КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эдипов комплекс
(см. также психоанализ, миф) - одно из ключевыхпонятий психоанализа Фрейда, отсылающих к мифу о царе Эдипе,который по ошибке убил своего отца Лая и так же по ошибкеженился на своей матери, царице Фив Иокасте. Э. к. обозначает группу противоречивых переживаниймальчика по отношению к отцу, в основе которых бессознательноевлечение к матери и ревность, желание избавиться ототца-соперника. Эдипальная стадия развития детскойсексуальности характерна для возраста от трех до пяти лет.Однако страх наказания со стороны отца (комплекс кастрации)вытесняет Э. к. в бессознательное, и в зрелом возрасте этипереживания могут проявляться лишь, как правило, в форме невроза. Почему же мальчик хочет свою мать и стремится избавитьсяот отца? Потому что, согласно концепции Фрейда, сексуальностьпроявляется у детей чрезвычайно рано, а мать - наиболее близкийобъект обожания со стороны ребенка. А поскольку ребенок в этомвозрасте живет в соответствии с принципом удовольствия,игнорируя до поры до времени принцип реальности, то егоэротические идеи проявляются порой достаточно активно. Во всяком случае, ребенок часто залезает в постель кродителям, мешая их половой жизни. Чаще всего он символическиложится между ними. Отец же - фигура мифологическая (см. миф). Убийствоотца - это обычное дело для многих мифологических традиций. Но Э. к. - это как бы визитная карточка культуры первойполовины ХХ в., ее болезненный и скандальный символ.Естественно, культура ХХ в. переписала всю мировую литературу сточки зрения Э. к. и свою собственную литературу стала строитьуже на осознанном Э. к. (что гораздо менее интересно). Фрейд писал: "Судьба Эдипа захватывает нас только потому,что она могла бы стать и нашей судьбой. [...] Но будучисчастливее, чем он, мы сумели с той поры, поскольку не сталиневротиками, отстранить наши сексуальные побуждения от нашихматерей и забыть нашу ревность к отцу. От личности, котораяосуществила такое детское желание, мы отшатываемся со всеймощью вытеснения, которое с той поры претерпевало это желание внашей психике". Первым, кто дал толкование литературного произведения вдухе Э. к., был, конечно, сам Зигмунд Фрейд. В свете Э. к. онпроанализировал Гамлета Шекспира, объяснив его медлительность.По Фрейду, Гамлет вовсе не медлителен, просто он не можетзаставить себя совершить решающий шаг, потому что чувствуетсебя потенциальным отцеубийцей, каким являлся Клавдий поотношению к старшему Гамлету, своему старшему брату (старшийбрат в данном случае заменил отца, такое бывает). Но Гамлетбессознательно тормозится своим внутренним "воспоминанием" оненависти к собственному отцу, а то, что он вожделеет к матери,ясно уже и из одного текста Шекспира. Медлительность Гамлета -это медлительность рефлексирующего Эдипа, бессознательное которого запрещает ему естественный по тем временам актвозмездия - ведь это было бы повторением преступления Клавдияна почве Э. к. Литература ХХ в. наполнена сюжетами, связанными с Э. к. Ноговорят, что еще до Фрейда психоанализ открыл Достоевский. Вовсяком случае, это верно в том, что касается Э. к. В романе"Братья Карамазовы" все братья, так сказать, по очереди убиваютотца - омерзительного Федора Павловича. Иван идеологическиготовит к этому Смердякова (внебрачного сына Федора Павловича),Дмитрий, который и был ложно обвинен в убийстве, публичнозаявлял о своем желании убить отца и даже пытался это сделать,а положительный Алеша по замыслу должен был стать народовольцеми убить царя-батюшку (то есть, в конечном счете, того же отца)(ср. экстремальный опыт). Между тем в реальности вокруг Фрейда разыгрывалисьнастоящие драмы, связанные с только что открытым Э. к. Отец великого философа Людвига Витгенштейна былчрезвычайно авторитарен. Двое братьев Людвига боролись савторитарностью отца и от бессилия покончили с собой. И дело это происходило буквально "на глазах" у Фрейда, вроскошном особняке венского миллионера. Возможно, ЛюдвигуВитгенштейну в определенном смысле повезло, что он былгомосексуалистом и, возможно, поэтому их отношения с отцомвсегда были ровными. Именно ему отец завещал свое огромноеимущество, от которого Людвиг, правда, отказался. Чрезвычайно тяжелыми были отношения с отцом у ФранцаКафки. Мотив Э. к. пронизывает не только все его творчество,но, увы, всю его жизнь. Авторитарность отца дважды не позволилаему жениться. Он боялся отца и втайне восхищался им, какветхозаветным Богом. Эту ненависть-любовь он запечатлел взнаменитом "Письме Отцу", которое, однако, передал матери. Впроизведениях Кафки эдиповские проблемы чувствуются оченьсильно, особенно в романах "Процесс" и "Замок", где отцовскаявласть реализуется в виде незримого и всеведающего суда("Процесс") и всеобъемлющей власти чиновников ("Замок"). Для женщин Фрейд придумал инверсированный Э. к., комплексЭлектры. Электра, дочь царя Агамемнона и Клитемнестры, согласнодревнегреческой мифологии обожала своего отца и ненавиделамать. Она подговорила своего брата Ореста убить мать и еелюбовника из мести за отца. Комплекс Электры - это как бы Э. к.наоборот: страстная.любовь к отцу и ненависть к матери. Лит.: Фрейд З. Царь Эдип и Гамлет // Фрейд З. Художник ифантазирование. - М., 1995. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |