КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциализм
(от лат. existentia - существование) - философскоенаправление середины ХХ в., выдвигающее на первый планабсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую наязыке понятий. Истоки Э. содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в.Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции какосознания внутреннего бытия человека в мире. Посколькупредметное внешнее бытие выражает собой "неподлинноесуществование", обретение экзистенции предполагает решающий"экзистенциальный выбор", посредством которого человекпереходит от созерцательно-чувственного бытия,детерминированного внешними факторами среды, к единственному инеповторимому "самому себе". Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности кподлинному существованию: эстетическую, которой правиториентация на удовольствие; этическую - ориентация на долг;религиозную - ориентация на высщее страдание, отождествляющеечеловека со Спасителем. В ХХ в. Э. взрос на почве пессимистического взгляда натехнический, научный и нравственный прогресс, обернувшийсякошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмомстала эпохой расцвета Э. В своей основе Э. - это нонконформизм,призывающий личность делать выбор в сторону истинныхчеловеческих ценностей. Принято делить Э. на религиозный и атеистический.Представители первого и более раннего направления Э. - МартинХайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представителивторого, расцветшего во время второй мировой войны - Жан-ПольСартр и Альбер Камю. Религиозная направленность Э. носит неконфессиональныйхарактер, она близка к учению Толстого. Например, Марсельпонимает Бога как "абсолютное Ты", как самого интимного инадежного друга (пользуясь лингвистической терминологией - ср. модальности,- можно сказать, что Бог Э. существует вмодальности императива, молитвы, внутреннего диалога). Основная проблема Э.- проблема духовного кризиса, вкотором оказывается человек, и того выбора, который он делает,чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут бытьтакие понятия, как страх, "экзистенциальная тревога", тошнота,скука. "Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия,которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно,прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, осталсятолько риск решения, которое не гарантирует успеха". Это и есть"подлинное существование", спокойно-трагическое в миререлигиозного Э. и безнадежнотрагическое в мире атеистическогоЭ. В качестве примера приведем повесть Камю "Посторонний". (Э. был единственной философией ХХ века, добившейсяширокого признания, в которой художествевкый метод имел такоеже значение, как научный; наиболее адекватный жанр Э. -беллетристика и публицистика. Мерсо, герой произведения Камю, окотором идет речь, порывает со всеми буржуазными условностями.В рассказе от первого лица он откровенно признается, что емускучно было сидеть у гроба матери, которую перед смертью отдалв богадельню, так как не мог ее прокормить. На следующий деньпосле похорон он как ни в чем не бывало занимается любовью сосвоей подругой. После этого он вступает в дружбу с сутенером.Наконец, совершает убийство араба (дело происходит в Алжире).На суде всплывают все его "безнравственные качества", и егоприговаривают к смертвой казни. Почему именно Постороннего сделал Камю героемэкзистенциального романа, в чем смысл выбора Мерсо? В том, чтоон захотел говорить с людьми на языке, лишенном фальши иусловности, но оказалось, что это невозможно, потому что языксловно создан для того, чтобы говорить одни условности ивысказывать фальшь (в этом перекличка философии Камю сфилософией Людвига Витгенштейна - см. аналитическаяфилософия), поэтому он обречен на молчание, неприятие состороны толпы и внутренний монолог с самим собой (ср. индивидуальный язык). Камю не судит и не оправдываетПостороннего. Этот человек сделал выбор в сторону одиночества исмерти во имя искренности и выявления собственного Я.Безрелигиозность, отсутствие любви делает позицию Мерсоособенно безнадежно-трагической. Тем не менее трагическаяповесть "Посторонний" звучит куда интересней романа-притчи"Чума", сюжет и смысл которого заключаются в том, чтоодни люди бегут из зачумленного города (имеется в виду,конечно, фашистское государство), а другие остаются, чтобыспасать остальных. Любимый герой Камю - Кириллов из "Бесов" Достоевского -тоже делает страшный, но честный экзистенциальный выбор:убивает себя, потому что не верит в Бога и нравственное добро. Как ни странно, отношения экзистенциалистов с фашистскимрежимом складывались по-разному. В принципе, Э. был идеологиейфранцузского Сопротивления. Но вот, однако, один из основателейЭ. М. Хайдеггер остался в Германии и преподавал философию приГитлере. Так же поступил один из великих физиков ХХ в. ВернерГейзенберг и величайший дирижер ХХ в. Вильгельм Фуртвенглер. Для автора этих строк в свое время было настоящим шоком,когда вышел альбом записей Фуртвенглера, сделанных в Берлине в1943 г. В разгар войны и концлагерей в Берлине гениальноисполняли Концерт для виолончели Роберта Шумана. Таким былвыбор Фуртвенглера, которого тоже потом обвиняли в связях снацистами. Интересно, почему никому не приходило в головуобвинять Шостаковича или Софроницкого в сотрудничестве соСталиным? Наоборот, их все жалели. Очевидно, потому, что вопределенный момент они уже не имели возможности сделать выбор.В России высылали в 1920-е гг., а в 1930-е уехать было уженевозможно. Из Германии можно было уехать вплоть до началавойны. Э. - философия жизни. В этом смысле он составляет резкоконтрастирующую пару с аналитической философией, неменее влиятельной, чем Э., и надолго его пережившей. Какфилософское направление Э. кончился в 1960-е гг., аналитическаяфилософия жива до сих пор. Сравним схематически эти дванаправления мысли ХХ в.: следование традиционным резкий разрыв с традиционными философским ценностям философскими ценностями главное - бытие и этика главное - язык и познание ориентация на реальную игнорирование философских жизнь и личность ценностей проблемы жизни и личности ориентация на интуицию ориентация на логику активная жизненная позиция позиция академического философа Интересно, что последнему пункту основатели обоихнаправлений решительно не соответствовали: Хайдеггер былисключительно академическим человеком, Витгенштейн -исключительно эксцентричным. Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, таккак недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью(Ю. М. Лотман) (ср. также принцнп дополинтельности).Поэтому столь противоположные направления одинаково служиликультуре в самые тяжелые ее годы. В конце 1960-х гг. Э. полностью переходит в художественнуюбеллетристику, на экраны фильмов и страницы романов. В качествехарактерного примера приведем фильм Золтана Фабри "Пятаяпечать". Нескольких обывателей в венгерском городкеарестовывают эсесовцы. Чтобы сломить их волю, они обещаютотпустить их при одном условии, если каждый из них дастпощечину висящему на столбе пыток израненному и измученномупартизану (фигура которого однозначно прочитывается как фигурараспятого Иисуса). Никто из обывателей не способен переступитьэту черту, несмотря на то что каждый из них до этого говорил,что любит жизнь. Лишь один интеллигентный пожилой человек,который во время общего разговора в пивной держался весьмаскептической позиции, соглашается на это испытание и, глядяпартизану в глаза, бьет его по окровавленной щеке. Нацисты егоотпускают. Только после этого зритель узнает, что жизнь этогочеловека ему не принадлежала, так как он организовал в городецелую систему по спасению еврейских детей, которая без негоразвалилась бы. Еще один кинопример - фильм Сиднея Поллака "Три дняКондора". Герой его, работающий в аналитическом агентствеЦРУ (филолог по профессии), в один прекрасный день находит всехсвоих коллег убитыми. Используя навыки своей аналитическойработы, он вступает в борьбу с неведомыми врагами. Это можнобыло бы назвать обыкновенным триллером, если бы не финал, когдаубийца и жертва встречаются, уже ненужные друг другу, испокойно разговаривают о том, что каждый из них выполнил свойдолг. Лит.: Киссель М.А. Экзистенциализм // Современная западная философия:Словарь. - М., 1991. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. Хайдеггер М. Избр. работы. - М., 1994. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1992.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |