- разновидность постструктуралистского (см. постструктурализм) подхода к художественному тексту илюбому семиотическому объекту. Введен в научный обиходпрофессором Тартуского ун-та (ныне профессор Колумбийскогоун-та) Борисом М. Гаспаровым в конце 1970-х гг. Находясь вэпицентре отечественного структурализма и испытываянепосредственное влияние Ю. М. Лотмана и его структурнойпоэтики, автор М. а. отталкивался именно от этогонаправления, стремясь к тому, чтобы все делать наоборот. Там,где в структурной поэтике постулировалась жесткая иерархияуровней структуры текста (ср. структурная лингвистика),М. а. утверждал, что никаких уровней вообще нет, мотивыпронизывают текст насквозь и структура текста напоминает вовсене кристаллическую решетку (излюбленная метаформа лотмановскогоструктурализма), но скорее запутанный клубок ниток. Суть М. а. состоит в том. что за единицу анализа берутсяне традиционные термы - слова, предложения, - а мотивы,освовным свойством которых является то, что они, будучикросс-уровневыми единицами, повторяются, варьируясь ипереплетаясь с другими мотивами, в тексте, создавая егонеповторимую поэтику. Так, например, в "Страстях по Матфею" И.С. Баха (этот пример приводился Б. Гаспаровым в его лекциях)мотив креста экземплифицируется не только в соответствующихевангельских вербальных темах, но также и в перекрестнойкомпозиции четырех голосов солистов (баса, тенора, альта исопрано) и в устойчивом графическом символизме креста на нотномстане. По своим истокам М. а., с одной стороны, восходил клейтмотивной технике поздних опер Р. Вагнера, с другой - кпонятию мотива у А. Н. Веселовского. Но, скорее всего,бессознательным коррелятом М. а. были не соответствующиесовременные ему построения деконструктивизма ЖакаДеррида (который тогда был в Тарту малоизвестен и непопулярен),а классический психоанализ Фрейда. Техника свободныхассоциаций, которую Фрейд описывает, например, в"Психопатологии обыденной жизни", его анализ обмолвок, ослышек,описок и других ошибочных действий (см. психоанализ)весьма напоминает технику М. а. При этом принцип,провозглашенный Фрейдом достаточно эксплицитно - чем свободнее,"случайнее" ассоциация, тем она надежнее, - открыто непризнавался автором М. а., однако на деле все обстояло именнотак. Здесь необходимо сделать оговорку, что само слово "анализ"применительно к гуманитарным наукам ХХ в. имеет совершенно инойсмысл, чем то же слово применительно к естественным и точнымнаукам. Математический анализ, спектральный анализ, анализкрови, с одной стороны, и психоанализ, контент-анализ, анализпоэтического текста - с другой отличаются прежде всего тем, чтов первом случае процедура анализа подвержена верификации иконтролю. Применительно ко второму случаю это невозможно иненужно: бессмысленно делать повторный или контрольный анализтекста (за исключением некоторых строгих областей филологии -ритмики стиха, математической лингвистики). И еслисобрать десять аналитиков (идет речь о психоанализе или о М.а.), то в результате мы получим десять пересекающихся (в лучшемслучае) "анализов" - ибо структура семиотического объекта,например художественного дискурса, неисчерпаема и бесконечна. Наиболее впечатляющих результатов М. а. добился приразборе достаточно объемистых текстов (идеалом анализа вструктурной поэтике было небольшое лирическое стихотворение).Так, в наиболее известной, несколько раз переиздававшейсяработе Б. Гаспарова о "Мастере и Маргарите" при помощи соотнесения таких,например, ассоциативных рядов-мотивов, как: Иван Бездомный -Демьян Бедный - Андрей Безыменский - Иванушка-дурачок -евангелист Иоанн, - удавалось показать многослойный полифонизмбулгаковского романа-мифа (см. неомифологическое сознание,интертекст, полифоннческнй роман), его соотнесенность наравных правах с действительностью булгаковского времени,традицией русской литературы и музыкальной европейскойтрадицией. По Гаспарову, "Мастер и Маргарита" - этороман-пассион (от лат. раssio-, - оnis - страдания, страсти;так назывались музыкально-драматические действа в лютеранскойтрадиции, повествующие о евангельских событиях, начиная спленения Христа и кончая его смертью; в работе Гаспароваимеются в виду баховские "Страсти по Матфею" и "Страсти поИоанну"). Работа о "Мастере и Маргарите" былалитературоведческим шедевром, которым зачитывались до дыр икоторый обсуждали чуть ли не на каждой улице маленькогостуденческого городка, исторической родине отечественногоструктурализма (Тарту). Второе значительнейшее исследование в духе М. а. - книгаГаспарова "Поэтика "Слова о полку Игореве" - носит значительноболее академически-спокойный характер, хотя по силе ивпечатляющей убедительности результатов, включая оригинальныйперевод памятника и головокружительные толкования темных мест,это исследование не успутает предыдущему. Оказавшись в начале 1980-х гг. вместе со своим автором вСША, М. а. во многом потерял свою "национальную идентичность",растворившись в плюрализме "зарубежных" подходов к тексту,среди которых он был лишь одним из многих. Тем не менее, будучиодним из учеников Б. М. Гаспарова и безусловным сторонником М.а., автор этих строк считает его одним из эффективнейших иэффектных подходов к художественному тексту и любомусемиотическому объекту. Лит.: Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. - М., 1995. Гаспаров Б.И. Поэтика "Слова о полку Игореве". - Вена,1984. Руднев В. Структурвая поэтика и мотивный анализ //Даугава, 1990. - No 1.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление