Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эгоцентрические слова




(см. также прагматика) - слова, ориентированные наговорящего и момент речи: Я - тот, кто находится здесь и теперь(еще два Э. с.). Еще одним Э. с. является слово "Ты", котороетоже участвует в разговоре - к нему обращается Я. Я и Тыпротивостоит Он, тот, кто не участвует в разговоре,отчужденная, нездешняя и нетеперешняя реальность. Вотличие от Я и Ты, которые находятся Здесь и Теперь, Оннаходится Там и Тогда (см. пространство). Когда он приближается к Я и Ты, на тотуровень, когда можно разговаривать, Он превращается во второеТы. С Я следует обращаться очень осторожно. Ребенок с большойсложностью усваивает эти слова. Хотя считается, что ребенок -эгоцентрик, он предпочитает говорить о себе в третьем лице. Я не может очень многого: не может врать, спать,клеветать. Такие выражения, как "я лгу", "я клевещу на вас", "явас обманываю" американский философ Зино Вендлер назвал речевымсамоубийством. Действительно, эти слова сами себя зачеркивают. За Я закреплена функция быть всегда Здесь: Я здесь -абсолютная прагматическая истина, то есть это выражение неможет быть неправдой. Термин Э. с. принадлежит логике. Его придумал БертранРассел. Но на самом деле тройка Я, Ты и Он в наибольшей степенипринадлежит лирической поэзии - самой эгоцентрическойдеятельности в мире: Я вас любил; любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил, безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. (Э. с. выделены мною. - В. Р.) Впервые на это стихотворение обратил внимание ипроанализировал его в 1960-е гг. Р. О. Якобсон. Он показал, чтолирика в сущности не нуждается ни в каких метафорах, достаточностолкновения этих трех Э. с.: Я, Ты и Он (Другой). Она (любовь)также отчуждена от разговора, потому что Она теперь принадлежитЕму (Другому). Особенность Э. с. состоит в том, что они не называют, ауказывают, поэтому Рассел считал, что главным Э. с. является"это". Оно употребляется при так называемом указательном(остенсивном) обучении языку: "Это - яблоко" - с указательнымжестом на яблоко; "Это - дерево", "Это - человек"; "А это - Я"- чему обучить гораздо труднее. Потому что для каждого Я - этоон сам. Поэтическое Я находится на границе различных смыслов и ситуаций, на границах возможных миров (см. семантика возможных миров). Современный исследователь С.Т. Золян пишет: "Поэтическое "Я" закреплено за тем миром, вкотором оно произнесено, причем в составе истинноговысказывания. Но это не наш актуальный мир: ведь самактуальный мир есть дейктическое понятие, задаваемоекоординатой "я" [...]. Поэтическому "я" в одном из миров будетсоответствовать биографический Пушкин, в другом - я, конкретныйчитатель. Но и пушкинский, и мой актуальные миры выступаютотносительно текста как возможные. Как актуальный (то естьдействительный. - В. Р.) с точки зрения выделяемого "я"говорящего лица выступает мир текста. [...] Нет никаких жестких требований, чтобы Пушкин или я,читатель, в момент произнесения помнили чудное мгновенье. Носамо произнесение слов "Я помню чудное мгновенье" переноситменя из моего мира в мир текста, и я-произносящий становлюсья-помнящим. Текст как бы показывает мне, кем был бы я при иномтечении событий, то есть описывает меня же, но в ином мире.Посредством "я" устанавливается межмировое отношение междууказанными мирами, само же "я" идентифицирует помнящего иговорящего. Я не становлюсь Пушкиным в момент произнесения его слов,но я и Пушкин становимся "говорящими одно и то же". Я, так жекак некогда и Пушкин, устанавливаем соответствие между моимличным "я" и "я" текста". Ср. аналогичную мысль, нарочито обнажающую этосоотношение, в знаменитом стихотворении Дмитрия АлександровичаПригова: В полдневный жар в долине Дагестана С свинцом в груди лежал, недвижим, я... Я - Пригов Дмитрий Александрович... Я, я лежал там, и это кровь сочилася моя... В прозе ХХ в. подлинным первооткрывателем и певцомсобственного Я был Марсель Пруст в своей лирической эпопее "Впоисках утраченного времени". Вот что пишет об этом академик Ю.С. Степанов: "Следуя за Бергсоном, Пруст полагает материальнымцентром своего мира "образ своего тела". [...] Весь романначинается с ощущения этого образа: иной раз, проснувшись срединочи, "я в первое мгновение даже не знал, кто я, я испытывалтолько - в его первозданной простоте - ощущение, что ясуществую, какое, наверное, бьется и в глубине существаживотного, я был простой и голый, как пещерный человек". [...] Но дальше в разных ситуациях, не подряд, нопоследовательно снимаются телесные пласты и остается внутреннее"Я", которое в свою очередь расслаивается на "Я" пищущего, "Я"вспоминающего, "Я" того, о ком вспоминают, на Марселя в детствеи т. д., пока не остается глубинное, предельное "Я" - "Эго". И,в сущности, о его перипетиях и идет речь. Оно - подлинный геройромана". В сущности, Я - это и есть целый мир, мир, который, повыражению Эмиля Бенвениста, апроприируется, присваивается мною.Я мыслю, я говорю, я существую, я называю и я именуюсь. Яявляюсь сам своим предикатом. Пока есть кому сказать: "Я", мирне погибает. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; [И] Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю. Я царь, - я раб, - я червь, - я Бог. (Г. Державин) В эксцентрической форме русского концептуализма этаидея всеоблемлющего Я выражена в стихотворении русского поэтаВладимира Друка (приводим его фрагменты): иванов - я петров - я сидоров - я так точно - тоже я к сожалению - я видимо - я видимо-невидимо - я в лучшем случае - я в противном случае - тоже я в очень противном случае - опять я здесь - я, тут - я к вашим услугам - я рабиндранат тагор - я конгломерат багор - я дихлоретан кагор - я василиса прекрасная - если не ошибаюсь я там, где не вы - я там, где не я - я чем более я тем менее я тем не менее - я И КТО ЕСЛИ НЕ Я? Я ЕСЛИ НЕ Я? Расслабьтесь, это я пришел... Лит.: Рассел Б. Человеческое познание: Его границы и сфера. -М., 1956. Якобсон Р.О Поэзия грамматики и грамматика поэзии //Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. - М., 1983. Золян С. Т. Семантика и структура поэтического текста. -Ереван, 1991. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка:Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М.,1985.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.