Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Асновы сучаснага прыродазнаўства




Г.

В.

Б.

А.

Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом.

Язык – стяг, дружины водит. Язык царствами ворочает.

Язык поит и кормит, и спину порет.

Язык до Киева доведет (и до кия, и до побоев)

Не спеши языком, торопись делом.

Языком не торопись, а делом не ленись

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Язык болтает, а голова не знает.

За твоим языком не поспеешь босиком.

Язык мой – враг мой.

Язык до добра не доведет.

Язык ворочается, говорить хочется.

Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, слово режет.

В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает.

Сболтнул бы коток, да язык короток (т.е. нет воли).

Не пройми копьем – пройми языком!

Что на уме, то и на языке.

От одного слова да навек ссора.

Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца.

Сказал бы словечко, да волк недалечко.

Хорошее слово – половина счастья.

Он спроста не говорит: растопырит слово что вилы, да молчит.

Слово не стрела, а пуще стрелы (разит).

Иное слово пропуская мимо ушей.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово слово родит, третье само бежит.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Во многословии не без пустословия.

Красна речь слушанием.

Речист, да на руку нечист.

Короткие речи и слушать неча.

Хороший рассказчик – плохой приказчик

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.

Говори с другими поменьше, а с собою побольше.

Скоро говорится, да не скоро делается.

Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить.

Говорит направо, а глядит налево.

Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится.

Говорил бы много, да сосед у порога.

Есть что слушать, да нечего кушать.

Умел сказать – умей и ответ держать.

Во хмелю что хошь намелю, а проснусь - отопрусь.

Говоришь по совету, а выйдет всему свету.

Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть.

У кого что болит, тот про то и говорит.

На чужой роток не накинешь платок.

Чье правое дело, тот говори смело.

Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, да где-то сядешь!

 

Можно ли сказать, что слова язык – слово – речь употреблены здесь в синонимических значениях? Если да, то каких?

Задание 49. Можно ли систематизировать правила ведения и построения речи по данным пословиц и поговорок? Такую попытку предпринял академик РАО, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский. Пословицы и правила, выводимые из них, оказались поделенными на четыре тематические группы. Попробуйте самостоятельно выводить правила из пословиц в правой стороне таблицы:

 

 

1. Группа пословиц «Слово и дело»

Пословица Правило
1) последовательность мысли и всякого дела: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Необходимо внимательно обдумать будущее дело.
2) Последовательность мысли и слова Сначала свари слово, потом вытащи его изо рта. …………………………………………………………………………
3) Соответствие слова и дела: Сказано – сделано. Работать маленький, а говорить большой. Хороший рассказчик – плохой приказчик. Не бойся, что плохо сказал, бойся, что плохо сделал. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4) Окончательный вывод о человеке: Человек умирает, а доброе слово остается. От хорошего человека остается имя, от плохого грязь. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

2. Группа пословиц «Речевые отношения»

Пословица Правило
1) знание формул вежливости: Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани. От приятных слов язык не отсохнет. Лошадь узнают в езде, человека – в общении. Человек оценивается по правилам речевого этикета. Рекомендуется вежливая и запрещается невежливая речь. Требуется настрой на доброжелательность
2) порядок ведения беседы: а) Умный - языком, глупый – руками. Б) Речь красна слушанием. Язык один – уха два, раза скажи – два раза – послушай. В) Молчание – тоже ответ. ………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………
3) ошибки в построении беседы: А) Отвечает, когда не спрашивают. Б) Я про Фому, а ты – про Ерему. Я про сапоги, а ты про пироги. Я про Запад, а ты – про Восток (кит.) Я про козла, а ты – про верблюда (монг.) В) Глухой слушает, как немой речь говорит. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

3. Группа пословиц «Правила для слушающего»

Пословица Правило
1) Отношение к будущей речи Сколько человек, столько и мнений. И дурак умное слово молвит. Следует выслушать всякую речь, поскольку в ней может быть новая информация.
2) Настрой на восприятие смысла речи: Самый хороший учитель не без ошибок. …………………………………………………………………………………………………………
3) Анализ интересов говорящего: Человек спрятан за его словами. Лиса знает сто сказок и все про курицу. Не все годится, что говорится. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4) Оценка содержания высказывания независимо от характера говорящего: · Начал за здравие, кончил за упокой. · Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли. · Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Какие ошибки допустил говорящий?   · Нелогичность вывода ………………………………………………………………………………………………………  
5) пародирование неверной речи, констатация ошибок говорящего: · Мыслями на троне, а сидит в грязи. · Его из деревни гонят, а он просится в старосты. · Нет-нет, взять не могу, положите мне в карман. · Один воевал, а другой про подвиги рассказывал. Какие ошибки допустил говорящий?   · Неосновательные мечтания. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Группа пословиц «Правила для говорящего»

Пословица Правило
1) Общее отношение к языку и слову, понимание опасности языка: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, человека – за язык. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Лучше захромать на ногу, чем на язык. Язык опасен, необходима осторожность в действиях со словом. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………........
2) Внутреннее действие со словом, подготовка речи: Думай дважды, говори раз. Не все говори, что знаешь. Если боишься, не говори - если сказал, не бойся. ……………………………………………………………………………………………………………………………………
3) исполнение речи, избегание типичных ошибок: · Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя. · Учит рыбу плавать. · Веревка хороша, когда длинна, речь – когда коротка. · И хорошее слово хорошо один раз. Типичные ошибки:   · Противоречие содержания и ситуации речи. · Тривиальность речи …………………………………………………………………………………………………………
4) рекомендации риторико-стилистического характера: Смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны. ………………………………………………………………………………………………………….

 

Таким образом, можно вывести следующие правила и рекомендации к ведению и построению речи:

1. Слово и дело:

1) всякому делу должна предшествовать мысль;

2) слову должна предшествовать мысль;

3) действие, или дело, должно соответствовать мысли и высказанному слову;

4) Главная оценка человека состоит в соблюдении правильных отношений между мыслью, словом и делом.

2. Речевые отношения:

1) Человек оценивается по правилам речевого этикета.

Рекомендуется вежливая и запрещается невежливая речь;

2) В порядке ведения беседы:

· слово предпочитается несловесному действию;

· слушание предпочитается перед говорением;

· молчание также значимо.

3) Следующие ошибки ведут к прекращению речи:

· несвоевременное вступление в речь;

· неправильный выбор темы;

· неверный выбор собеседника и т.д.

3. Правила для слушающего:

1) быть готовым выслушать всякую речь, т.к. в ней возможна новая и полезная информация;

2) разделить сообщения на истинные и ложные независимо от отношения к говорящему;

3) разделить содержание сообщения и интересы говорящего;

4) оценить содержание сообщения независимо от характера говорящего, его намерений и интересов;

5) установить позитивный смысл высказывания путем фиксации ошибок говорящего.

4. Правила для говорящего:

1) помнить об опасности языка, т.к. действия с ним могут обернуться против говорящего;

2) всесторонне обдумать будущее высказывание во внутренней речи и приготовиться к безбоязненному произнесению речи;

3) исполнить речь, избегая типичных ошибок (тривиальность, многословие, неуместность содержания, повторение одного и того же и т.д.);

4) отделать речь в стилистическом отношении (выбор слов, построение фразы, произношение).


Приложение 4. Правила речи в духовной литературе

Если фольклор фиксирует правила речи как феномен народной морали, то духовная литература показывает, какими должны быть человек и его речь с позиций духовной, религиозной морали. Священное Писание – основной культурно значимый текст европейской цивилизации, где содержится множество мыслей и суждений, касающихся правил речи, действий человека с языком. Эти правила и рекомендации создают особый раздел духовной этики речи, где вместе с нравственными основами поведения, качествами человека (добродетелями) выстраиваются модели речевого поведения, различные ситуации общения.

Так, «Книги притчей Соломоновых» содержат изречения и наставления, даваемые царем Соломоном своему сыну. При чтении «притч» извлекаются не только советы-пословицы, где сказано о «языке», «слове», «устах», но и правила речевого общения, касающиеся подготовки речи, правил слушания, отношения к «истине» и «лжи», «раздорам» и «милосердию», создаваемым в общении с помощью «языка».

 

Задание 50.

Найдите в тексте Библии раздел «Книги притчей Соломоновых», выпишете и прокомментируйте притчи (пословицы), имеющие в своем составе советы, касающиеся языка, слова, речи, уст. Вы увидите, что каждая вторая притча относится к владению речью. Например:

Какие качества человека выводятся из состава притч?

Какие положительные и отрицательные эпитеты-прилагательные даются языку, устам, слову?

Какие качества речи рекомендуются?

См. ответ-комментарий на с. 165.

Задание 51.

Проанализируйте содержание и стиль притчей Соломоновых. Прокомментируйте данные выражения и покажите, как их содержание соотносится с современным речевым поведением.

Какие качества человека или его речи обсуждаются в этих притчах?

Какие необычные книжные слова отмечают стиль, характерный для притчей?

 

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (глава 21, стих 23).

Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума (10, 21).

От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяния человеку – по делам рук его (13, 15).

В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их (14, 3).

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен (10, 19).

Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество (10, 20).

Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение (13, 22).

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует (13, 19).

Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст (14, 7)

Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость (15, 1).

Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа (15, 4).

Тоска нас сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его (12, 25).

Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя (15, 23).

Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло (15, 28).

Сердце мудрого делает язык его мудрым и уничтожает знание в устах его (16, 23)

Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей (16, 27)

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий (16, 27).

На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов (17, 13)

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен (17, 27)

Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток (18, 4).

Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его (18, 24).

Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его (18, 7).

Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (18, 14).

Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом, глупый (19, 1).

Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться впоследствии мудрым (19, 20).

Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко открывает рот, с тем не сообщайся (20, 19).

Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (20, 20).

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше сребра и злата (22, 1).

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота (3, 13-14).

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что от него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (4, 23-24).

Ответ к заданию 50 на с. 163:

Среди положительных эпитетов к словам слово – язык - речь - уста находим следующие:

мудрый, разумный, умный, непорочный, праведный, правдивый, вдохновенный, добрый, верный, сказанный прилично, кроткий, мягкий, сладкий, приятный, важный, и т.д.

Среди отрицательных эпитетов:

глупый, нечестивый, лживый, лукавый, льстивый, коварный, беззаконный, законопреступный, злой, оскорбительный, зловредный, тайный, пагубный, пламенный, и т.д.

Отсюда выводятся предельно простые рекомендации, которым люди, как можно наблюдать в современной реальной практике, либо следуют, либо же допускают ошибки – и тогда их речь (вместе с личностью данного человека) подвергается критике. Как бы ни были просты эти вечные истины, практическая речь должна быть мудрой, а не глупой; правдивой, а не лживой; полезной, а не зловредной; кроткой, а не гордой и необузданной. Эти рекомендации даются не как догма, а как размышление и направление творческих усилий говорящего.

Фундаментальные советы относительно свойств языка, характеризующих человека в целом, будут следующими:

¨ Речь должна основываться на честности и праведности.

¨ Мудрость и знания также основа речи.

¨ Стилевыми качествами хорошей речи являются кротость, мягкость, открытость, сладость и т.д. Все эти качества проявляются и в содержании, и в отборе слов, и в характере произношения.


Приложение 5. От подвига безмолвия – к подвигу общения

 

Феномены безмолвие и молчание заслуживают особого внимания в русской философии и речевой культуре. Вдвойне эти концепты вызывают интерес на фоне всеобщего преклонения перед рожденными современной информационной эпохой понятиями коммуникация и коммуникабельность, популяризацией речевых наук (риторики, прагматики, культуры речи) и повсеместно востребованной способности владеть искусством слова или общения.

Согласно концепции русской духовной философии, зафиксированной в Священном Писании как основном культурообразующем тексте европейской культуры, Слово как Божественный Логос, творящая и промыслительная сила, находит проявление прежде всего в человеке – образе Божием. Словом человек уподобляется Слову Божию, но поскольку человек отягощен греховностью (а согрешает он именно словом), то отношение к слову становится критерием личности и оценки всякого человека.

Поскольку слово опасно (в данном случае оно понимается как инструмент общения), на пользование словом налагается своеобразный запрет. Именно поэтому многие философские системы рекомендуют молчание и безмолвие как норму поведения – таковы исихазм в Древней Руси, многие индуистские учения, представители которых налагали на себя обет молчания, философия молчания у М. Метерлинка и мн. др.

Однако запрет на внешнюю речь, т.е. словопроизнесение, вовсе не предполагает запрета на внутреннюю «умозрительную» речь, т.е. на собеседование человека с Богом или высшими духовными сферами, а значит «словесность» как мыслесловесный дар не только не устраняются этим запретом, но, напротив, предполагаются как основа духовного развития личности. Именно таков смысл суждения митрополита Филарета Московского (Дроздова): «Да не будет слово твое праздным! Да не будет молчание твое бессловесным!»

В русском языке слово безмолвие можно сопоставить с синонимами бессловесие, безгласие, безъязычие, немота. Использование этих слов показывает, что это принципиально противоположные понятия. Безмолвие есть воздержание от излишнего употребления языка, хранение чистоты сердца и уст, словесная скромность, внутренняя собранность и сосредоточенность, но никак не расслабленность, не рассеянность или неразвитость. Именно безмолвие располагает к собеседованию и вступлению в общение с Богом, а затем, если требуют обстоятельства, и в разумное общение с людьми.

В сочинениях древнерусской литературы, не устаревших до нынешних времен, безмолвие определяется как умение «сохранить сердце свое от человекоугождения» и греховного «желания нравиться людям»… «Служить надо не людям, - утверждал и Сократ в критике сладкоречивых ораторов, - а богам». «Ищи славы пред Богом», - замечают святые отцы. Это не значит, что надо пренебрегать людьми - напротив, именно искание славы пред Богом позволяет снискать истинную, а не замешанную на манипулятивном человекоугодии, любовь к людям.

Поэтому и первая заповедь: «Возлюби Господа твоего всем сердцем», а вторая заповедь - касается нравственно-этической основы в общении между людьми: «возлюби ближнего как самого себя».

Итак, безмолвие означает покой, внутреннюю гармонию, мир душевный, тихость ума (ср. «да тихое и безмолвное житие поживем»), и в то же время - активное внутреннее словесное собеседование как с Богом, так и с людьми. При внешнем молчании, отсутствии болтливости, «скорости» на язык человек как бы пребывает в активном духовно-словесном делании. Безмолвию противостоит бессловесие как несоответствие человеческой, словесной природе, поэтому бессловесие еще в древнерусской литературе всячески отвергалось как нечеловеческое, «скотское». Выстраивается параллель: божеское (человеческое) – скотское, словесное (человеческое) – бессловесное. Бессловесности будут сродни безъязычие, безгласие, немота – все эти понятия противопоставлены логосичности, божественному Слову-Логосу и словесной человеческой природе.

Но если Слово-Логос совершенно, а бессловесность греховна, то человек как бы находится посредине – он либо стремится освободиться от «бессловесия» и обрести совершенство по образу и подобию Божию, либо же пребывает в леностной немоте и словесном (душевном) оцепенении.

Любопытно, что слово безглагольный имеет положительные ассоциации и часто встречается в поэтических текстах:

И поет мне ветер вольный,

Ветер вольный, безглагольный

Про блаженства бытия… (Ф.Соллогуб)

Безглагольный не значит бессмысленный, но молчаливо говорящий и говорящий о многом: о воле, о блаженствах бытия.

В истории человечества есть множество примеров такого «словесного» безмолвия, переходящего в гармоничное общение. Таков «подвиг безмолвия» Николая Чудотворца, который избегал «суетных друзей и праздных бесед, …поучаясь разуму духовному», но затем был призван Господом к «подвигу общения» с тем, чтобы «оставить подвиг безмолвия и идти на служение людям для их спасения».

Характерно название книги архиепископа Сергия Пражского (1881-1952) – «Подвиг общения.».[15] Из книги, построенной в форме пастырской беседы, извлекаем некоторые постулаты, требующие от всякого человека (какой бы профессии он ни был и какой бы житейской философии ни придерживался) развития дара общения и общительности.

Эти принципы духовной этики речи обобщаются следующими положениями:

1. Слово человеческое подобно Слову Божию. «Наше слово есть отображение воплотившегося Слова. Господь сказал: «Да будет свет». И невидимое через слово приняло свое бытие. Слово являет величайшую силу в мире… И в нас через слово является скрытое, сокровенное делается явным» [Архиепископ Сергий Пражский 1981: 3].

2. Главное в человеческом слове - идеи добра и блага. «Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра. Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем исхождении благо, осветляет нам нашу жизнь».

3. Слово рождает общность и единение. «Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение».

4. В слове заключена великая творческая и творящая сила: «Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог – Слово. Словом как божественной силой, преодолевается возникающее зло».

5. Слово начинается с внутреннего слова, требующего чистоты сердца и мыслей.. «Слово есть и в молчании: это внутреннее слово. Слово, даже несказанное, имеет силу. … В момент рождения внутреннего слова надо обращаться к Богу за помощью. Обращением к Богу мы низводим с неба свет, и он входит внутрь нас, и тогда рождающееся слово несет свет в мир и в момент рождения является творческим и объединяющим» (9).

6. Человеку требуются энергия добра и готовность сказать доброе слово. Боязнь осмеяния и несочувствия побеждаются энергией добра и готовностью сказать доброе слово: «Часто доброе слово проходит пласт осмеяния и несочувствия, но этого бояться нечего… Не бойтесь сказать доброе слово. Слово, попав на добрую почву, может воплотиться в действие и принести величайший плод. (9). Мы обессилили могущественность слова… Мы боимся проявить себя, сказать доброе слово. Полнота энергии добра задернута боязнью усмешки. Наша задача сказать: мы отрицаем силу зла и верим в добро» (10).

7. Человеку требуются настрой, преодоление греховной лености, побуждение к общению. «Человек все чего-то дожидается. Нам теперь нечего ждать, а надо действовать. Надо стараться сказать хорошее слово, доброе… Добро дерзновенно. Хорошее слово, несущее добро, в сродных душах вызывает свет, в темных – обличает темноту. Грех несет нам призрачную жизнь. Добро – реальную жизнь, уходящую в вечность» (10).

8. Общение – долг, следствие общения - раскрытие и расцвет личности. «Иногда общение нам бывает трудно, но мы призваны к общей жизни, и общение с людьми есть поэтому христианский долг. Человек, общаясь с другими и творчески преодолевая разделение, раскрывает свои ценности, обогащается сам и тем самым обогащает других … В одиночестве человек становится почти всегда беден… Через общение же с людьми происходит извлечение нераскрытых сил человека... Общение с людьми обогащает нашу душу, она расцветает через полноту нашего сближения с другими людьми» (14).

9. Общительность есть дарование Божие, сделать себя общительным есть подвиг. «Мы привыкли общаться с людьми нам приятными… Поговорить с человеком, к которому имеешь предубеждение, нам очень трудно, но именно это затруднение нам надо преодолеть… Совершить некоторый подвиг, побороть свою неприязнь, что является уже доброделанием или добродетелью. В самом деле это есть наша задача каждого дня для каждого из нас. Общительность есть дарование Божие, а из необщительного себя сделать общительным ради пополнения своей скудости есть подвиг» (17).

10. Раскрой талант своего сердца через общение с другими людьми. «Господь ставит нас друг около друга в семье, в обществе, чтобы мы один от другого обогащались… Господь говорит: «Вот тебе задача. Я поставил тебя с тем или иным человеком. У тебя в сердце есть талант, которым я наградил тебя, раскрой его»… Важнее всего таланты сердца, которыми Господь наделил каждого человека, как, например, приветливость, чуткость, сострадательность. Раскрытие этих талантов как природных свойств нашей души в наших руках: эти наши таланты раскрываются лишь через живое общение с людьми» (18-20).

11. Способ общения – искать талант сердца, вглядываться в сердце другого человека. «Мы видим в людях только внешнее и берем от них внешнее и не замечаем клада, лежащего в каждом, не ищем этого клада. Надо искать талант сердца – этот клад есть источник блага» (22).

12. Наша задача – преодоление одиночества и обособленности, искание общности и единения. Единение – благо, радость и закон жизни. «Наша задача в жизни может быть сформулирована как искание общности в жизни с людьми, с которыми мы связаны. Больно сознавать, что много людей жалуются на одиночество. Обособленность от других действительно угнетает человека, а единение, наоборот, дает бодрости, так как человек чувствует, что он в мире не затерян. …Единение между людьми несет нам благо, которое дает нам радость жизни. Это есть закон жизни, отступая от которого люди должны страдать неминуемо» (21-22).

Задание 51. Напишите ваши определения приведенных ниже слов-терминов. Постарайтесь обосновать ваши определения ссылкой на контексты (примеры), где употребляются данные слова. Попробуйте объяснить историю этих слов. Какие еще однокоренные слова можно привести?

* Общение * Общительность * Общность * Коммуникация * Коммуникабельность * Единение * Единство

Задание 52. Напишите сочинение-речь на тему «Слово о безмолвии» (вариант «Похвала молчанию»). Постарайтесь дать не только определение и описание данному понятию, но и привести конкретные примеры, мудрые мысли и суждения авторитетных лиц. Произнесите и обсудите ваши тексты и выступления на семинарских занятиях.


Приложение 6. Слово о русском языке – речи - Слове

Задание 53.

Ниже приведены высказывания о русском языке как русских классиков: ученых и писателей (Ломоносов, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тургенев), так и деятелей культуры и науки XX - начала XXI столетий. Проанализируйте эти высказывания с точки зрения качеств русского языка (речи, слова), которые отмечают авторы текстов.

 

М.В. ЛОМОНОСОВ:

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но есть ли бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.

(«Российская грамматика», 1755)

Н.М.КАРАМЗИН:

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без чуждого примеса, течет как гордая величественная река – шумит, гремит – и вдруг, естьли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса.

(«Письма русского путешественника», 1792)

Н.В.ГОГОЛЬ:

Пред вами поприще великое… Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…

(Из письма к К.С.Аксакову, 1842 г.)

Л.Н.ТОЛСТОЙ:

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

(«На каждый день», 1906-1910)

И.А.ИЛЬИН:

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

В нем - вся она, наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм, и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать.

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

(«О России», 1947)

СЕРГИЙ ПРАЖСКИЙ

Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас. Нам нужно в общении друг с другом искать общности, отсеивая все, отделяющее нас друг от друга.

Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог-Слово. Словом как божественной силой преодолевается возникающее зло.

(Подвиг общения)

 

ИОАНН КРЕСТЬЯНКИН:

«Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна? Его образовала нам святая вера Православная.

(Быть русским)

Задание 54.

В русской поэзии есть много стихотворений, посвященных языку, речи, слову. Извлекаем из этого богатейшего наследия стихи Арсения Александровича Тарковского (1907-1989), одного из лучших поэтов-философов ХХ столетия: «Слово» и «Словарь».

СЛОВО

Слово только оболочка,

Пленка, звук пустой, но в нем

Бьется розовая точка,

Странным светится огнем.

 

Бьется жилка, вьется живчик,

А тебе и дела нет,

Что в сорочке твой счастливчик

Появляется на свет.

 

Власть от века есть у слова,

И уж если ты поэт,

И когда пути другого

У тебя на свете нет,

 

Не описывай заране

Ни сражений, ни любви,

Опасайся предсказаний,

Смерти лучше не зови!

 

Слово только оболочка,

Пленка жребиев людских,

На тебя любая строчка

Точит нож в стихах твоих.

Вопросы к обсуждению:

1. В чем смысл стихотворения? Как можно объяснить метафору рождения слова, описанную в первых двух строках?

2. Как вы понимаете строчку «Власть от века есть у слова»?

3. Почему поэт предостерегает относительно осторожного обращения со словом? Что значит: «на тебя любая строчка точит нож в стихах твоих»? Приведите примеры такого неосторожного обращения со словом.

 

СЛОВАРЬ

 

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы, влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

 

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока

Течет по жилам - боль моя и благо –

Ключей подземных ледяная влага,

Все эР иэЛь святого языка.

 

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

 

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной. –

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

 

1963.

Вопросы к обсуждению:

 

1. В чем состоит основная метафора-сопоставление в данном тексте?

2. Почему поэт говорит о бессмертии и обращается к истории?

3. Что такое в данном стихотворении «я» – образ поэта или словарь? Иными словами, от чьего лица ведется повествование в стихотворении?

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие……………………………………………………….……….3

Занятие 1. Что есть риторика? Первое публичное выступление «Честь имеем представиться!» ……………………………..…………...….…….. 5

Занятие 2. Способы обучения риторике. Практика речи «Кто вы?»……27

Занятие 3. Изобретение идей. Тренинг топосов.……..………………….52

Занятие 4. Поздравительная речь. «Я желаю счастья вам!..»………..…77

Занятие 5. Расположение. Построение речи по хрии. «Гений и злодейство – две вещи несовместные»……………………………….…94

Занятие 6. Стиль речи. Фигуры речи. ………………………………..…100

Занятие 7. Теория и практика спора. «За и против» ………………..…110

Занятие 8. Риторическая конференция:

· Круглый стол «Язык – речь – слово в современном обществе»

· Ораторский конкурс «Прошу слова!»………………………….…123

 

Приложения: ……………………………………………………………….144

1. Техника речи……………………………..………………………….144

2. Ораторские монологи………………………………………………146

3. Правила речи в фольклоре………………...………………………157

4. Правила речи в духовной литературе..………………………..…163

5. От подвига молчания – к подвигу общения …………………….166

6. Слово о русском языке …………………………………………...171

 


[1] А.В.Миртов. Умение говорить публично. М., 1927. С. 3.

[2] Карнеги Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. С. 299-300.

[3] Сопер П. Основы искусства речи. – 2-е изд. М., 1992. С. 26.

[4] Н.Ф.Кошанский. Общая реторика. Спб., 1834. С. 6.

 

[5] В.В.Виноградов. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972. С. 9.

[6] Аристотель. Риторика. // Античные риторики. М., 1978. С. 19.

[7] Перевод с древнерус. - воскресение.

[8] множат.

[9] которые;

[10] ягнята

[11] тельцы;

[12] побеги;

[13] сады;

[14] земледельцы

[15] Архиепископ Сергий Пражский. Подвиг общения. New-Jork, 1981. См. также расширенное переиздание:

Вучэбны дапаможнік

 

Мінск 2012

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.