- учение о характерах людей, основанное на исследованиисоматических данных (строения тела). Основоположник клиническиориентированной Х. - Эрнст Кречмер (основателипсихоаналитической Х. - Карл Абрахам и Вильгельм Райх). Кречмер различал три типа характера в зависимости отстроения тела: пикнический тип (приземистый, с толстой шеей) -по характеру циклоид, или сангвиник; астенический тип (худой,маленький, лептосомный (узкий) - по характеру шизотим, илишизоид; атлетический тип - Кречмер считал его смешанным(позднее П.Б. Ганнушкин определил его как эпилептоида).Проведенные Кречмером эксперименты давали явную картинузависимости типа характера от строения тела. В дальнейшем еготипология была дополнена и скорректирована П.Б. Ганнушкиным иМ.Е. Бурно. В настоящее время типология основных характероввыглядит примерно так: 1. Циклоид-сангвиник - добродушный, реалистическийэкстраверт, синтонный (то есть находящийся в гармонии сокружающей его реальностью). Синтоник веселится, когдавесело, и грустит, когда грустно. Когда-то этот образ игралбольшую роль в культуре - по-видимому, начиная с эпохиВозрождения. В художественной литературе сангвиники нарисованыособенно выпукло: это Гаргантюа, Ламме Гудзак, Санчо Панса,Фальстаф, мистер Пиквик - все добродушные толстяки. В ХХ в. отзасилья добродушных героев остались только Кола Брюньон иШвейк. В целом такая в принципе здоровая жизнерадостнаяличность не характерна для ХХ в. 2. Психастеник - реалистический, тревожно-сомневающийсяинтроверт. Этот тип характерен для культуры конца ХIХ века, егоолицетворяет Чехов в своих основных характерологическихустановках - психастевику свойственна повышенная порядочность,боль за других и тревожно-ипохондрическое переживание прошлогов своей душе. Чехов запечатлел психастеника в драматическомвиде в образе профессора Николая Степановича ("Скучнаяистория"), а в комическом виде - в образе Червякова ("Смертьчиновника"). Психастеник тревожно-мучительно, по многу разпрокручивает уже сделанные поступки, "пилит опилки", повыражению Дейла Карнеги. Тревожная психастеническая рефлексияпоказательна для начала ХХ в., она воплощена в такомхудожественном направлении, как постимпрессионизм(импрессионизм. считается в целом сангвиническим, синтоннымнаправлением), в частности в творчестве Клода Моне. Самымзнаменитым героем-психастеником в европейской культуре был,конечно, Гамлет. 3. Истерик. Для этого характера важен такой признак, какдемонстративность. По выражению Карла Ясперса, истерик живет недля того, чтобы быть, а чтобы казаться быть. Самый знаменитыйистерик в мировой литературе - это Хлестаков. Истерик -парадоксальный характер в том смысле, что это аутистическийэкстраверт, то есть, с одной стороны, это нереалистическийхарактер, у него совершенно фантастическое представление ореальности, но, с другой стороны, он погружен не в свойвнутренний мир, который у него достаточно беден, но ввыдуманную им самим реальность. 4. Эпилептоид. Характер напряженно-авторитарный сатлетическим типом сложения. Реалист и прагматик до мозгакостей, экстраверт. Из эпилептоидов рекрутируются воины иполитики. Два знаменитых современных российских эпилептоида -Борис Ельцин и Александр Лебедь. Впрочем, эпилептоиды могутбыть двух типов - примитивно-эксплозивные (Дикой в "Грозе"Островского) и утонченно-дефензивные (Кабаниха, ИудушкаГоловлев, Фома Фомич Опискин). Для эпилептоида характерна такназываемая иудина маска - выражение льстивой угодливости, закоторой прячетея злоба и стремление к власти. Эпилептоид -прекрасный организатор, но почти никогда не бывает литераторомили философом. Есть великие художники-эпилептоиды, напримерРоден и Эрнст Неизвестный. 5. Шизотим, или шизоид, или аутист (см. также аутистическое мышление). Шизоид - замкнуто-углубленныйаутистический интроверт. Он во всем замкнут на самого себя.Внешний мир, как его понимают и чувствуют сангвиник ипсихастеник, не существует для шизоида - его мир находитсявнутри его самого, а проявления внешнего мира суть лишьсимволы, еще глубже раскрывающие структуру мира внутреннего.Весь ХХ век может быть назван шизотимической эпохой.Практически все сколько бы ни было фундаментальные открытия внауке и философии, все важнейшие художественные направленияносят шизотимный характер: это и аналитическаяфилософия, и квантовая механика, и теория относительности,и психоанализ, и кино, и структурнаялингвистика вместе с семиотикой и математическойлогикой, и многое другое; шизоидный характер присущ экспрессионизму, символизму, новому роману,постструктурализму, постмодернизму. Почти все великиехудожественные произведения ХХ в. аутистичны: "Доктор Фаустус"Томаса Манна, "Улисс" Джойса, "В поисках утраченного времени"Пруста, "Шум и ярость" Фолкнера, "Человек без свойств"Музиля, "Игра в бисер" Гессе, "Бледный огонь" Набокова.То же самое относится к музыке ХХ века (см. додекафония):Стравинский, Прокофьев, Шостакович, Булез, Штокгаузен - все этошизотимы. Вся реальность ХХ в. как бы попадает в воронкуаутистического мышления, реальность насквозь символизирована,семиотизирована, концептуализирована. Важна логичность,непротиворечивость построения, а его отношение к реальности(которой, вероятней всего, как таковой вообще нет) имеетвторостепенное значение. Известно, что когда Гегелю сказали,что некоторые его построения не соответствуют действительности,он холодно заметил: "Тем хуже для действительности". Вотклассическая аутистическая установка. 6. Полифонический, или мозаичный, характер. Он тожехарактерен для ХХ века. Мозаика возникает в том случае, когдачеловек переносит тяжелую психическую болезнь, напримерпараноидальный психоз или эпилепсию. В этом случае характерчеловека как будто раскалывается на куски, становитсямногорадикальным, сочетает в себе несочетаемые черты.Эпилептическими мозаиками были во многом определившие ХХ в. ЛевТолстой и Достоевский. Франц Кафка, перенесший серьезнуюэндогенную депрессию (возможно, психоз), сочетает в своейличности и в своем творчестве черты дефензивно-психастеническиеи шизотимные. Его романы, особенно "Замок", не укладываются вчисто шизотимную схему экспрессионистического творчества, онподрывает экспрессионизм своей характерологической полифонией.Отсюда двойственность, идущая от сочетания обыденного стиля сфантастичностью происходящего. Мозаичен в целом сюрреализм, для которого выражение"сочетание несочетаемого" входит в определение. Картины РенеМагритта и Сальвадора Дали, фильмы Луиса Бунюэля - это явнаямозаика. Разобранная здесь Х. является нефрейдистски и дажеантипсихоаналитически ориентированной. Это не означает, что психоанализ не предложил своей Х. Она была разработана втрактате В. Райха "Анализ характера". Психоаналитики всоответствии со своей установкой все объяснять через травмыраннего детства делят человеческие характеры на оральный(примитивно говоря, те люди, которых мать слишком рано отнялаот груди), анальный (те, которых слишком унижали в том, чтокасается личной гигиены) и генитальный (те, которые пережилидостаточно серьезные эдиповские проблемы - см. Эдиповкомплекс). Психоаналитическая Х. носит также "телесный"характер, концепция психотерапии у Райха и его последователяАлександра Лоуэна представляет собой работу с телом иназывается биоэнергетической. Основное отличиепсихоаналитической концепции от Кречмеровской заключается втом, что первая имеет не чисто медицинский, аабстрактно-экзистенциальный характер. Второе отличие - в том,что если у психоаналитиков терапия направлена на преодолениехарактера, то кречмерианская Х. считает характер чем-товрожденным и неустранимым, и терапия ориентирована на адаптациюимеющегося характера, на выявление его творческих потенций (см. терапия творческим самовыражением). Лит.: Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 1994. Леонгард К. Акцентуированная личность. - Киев, 1979. Ганнушкин П.Б. Избр. труды. - М., 1965. Бурно М.Е. Трудный характер и пьянство. - Киев, 1991. Бурно М.Е. О характерах людей. - М., 1996. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. - М., 1996.
"ХОРОШО ЛОВИТСЯ РЫБКА БАНАНАНКА"
- рассказ американского писателя Джерома Сэлинджера(1948). Эта новелла представляет собой загадку как в плане еепостроения, так и в плане содержания, смысла. НовеллаСэлинджера плохо вмещается в рамки модернизма - в нейнет неомифологической (см. неомифологизм) подсветки,стиль ее прост, а сюжет, с одной стороны, тривиален, а с другой- абсурден. Последнее слово - абсурд - отчасти сразу приводит кразгадке: новелла, как и все творчество Сэлинджера, проникнутадухом дзэнского мышления (см.). Напомним вкратце сюжет новеллы. В первой части молодаяженщина Мюриэль по междугородному телефону обсуждает сматерью странности своего мужа. Суть разговора в том, что матьстрашно волнуется за судьбу дочери, уехавшей провести медовыймесяц во Флориду. По ее мнению, с мужем Мюриэль, Симором, невсе в порядке. У него явно не все дома, его выходки в доме тещибыли более чем странны. Например, когда бабушка заговорила освоей смерти, он подробно рассказал ей, как, по его мнению,надо устроить ее похороны. Он подарил жене книгу на немецкомязыке (!) - это через два года после того, как американцыразгромили фашистскую Германию. Он что-то сделал (не говорится,что именно) с цветной подушечкой. Но дочь успокаивает мамашу: все хорошо, Симор загорает напляже, а первые два вечера в фойе гостиницы играл на рояле.Правда, на пляже он загорает, надев теплый халат, но это чтобыне видели его татуировки (которой, впрочем, у него нет). Следующий эпизод переносит читателя на пляж, где Симоробщается с трехлетней девочкой Сибиллой и рассказывает ейдовольно бессмысленную, на первый взгляд, историю про рыбкубананку, которая забралась в банановую пещеру под водой,объелась бананов и умерла. Потом Симор поднимается к себе в номер, в присутствиизадремавшей на солнце молодой жены достает из чемодана, из-подгруды рубашек, револьвер и пускает себе пулю в лоб. Поверхностное прочтение этой истории, вероятно, такое,которое предложила бы теща героя. Симор - вернувшийся с фронтас расшатанными нервами, вообще очень странный, не в меруначитанный - разочаровался в обычной (прямо скажем, довольнопошлой) жене и под воздействием минуты и по контрасту собщением с невинным ребенком совершил непоправимое. Но этосамое поверхностное прочтение, которое ничего не объясняет. Средневековый трактат индийского теоретика литературыАнандавардханы "Свет дхвани" говорит о том, что у каждогопроизведения искусства есть явный и скрытый, по словам авторапроявленный и непроявленный, смыслы. В новелле Сэлинджера какминимум два непроявленных смысла. Первый - психоаналитический(см. психоанализ: ср. междисциплинарныеисследовании). Для того чтобы попытаться проникнуть в этотсмысл, следует подключить технику мотивного анализа (см.). Перед тем как попасть в номер, Симор едет в лифте, где сним приключается с позиций здравого смысла абсурдный эпизод,который портит ему настроение. В лифте с ним едет какая-тонезнакомая женщина, и между ними происходит следующий диалог: "- Я вижу, вы смотрите на мои ноги, - сказал он,когда лифт поднимался. - Простите, не расслышала, - сказала женщина. - Я сказал: вижу, вы смотрите на мои ноги. - Простите, но я смотрела на пол! - сказала женщина иотвернулась к дверцам лифта. - Хотите смотреть мне на ноги, так и говорите, -сказал молодой человек. - Зачем это вечное притворство, чертвозьми? - Выпустите меня, пожалуйста! - торопливо сказала женщиналифтерше. Двери лифта открылись, и женщина вышла, не оглядываясь. - Ноги у меня совершенно нормальные, не вижуникакой причины, чтобы так на них глазеть, - сказал молодойчеловек" (здесь и далее в цитатах курсив мой. - В. Р.). Надо сказать, что, прочитав рассказ заново после этогоэпизода, обращаешь внимание на то, что мотив ног в немявляется поистине навязчивым - в коротком рассказе это слововстречается около двадцати раз, особенно во втором эпизоде,когда Симор играет с трехлетней Сибиллой: "По дороге она остановилась, брыкнула ножкой мокрый, развалившийся дворец из песка....сказала Сибилла, подкидывая ножкой песок. - Только не мне в глаза, крошка! - сказал юноша,придерживая Сибиллину ножку....Он протянул руки и обхватил Сибиллины щиколотки Он выпустил ее ножки. Он взял в руки Сибиллины щиколотки и нажал вниз...Юноша вдруг схватил мокрую ножку - - она свисалас плотика - и поцеловал пятку". Тут психоаналитик должен просто взвизгнуть отудовольствия. Все ясно. Ведь ноги - это субститут половыхорганов. Симор не удовлетворен интимными отношениями с женой(недаром в начале рассказа упоминается статейка в журнальчике,назывзющаяся "Секс: или радость, или ад"), он довольствуетсялатентным сексом с маленькой девочкой. Рассказ о рыбке бананкетоже становится понятен. Банан - явный фаллический символ.Рассказ о бананке - это притча о сексе, который чреват смертью,об эросе/танатосе (см. также тело). Поэтому и самоубийетвовполне логично. Третий непроявленный смысл - дзэнский. Дело в том, чторассказ "Х. л. р. б." входит не только в знаменитый цикл"Девять рассказов", но и в контекст повестей о семействе Гласс.Из содержания этих повестей явствует, что Симор был гениальнымребенком, в семь лет понимавшим философию и рассуждавшим каквзрослый человек, что он был поэтом, писавшим восточные стихи,серьезно увлекался восточными философиями, и в частностидзэном, и обсуждал все это с Мюриэль, невестой, а потом женой,и отношения у них были прекрасными (повесть "Выше стропила,плотники"). Брат Симора Бадди, его "агиограф", сравнивает его свосточным мудрецом, который увидел вороного жеребца в гнедойкобыле. И Симор видит мир не так, как другие. Например, онвосхищается синим купальником Сибиллы, хотя на самом деле онжелтый, просто потому, что это его любимый цвет. Рассуждения и поступки братьев и сестер Гласс проникнутыдззнским мышлением, которое, в частности, отрицает важностьпротивопоставления жизни и смерти и учит, что если человекаосенило просветление, от которого он хочет убить себя, то пустьсебе убивает на здоровье. То есть в таком понимании мира исубъекта смерть - это вообще не трагедия. Можно убить себя отполноты жизни, не оттого, что все плохо, как в европейскойтрадиции, но оттого, что все хорошо "и чтобы было еще лучше"(пользуясь выражением современного русского философа и знатокавосточных традиций А. М. Пятигорского). Вероятно, чтобы понять рассказ наиболее адекватно (ср. принцип дополнительности), нужно иметь в виду все этитри его интерпретации. При этом самая примитивная житейскаяинтерпретация ничем не хуже самой эзотерической (ср. деконструкция, постмодернизм). Лит.: Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. - Бишкек, 1993. Пятигорский А. М. Некоторые общие замечания о мифологии с точки зрения психолога // Учен. зап. Тартуского ун-та, 1965. - Вып. 181. Рудыев В. П. Тема ног в культуре // Сб. статей памяти П.А. Руднева. - СПб, 1997 (в печати). Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. - М., 1995.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление