Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неомифологическое сознание




НЕВРОЗ

- психическое отклонение от нормы, связанное смучительными переживаниями, но не всегда признаваемое болезнью.Н. составляют основной предмет психоанализа (см.) ирассматриваются им как результат конфликта между различнымичастями психики. Согласно теории Фрейда, в основе Н. лежитфиксация на определенной фазе либидо или регрессия к ней,сопровождающаяся оживлением инфантильных переживаний инеспособностью механизмов защиты вытеснить неприемлемые для Явлечения. Что это значит? Под фиксацией Фрейд понимает в данномслучае задержку в развитии либидо на одной из ранних стадий,что увеличивает вероятность возврата к этой стадии в дальнейшем(этот возврат и называется регрессией) и создает основу для Н. При этом часть влечений стремится прорваться в сознание ив поступки человека. Для повторного вытеснения развиваютсяневротические симптомы, представляющие собой, с одной стороны,частичную разгрузку психической энергии с помощью замещающегоудовлетворения. Замещение - один из механизмов защиты Я путемзамены объекта или потребности. Замещение объекта происходитпри невозможности выразить чувства или осуществить действие поотношению к нужному объекту. Например, социальные запретыперемещают агрессию по отношению к начальнику на подчиненныхили членов семьи, а потребность, которую не удаетсяудовлетворить, замещают на противоположную. Так, безответнаялюбовь способна превратиться в ненависть, а нереализованнаясексуальная потребность - в агрессию. Чем сильнее напор влечения, тем больше вероятности, чтоповторное вытеснение потребуется неоднократно и на местесимптомов сложатся невротические черты характера. Невротический характер - это психическое расстройство,ставшее настолько устойчивым, что под его воздействиемпроизошла перестройка всей личности, в том числе и ее системаценностей. Обладателю невротического характера его поведениепредставляется нормальным, ибо он соотносит его с образом, вкотором уже есть патология. Например, прежде чем приняться заработу, человек каждый раз наводит порядок на своем рабочемстоле, причем делает это так долго и тщательно, что на работууже не остается времени. Если человек страдает от того, чтовремени на работу не осталось, мы столкнулись с невротическимсимптомом. Но если он считает, что все в порядке, ибо онпроявил лучшую черту характера - аккуратность, на что и временине жалко, то перед нами невротический характер. Наиболее характерным для практики психоанализа является Н.навязчивости - невротическое состояние, характеризующеесямучительными сомнениями или действиями, происхождение которыхчеловеку не понятно. В своих "Лекциях по введению впсихоанализ" Фрейд рассказывает о необъяснимом, на первыйвзгляд, Н. навязчивости одной дамы. Ее Н. заключался в том, чтоона все время выбегала из спальни, требовала горничную, давалаей какое-то незначительное поручение или вовсе отпускала ее, асама в недоумении возвращалась назад. После долгого имучительного анализа эта женщина наконец вспомнила травму, накоторой было зафиксировано ее либидо и которое было вытеснено вбессознательное. Эпизод состоял в следующем. В молодости ее мужв первую брачную ночь никак не мог ее дефлорировать. Оннесколько раз выбегал из комнаты, вбегал снова, но у негоничего не получалось. Тогда он сказал: "Стыдно будет утромперед горничной" - и залил простыню красными чернилами. Фрейдустало ясно, что пациентка идентифицирует себя со своим мужем.Она играет его роль, подражая его беготне из одной комнаты вдругую, чтобы защитить его от подозрений горничной. Особенностью Н. в отличие от психозов является то, чточеловек не утрачивает способности различать внешнюю реальность и мир своих фантазий. Н. различной этиологии - истерия, фобии, Н. навязчивости,травматические Н., то есть психические отклонения, вызванныенеожиданным воздействием на психику (типичный случай - Н. послеавтокатастрофы), или "военные" Н. (после мировых войн) -чрезвычайно характерны для культуры ХХ в. и ее представителей.Научные, технические, социальные и сексуальные революцииобострили чувствительность нервной системы человека и увеличиливероятность его невротической реакции на многие события. Лит.: Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. - М., 1989. Додельцев Р. Ф., Панфилова Т. В. Невроз // Фрейд З.Художник и фантазирование. - М., 1995.- одно из главных направлений культурной ментальности ХХв., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Н. с.было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в., но зародилосьоно уже в ХIХ в., в романах Достоевского и операх позднегоВагнера. Суть Н. с. в том, что, во-первых, во всей культуреактуализируется интерес к изучению классического и архаического мифа (см.). В ХХ в. одних подходов к изучениюмифопоэтического сознания было более десяти:психоаналитический, юнгианский, ритуально-мифологический (Б.Малиновский, Дж. Фрейзер), символический (Э. Кассирер),этнографический (Л. Леви-Брюль), структуралистский (К.Леви-Строс, М. Элиаде, В. Тернер), постструктуралистский (Р.Барт, М. Фуко) и др. Большую роль в изучении мифа сыгралирусские ученые формальной школы (В. Я. Пропп) и ученикиакадемика Марра (см. новое учение о языке) (О. М.Фрейденберг). Особое место в этом процессе занимал М. М. Бахтин(см. карнавализация, полифонический роман). Во-вторых, мифологические сюжеты и мотивы стали активноиспользоваться в ткани художественных произведений. Здесьпервым знаменитым образцом является роман Дж. Джойса "Улисс",использовавший в качестве второго плана повествования миф обОдиссее и сопредельные ему мифы. Начиная с 1920-х гг., то есть времени расцвета модернизма в литературе, практически каждыйхудожественный текст прямо или косвенно строится наиспользовании мифа: "Волшебная гора" Т. Манна - миф опевце Тангейзере, проведшем семь лет на волшебной горе богиниВенеры; "Иосиф и его братья" того же автора - мифы библейские иегипетские, мифология умирающего и воскресающего бога; "Шуми ярость" Фолкнера - евангельская мифология; "Процесс" и"Замок" Ф. Кафки - сложное переплетение библейских и античныхмифов; "Мастер и Маргарита" М. Булгакова - вновьевангельская мифология. Чрезвычайно характерным является то, что в роли мифа,"подсвечивающего" сюжет, начинает выступать не только мифологияв узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология,историко-культурная реальность предшествующих лет,известные и неизвестные художественные тексты прошлого. Текст пропитывается аллюзиями и реминисценциями. Издесь происходит самое главное: художественный текст ХХ в. самначинает уподобляться мифу по своей структуре (см. подробно миф). Основными чертами этой структуры являютсяциклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка художественного текстамифологическому предязыку с его "многозначительнымкосноязычием". Мифологические двойники, трикстеры-посредники,боги и герои заселяют мировую литературу - иногда под видомобыкновенных сельских жителей. Порой писатель придумывает своюоригинальную мифологию, обладающую чертами мифологиитрадиционной (так, например, поступил Маркес в романе "Сто летодиночества"). Рассмотрим все эти черты мифологической структуры напримере известных художественных произведений ХХ в. В русской литературе одной из крупных удач Н. с. сталроман Андрея Белого "Петербург", в центре которого конфликтмежду сенатором Аполлоном Аблеуховым и его сыном Николаем,который, связавшись с революционерами-террористами, долженубить отца подбросив ему в кабинет бомбу. Этот эдиповский мотив(см. также Эдипов комплекс) имеет ярко выраженныймифологический характер: умерщвление престарелого жреца-царямолодым (сюжет книги Дж. Фрейзера "Золотая ветвь"), восходящеек культу умирающего и воскресающего бога; бой отца с сыном какхарактерный эпизод мифологического эпоса, в частности русского(былина "Илья Муромец и Сокольник"). Главной же мифологемой"Петербурга" является миф о самом Петербурге, о его построениина воде, его призрачности, о городе-наваждении, которыйисчезнет так же неожиданно, как возник. Неомифологическийхарактер имеет образ террориста Дудкина, мифологическимпрототипом которого является герой пушкинской поэмы "Медныйвсадник". Подобно Евгению Дудкин вступает в диалог со статуейПетра I, далее мотив заостряется: Медный всадник приходит кДудкину домой и разговаривает с ним. Весь роман написан тягучейметрической прозой, что создает эффект мифологическогоинкорпорирования слов-предложений (см. миф). В одном из высших достижений прозы ХХ в., романе Фолкнера "Шум и ярость" мифологическим дешифрующим языкомявляется евангельская мифология. В романе четыре части,делящиеся асимметрично на три первые, рассказанные поочереднотремя братьями Компсонами - Бенджаменом, Квентином и Джейсоном,- и четвертая часть, имеющая итоговый и отстраненный характер ирассказанная от лица автора. Такая структура соотносится скомпозицией Четвероевангелия - синоптические три Евангелия отМатфея, Марка и Луки, и абстрактное, наиболее "объективное" иитоговое гностическое Евангелие от Иоанна. Сам главный герой,идиот Бенджи, соотносится с Иисусом: все время подчеркивается,что ему тридцать лет и три года, а действие происходит во времяпраздника Пасхи. (Возможно, что посредником здесь послужилроман Достоевского "Идиот", герой которого, князь Мышкин, такжесоотносится с Христом.) Одним из самых ярких романов-мифов европейской литературыХХ в. является, безусловно, "Мастер и Маргарита" М. А.Булгакова. Наиболее сложный тип Н. с. представляют собой произведенияКафки. В нем мифы не называются, но от этого действуют ещеострее и создают ту неповторимую загадочную атмосферу, котораятак характерна для произведений Кафки. По мнениюисследователей, в основе "Процесса" лежит библейская историяИова, у которого Бог отнял семью, имущество, а самого поразилпроказой. В "Замке" бесплодные усилия землемера К.натурализоваться в деревне и Замке ассоциируются улитературоведов с мифом о Сизифе, катившем под гору камень,который каждый раз падал вниз (в ХХ в. этот миф был философскипереосмыслен в эссе Альбера Камю). Мифологизм Кафки наиболееглубок и опосредован. Самым утонченным и интеллектуализированнымнеомифологическим произведением ХХ в., несомненно, является "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Здесь сталкиваются двамифа - легенда о докторе Фаусте, средневековом маге, продавшемдушу дьяволу (главный герой романа, гениальный композиторАдриан Леверкюн, заразившийся в публичном доме сифилисом и всвоих бредовых фантазиях заключающий договор с чертом на 24года (по числу тональностей темперированного строя - ср. додекафония; один из прообразов Леверкюна, наряду сНицше, основатель серийной музыки Арнольд Шенберг), ивагнеровско-ницшеанская мифология сверхчеловека, подсвеченнаягорькими рассуждениями о ее судьбе в гитлеровской Германии.Характерно, что мифологическим источником ключевой сцены"Доктора Фаустуса" является соответствующая сцена разговора счертом Ивана Карамазова из романа Достоевского "БратьяКарамазовы". В послевоенное время к неомифологизму привыкли и онобмельчал, выхолостился, став уделом таких примитивныхпостроений, как, например, "Кентавр" Дж. Апдайка, мифологизмкоторого поверхностен и прямолинеен. Постмодернизм оживил Н. с., но одновременно и "поставил его на место", лишивего той сверхценной культувой роли, которую он играл в серединеХХ в. Лит.: Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М., 1976. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структуройромана М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" //Гаспаров Б. МЛитературные лейтмотивы. - М., 1995. Руднев В. Морфология реальности: Исследование по"философии текста". - М., 1996.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.