Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспрессионизм




(от лат. expressio- выражение) - направление вавстро-немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно изклассических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективнойинтерпретации реальности, возобладавшей над миромпервичных чувственных ощущений, как было в первом модернистскомнаправлении - импрессионизме. Отсюда тяготение Э. кабстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутойэмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму.Такова, например, поэзия Георга Тракля. В центре художественного мира Э. - сердце человека,истерзанное равнодушием и бездушием мира, контрастамиматериального и духовного (именно в Э. начинаются мучительныепоиски границмежду текстом и реальностью, поиски,ставшие для ХХ в. ключевыми (см. модернизм, текст в тексте,интертекст, виртуальные реальности). В Э. "ландшафтпотрясенной души" предстает как потрясения самойдействительности. Искусство Э. было поневоле социально ориентированным, таккак развивалось на фоне резких социально-политическихпереломов, крушения австро-венгерской империи и первой мировойвойны. Наиболее яркими и богатыми источниками искусства и духа Э.были Вена и Прага. Однако было бы неверно думать, что Э. лишь направлениеискусства. Э. был крайним выражением самой сути тогдашнеговремени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первыхпослевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась.Эту деформацию культурных ценностей и отразил Э. Его едва ли неглавная особенность состояла в том, что объект в немподвергался особому эстетическому воздействию, в результатечего достигался эффект именно характерной экспрессионистскойдеформации. Самое важное в объекте предельно заострялось,результатом чего был эффект специфического экспрессионистскогоискажения. Достаточно вспомнить картины Мунка и портретыКокошки, чтобы согласиться с этим тезисоы. Приведем также пример из литературы. В прозе Кафки, одногоиз глубочайших наследников экспрессионистической эстетики,царит фантастический мир, но это не мир хаоса, но, напротив,мир доведенного до крайнего выражения Орднунга. Так, в новелле"Приговор" немощный отец приговаривает сына к казни водой, исын тут же бежит топиться (подробнее об этом мотиве см. "Замок"). Путь, по которому пошел Э., мы называем логаэдизацией (см.), суть которой в том, что системаужесточается до предела, чем демонстрирует свою абсурдность. Именно такого эффекта добился Людвиг Витгенштейн в"Логикофилософском трактате"(см. логический позитивизм,атомарный факт), который был также явлением культуры Э.Витгенштейн построил идеальный логический язык, но позжепризнался сам, что такой язык не нужен. Примерно то же мы видим в творчествекомпозиторов-нововенцев, также представителей Э. - АрнольдаШенберга, Антона Веберна и Альбана Берга, создателей додекафонии (см.). Здесь также на уровне музыкальногоязыка "гайки закручены" до предела. По нашему мнению, хотя это и не лежит на поверхности,явлением Э. был классический психоанализ Фрейда. Об этомговорит сам пафос деформации исходных "викторианских"предстюлений о счастливом и безоблачном детстве человека,которое Фрейд превратил в кошмарную сексуальную драму (см. Эдипов комплекс). В духе Э. само углубленноезаглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничегосветлого; наконец, мрачное учение о бессознательном. Вневсякого сомнения, пристальное внимание к феномену сновидения также роднит психоанализ с Э. Особенности эстетики Э. покажем на примере знаменитогоромана пражского писателя Густава Мейринка "Голем" (1915). Воснове действия лежат фантастические события, разыгрывающиеся веврейском квартале Праги. Молодому герою, талантливомухудожнику Атанасиусу Пернату то ли во сне, то ли наяву(в романесон и явь постоянно меняются местами) является Голем и приноситсвященную книгу Иббур. Голем - это искусственный человек,которого когда-то сделал из глины раввин, чтобы тот емуприслуживал. Голем оживал, когда раввин вставлял ему в ротсвиток Торы. На ночь раввин вынимал свиток изо рта Голема, итот превращался в безжизненную куклу. Но однажды раввин забылвынуть свиток, Голем бежал и с тех пор гуляет по свету и каждые33 года появляется в еврейском квартале, после чего следуютграбежи и убийства. Главной особенностью поэтики романа является нарушениепринципа идентичности у главного героя. То он сам кажется себеГолемом, то превращается в кого-то другого. Смерть или угасаниесознания здесь равнозначны появлению в другом сознании. Вкачестве неомифологического подтекста (см. неомифологизм) в романе выступают эзотерические тайныКаббалы, пронизывающие все сюжетные ходы повествования.Онтология, которая создается в "Големе", может быть названасерийной (см. серийное мышление): события одновременноразвиваются в нескольких сознаниях, большую роль играютнаблюдатели-медиумы. Э. задал глобальную парадигму эстетики ХХ в., эстетикипоисков границ между вымыслом (см. философия вымысла) ииллюзией, текстом и реальностью. Эти поиски так и не увенчалисьуспехом, потому что скорее всего таких границ либо несуществует вовсе, либо их так же много, как субъектов, которыезанимаются поисками этих границ. Проблема была снята вфилософии и художественной практике постмодернизма (см.). Лит.: Руднев В. Венский ключ // Ковчег, Киев.- 1996. - No 22.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.