КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модернизм
- достаточно условное обозначение периода культуры концаХIХ - середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижнейхронологической границей М. является "реалистическая", илипозитивистская, культура ХХ в., верхней - постмодернизм, тоесть 1950 - 1960-е гг. Не следует путать искусство М. и авангардноеискусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Типичными искусствами М. являются символизм, экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствамиавангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Главноеразличие между М. и авангардом заключается в том, что хотя обанаправления стремятся создать нечто принципиально новое, но М.рождает это новое исключительно в сфере художественной формы(говоря в терминах семиотики), в сфере художественногосинтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики.Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор напоследней. Авангард невозможен без активного "художественногоантиповедения", без скандала, эпатажа (см. авангардноеискусство). М. это все не нужно. В сфере прагматикимодернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишетсвои замечательные картины, романы или симфонии и обычно нестремится утвердить себя перед миром таким активным способом,как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скореехарактерен замкнутый образ жизни, а если модернистыобъединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительнотихо и даже академично. Вообще понятие М. тесно связано не только с искусством, нои с наукой и философией. Недаром многие ранние модернисты(особенно русские) были учеными и философами - Валерий Брюсов,Андрей белый, Вячеслав Иванов. Нельзя не считать проявлениямиМ. в культуре ХХ в. такие ключевые явления, как психоанализ,теорию относительности, квантовую механику, аналитическуюфилософию, структурную лингвистику, кибернетику и нельзя несчитать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга,Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя, НильсаБора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, ЛюдвигаВитгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона. М., если его рассматривать как такое комплексное движениев культуре ХХ в., отталкивался прежде всего от"реалистического" (ср. реализм), позитивистскогомировосприятия ХIХ в. Основные различия между ними в следующем: 1. Позитивизм стремился к описанию существующейреальности, М. стремился моделировать свою реальность (в этомсмысле эволюционная теория Дарвина является скореемодернистской, чем позитивистской, во всяком случае находитсяна границе). 2. У позитивизма ХIХ в была отчетливо заостреннаяматериалистическая установка - реальность первична. Для М.скорее характерна противоположная установка: идеалистическая -первичным является сознание или агностическая - мы не знаем,что первично и что вторично, и нам это не важно. 3. Для позитивистов ХIХ в. наиболее фундаментальным былопонятие реальности. Для М. понятие реальности растворялось валлюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного вдругом - и фундаментальным становилось понятие текста, который,обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма,в гипертекст. 4. Для позитивистского "реалистического" пониманиялитературы был, тем не менее, характерен чисто романтическийконфликт героя и толпы (ср., например, Базарова, Рахметова,Растиньяка и Валентена в произведениях Тургенева, Чернышевскогои Бальзака, которые считаются реалистами). В М. этот конфликтрассасывается и вообще идея изображения личности с ее сложнымидушевными переживаниями уходит на второй план либо возводится вранг сверхценности красота редуцированного сознания, как уФолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон), илисознание расщепляется, как в "Школе для дураков" СашиСоколова. Если же в произведении все же есть конфликт героя итолпы, как, например, в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна,то он проведен нарочито пародийно, как и вся сюжетная канваэтого произведения (см. также принципы прозы ХХ века). 5. Если для литературы ХХ в. характерна "семейность",изображение семьи и ее микро- и макросоциальных проблем, то вХХ в. это остается только у писателей - последователей"реалистической" традиции (Дж. Голсуорси, Роже Мартен дю Гар,Теодор Драйзер). Представители же М. либо вообще не касаютсяпроблемы семьи, как, например, в "Игре в бисер" Гессе или "Волшебной горе" Манна, "Бледном огне" Набокова, "Мастере и Маргарите", или рисуют распад семьи, как вовсех почти произведениях Фолкнера, "Будденброках" Томаса Манна,"Петербурге" Белого, "В поисках утраченного времени" Пруста,"Улиссе" Джойса. Если в литературе ХIХ в. много прекрасных произведений истраниц посвящено детству и детям, то для М. это не характерно.Если о детстве и говорится, то как о безвозвратно утраченном(Пруст) или искалеченном психической болезнью ("Шум иярость" Фолкнера, "Школа для дураков" Соколова). В "Мастере и Маргарите" есть важный в этом смыслеэпизод, когда Маргарита на пути на шабаш залетает в какую-томосковскую квартиру и разговаривает с мальчиком (здесьподчеркивается, что у ведьмы, которой стала Маргарита, не можетбыть детей). Таким образом, М. изображает мир без будущего,апокалиптический мир. Это мир в преддверии фашизма итоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма. С этим связан и психологический, характерологический (см. характерология) аспект М. Практически все егопредставители - это шизоиды-аутисты по характеру (см. аутистическое мышление), то есть замкнуто-углубленныехарактеры, психически неустойчивые, болезненные,мимозоподобные, но внутренне чрезвычайно цельные. Характерныепримеры - Пруст, проведший вторую половину жизни в комнате спробковыми стенами, Кафка, всю жизнь жаловавшийся на слабость,невозможность работать, жизненные неудачи, Витгенштейн, всюжизнь проведший на грани самоубийства, Мандельштам, сочетающийв своем характере болезненное чувство собственного достоинствас совершенной неукорененностью в жизни. Лишь немногие "короли"М. - З. Фрейд, И. Стравинский. А. Шенберг, Т. Манн - не былиобижены судьбой, хотя все четверо умерли не у себя на родине, ав изгнании, то есть пережили психологическую травму эмиграции.Исключение и в этом, пожалуй, лишь Уильям Фолкнер. Естественно, что подобно тому как М. зрел уже в позднихпроизведениях Пушкина, Гоголя и Достоевского, так ипостмодернизм уже можно "заподозрить" в "Улиссе" Джойса, в "Волшебной горе" Т. Манна и его "ДоктореФаустусе", то есть в тех произведениях, в которых юмор еслии не перевешивает общий мрачный колорит, то, во всяком случае,присутствует в явном виде, и которые строятся, как говорил чертв "Докторе Фаустусе" - в виде "игры с формами, о которыхизвестно, что из них ушла жизнь". Лит.: Руднев В. Модернизм // Русская альтернативная поэтика. -М., 1991. Руднев В.П. Модернистская и авангардная личность каккультурно-психологический феномен // Русский авангард вкругу западноевропейской культуры. - М., 1993.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |