Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый роман




(или "антироман") - понятие, обозначающее художественнуюпрактику французских писателей поставангардистов 1950 - 1970-хгг. Лидер направления - французский писатель и кинорежиссерАлен Роб-Грийе. Основные представители Н. р. - Натали Саррот,Мишель Бютор, Клод Симон. Писатели Н. р. провозгласили технику повествованиятрадиционного модернизма исчерпанной (см. принципыпрозы ХХ в.) и предприняли попытку выработать новые приемыповествования, лишенного сюжета и героев в традиционномсмысле. Писатели Н. р. исходили из представления об устарелостисамого понятия личности как оно истолковывалось в прежнейкультуре - личности с ее переживаниями и трагизмом. Основой художественной идеологии Н. р. стали "вещизм" иантитрагедийность. На художественную практику Н. р. оказала философияфранцузского постструктурализма, прежде всего МишельФуко и Ролан Барт, провозгласившие "смерть автора". Вопределенном смысле Н. р. наследовал европейскому сюрреализму с его техникой автоматизма, соединениемнесоединимого и важностью психоаналитических установок (см. психоанализ). Проза Н. р. культивирует бессознательноеи, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельноговыражения. Вот что пишет о прозе Роб-Грийе французский писатель ифилософ Морис Бланшо: "Мастерство Роб-Грийе достойно восхищения, как иосмысленность, с которой он исследует неизвестное. То жеотносится к экспериментальной стороне его книг. Но стольпривлекательным делает эти книги прежде всего пронизывающая ихпрозрачность; последняя наделена отстраненностью невидимогосвета, падающего из некоторых наших великих снов. Не следуетудивляться сходству между "объективным" пространством, которогоне без риска и перипетий стремится достичь Роб-Грийе, и нашимвнутренним ночным пространством. Мучительность снов (см. также сновидение, измененные состояния сознани я. - В. Р.),присущая им способность откровения и очарования заключены втом, что они переносят нас за пределы нас самих, туда, где то,что внешне нам, растекается по чистой поверхности приобманчивом свете вечно внешнего". А вот что пишет о творчестве Роб-Грийе Ролан Барт: "В творчестве Роб-Грийе, по меньшей мере в виде тенденции,одновременно наличествуют: отказ от истории, от фабулы, отпсихологических мотиваций и от наделенности предметовзначением. Отсюда особую важность приобретают в произведенияхэтого писателя оптические описания: если Роб-Грийе описываетпредмет квазигеометрическим способом, то делается это для того,чтобы освободить его от человеческого значения, излечить его отметафоры и антропоморфизма. [...] Поэтика взгляда у Роб-Грийепо сути представляет собой очистительное поведение, мучительныйразрыв солидарности между человеком и вещами. Стало быть, этотвзгляд не дает никакой пищи мысли: он не возвращает ничегочеловеческого; ни одиночества, ни метафизики. Самой чужой,самой антипатичной искусству Роб-Грийе является, конечно, идеятрагедии. [...] По моему мнению, именно радикальный отказ оттрагедии придает эксперименту Роб-Грийе особую ценность". Приведем фрагмент одного из романов Роб-Грийе "Проектреволюции в Нью- Йорке": "Первая сцена разыгрывается стремительно. Сразу видно, чтоее повторяли несколько раз: каждый участник знает свою рольнаизусть. Слова и жесты следуют друг за другом со слаженностьюшестеренок в хорошо смазанном механизме. [...] В этойзапутанной сети линий я уже давно обнаружил очертаниячеловеческого тела: на левом боку, лицом ко мне лежит молодаяженщина, по всей видимости обнаженная, ибо можно отчетливовидеть соски на груди и треугольник курчавых волос в паху; ногиу нее согнуты, особенно левая, с выставленным вперед коленом,которое почти касается пола; правая же положена сверху,щиколотки тесно соприкасаются и, судя по всему, связаны, равнокак и запястья, заведенные, по обыкновению, за спину; ибо руксловно бы нет: левая исчезает за плечом, а правая кажетсяотрубленной по локоть". С той же невозмутимостью далее описываются чудовищныепытки, которые проделываются над девушкой, потом эта же сценаповторяется, варьируясь, много раз, так что уже непонятно, таже это девушка или другая и кто ее мучители. Все это позволяетговорить о серийности (см. серийное мышление)повествовательных элементов у Роб-Грийе. Вот что об этом пишет русский философ Михаил Рыклин: "В рамках каждой из серий Роб-Грийе упорно повторяет однои то же, но с минимальными вариациями, так что постепенностирается разница между тождественным, равным, различным,отличным и противоположным. [...] В результате мы так и незнаем, сколько рассказчиков в "Проекте революции в Нью-Йорке".[...] Роб-Грийе сам сформулировал основные правила своего методатак: хороший герой - тот, у которого есть двойник; хорошийсюжет - максимально двусмысленный; в книге тем большеистинности, чем больше в ней противоречий". Н. р. - последняя предпостмодернистская попытка жесткоорганизованной технически прозы, и хотя бы этим он родственентрадиционному модернизму. Постмодернизм отказался и оттехнической сложности. Лит.: Бланшо М. Роман о прозрачности // Роб-Грийе А. Проектреволюции в Нью-Йорке. - М., 1996. Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует // Там же. Рыклин М. Революция на обоях // Там же.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.