латентно сексуальный характерТот же характер имеют многие мотивы. Например, в именивиртуального персонажа Heffalump ("Слонопотам" в переводе Б.Заходера) дважды заанаграммировано слово "фаллос" - fal и lump- "кусок, огрызок". Для поимки виртуального монстра роется яма(по Фрейду - женский символ), в которую Слонопотам долженупасть. Подобно тому как за "безоблачным детством", как вскрылпсихоанализ, кроются мучительные сексуальные проблемы, так же иза безобидным на поверхности сюжетом кроются глубинныеобщечеловеческие проблемы. 4 - 5. Теория травмы рождения и трансперсональная психология. Здесь ключевую роль играетэпизод, когда Винни Пух, объевшись, застревает в норе у Кроликаи не может оттуда вылезти; его муки ассоциируются сперинатальными переживаниями плода в утробе матери. Ср. эпизод,когда Поросенок, забравшись в сумку-живот Кенги вместо КрошкиРу, претерпевает символическое второе рождение. 6 - 8. Семантика возможных миров, логическаясемантика, прагматика. Мир повестей о Винни Пухе - это замкнутыймирок с ограниченным количеством персонажей. Но как каждомувымышленному миру хочется представить себя в качестведействительного мира, так и в мире "Винни Пуха" проделываетсяряд операций, цель которых - подтвердить, что этот детскиймирок по своим базовым онтологическим характеристикам ничем неотличается от взрослого мира. Если, с одной стороны, персонажейограниченное количество, то, с другой - к ним все времядобавляются сомнительные виртуальные персонажи типа Буки и Бяки(Woozle и Wizzle), Слонопотама, Ягуляра, дядюшки ПостороннимаВилли. Для того чтобы вымышленный мир мог казаться реальностью, он должен иметь внутри себя как минимум ещеодин внутренний мир. С другой стороны, ограниченность числа главных героевпозволяет сделать бесконечным число второстепенных, напримердрузей и знакомых Кролика самых различных пород и "сортов".Наконец, между взрослым и игрушечным миром имеется посредник,хозяин игрушечного мира Кристофер Робин, который обладаетправом "Творения" - засылки в мир новых персонажей, таких, какКенга, Ру и Тиггер. В прагматике реальной жизни настоящего Кристофера Милнадолгое время книга о Винни Пухе не давала ему покоя. Онвзрослел и старел, но для всех людей оставался мальчикомКристофером Робином. 9. Характерология (см.). Каждый персонаж "ВинниПуха" - это выпукло обрисованный характер. Сам Винни Пух -сангвиниксинтоник, жизнерадостный, любящий поесть, психическинаиболее мобильный, живущий в гармонии с окружающей егодействительностью. Поросенок - тревожный психастеник, вечнобоящийся будущего и из всех возможных вариантов предсказывающийнаихудщий. Кролик - эпилептоид-прагматик. Его ценные свойства иизлюбленная сфера деятельности - это сфера огранизации, отдачиприказов и распоряжений. Интеллектуально он недалек и лишенфантазии. Сова (в нашем переводе "Сыч") - шизоид-интроверт (см.аутистическое мышление), оторванный от реальности, погруженныйв свои мысли и совершенно не ориентирующийся во внешнем мире. 10. Теория речевых актов. В соответствии со своимхарактером каждый персонаж обладает определенными особенностямиречевого поведения. Винни Пух никогда не лезет за словом вкарман, он сочиняет стихи, наиболее гибок и успешен вконкретной речевой деятельности, но не понимает смысла длинныхслов, обозначающих абстрактные понятия. Сыч, наоборот, погруженв языковую шизоидную абстрактность и совершенно не в состоянииподдерживать конкретный диалог. Поросенок все время говоритодно, а думает о другом (об Ужасном). Кролик пишет реляции,отдает распоряжения, всячески командует. Приведенный конспективный анализ является деконструкцией (см.) "Винни Пуха", поэтому самапостановка вопроса о том, содержится ли все это на самом деле втексте Милна или придумано исследователем, являетсябессмысленной, потому что текст при таком понимании существуюттолько в диалоговом режиме с читателем и интерпретатором.Такова исследовательская стратегия постмодернизма. Лит.: Ревзин И. И. О субъективной позиции исследователя всемиотике // Учен. зап. Тартуского ун-та. - Тарту, 1971. - Вып.266. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка:Семиотические проблемы лингвистики, философии. искусства. - М.,1985. Налимов В. В. Вероятностная модель языка: О соотношенииестественных и искусственных языков. - М., 1979. Руднев В. Введение в прагмасемантику "Винни Пуха" // ВинниПух и философия обыденного языка / Пер. с англ. Т. А.Михайловой и В. П. Руднева. Аналитич. статьи и коммент. В. П.Руднева. - М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.