Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие судебного красноречия 4 страница




Эффективный прием – вопросы к аудитории. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

Прием парадоксального цитирования используется для создания определенного эмоционального настроя слушателей.

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий.

Каждая тема требует своего, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

В заключении повторите основную мысль, ради которой произносится речь, суммируйте наиболее важные положения, подведите итоги сказанного.

Особенно тщательно поработайте над последними словами выступления. Если первые слова привлекают внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запомнить прослушанное. В главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала.

Важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Причем выполнить свою задачу оратор должен наиболее простым, рациональным способом. Это принцип экономии.

Задача оратора – умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Также при подготовке речи оратору рекомендуется использовать различные методы изложения материала.

1) Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

2) Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

3) Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

4) Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

5) Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ измерений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Оратор не должен забывать о таком важном принципе композиции, как принцип усиления. Суть его заключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные доводы используются в конце рассуждения.

Классический образец речи-рассуждения (хрия)

Владение структурой рассуждения необходимо для оратора-полити­ка и оратора судебного; это фундамент искусства полемики, дискуссии, спора, интересной и содержательной беседы. Научная лекция и статья также строятся по классической риторической схеме речи-рассуждения.

Умение правильно строить рассуждение древние считали настолько важным, что назвали его "потребностью", "необходимостью" (греч. сhreia, лат. necessitas, utilitas). В русской риторике использовался термин "хрия", обозначавший такую речь - рассуждение. "Хрия есть слово, которое изъ­ясняет и доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого ве­ликого человека" (Ломоносов). В хрии мы имеем "не предмет для описания, не происшествие для рассказа, а одну мысль, или Предложение (тезис), ко­торую вы или доказать должны, как справедливую, или отвергнуть, как ложную" (Кошанский). Хрия может быть строгая (прямая) или искусственная (обратная).

1. Строгая (прямая) хрия.

В строгой хрии содержание располагается в восьми последователь­ных частях. Будем называть их так, как они названы у Ломоносова.

Итак, берем тему "Корень учения горек, но плоды его сладки"; те­перь это ТЕЗИС, справедливость которого мы должны доказать.

Часть I. П р и с т у п, в котором "похвален или описан быть должен тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темою хрии" (Ло­моносов): Пример: «Изречение это (см. название темы), во­шедшее в пословицу, принадлежит Исократу, который много потрудился на пользу науки и образования и сказанное проверил собственным опытом».

Часть II. Парафразис (греч. «описание»), или экспозиция (лат. «описание») - «изъяснение темы через распространение» (Ломоносов). При­мер: «Мысль Исократа выражена образно. Он сравнивает учение с плодовым деревом, разумея под корнем начало учения, а под плодами приобретенное знание или искусство. Итак, кто стремится к знанию, должен, по словам Исократа, перенести горечь труда и тягость утомления; превозмогши все это, он приобретает желанные выгоды и преимущества».

Часть III. Причина: в этой части "присовокупляется достаточная для доказательства тезиса причина" (Ломо­носов). Причин может указываться несколько. Они должны использоваться для доказательства тезиса-темы. Примеры. "1. Корень, то есть начало умения, сопряжено с некоторыми неприятностями, потому что:

1) способности начинающего еще не развернулись: ум не привык быстро и верно схватывать, а память - крепко и прочно удерживать препода­ваемое; воля еще бессильна, чтобы сосредоточивать и останавливать внима­ние на данном предмете до тех пор, пока он будет схвачен и усвоен;

2) учащийся имеет дело с элементами науки или искусства, которые состоят из мелочей и подробностей, большей частью неинтересных, часто не имеющих приложения к его текущей жизни, и требуют при освоении неос­лабного прилежания, упорного труда, частых повторений и продолжитель­ных упражнений;

3) учащийся еще не понимает пользы элементарных сведений и от­носится к учению не со всем прилежанием, не с надлежащей аккуратностью и терпением.

Переход: Кто превозможет эти ничтожные неприятности, тот убедит­ся, что:

II. Плоды, т.е. последствия учения, приятны, ибо:

1) знания, умение, образование сами по себе, без всякого приложения к практической, обыденной жизни, доставляют человеку, владеющему ими, высокое наслаждение: просветляют его взгляд на мир, расширяют его круго­зор, ставят его в надлежащее отношение к людям, государству, обществу;

2) доставляют ему материальные выгоды и преимущества в обществе и государстве».

Часть IV. Противное: «что предложенному в теме противно» (Ломоносов). Пример: «Кто не хочет подвергаться ограниче­ниям, у кого не хватит терпения преодолеть трудности учения, без которых невозможно приобрести образование и достигнуть прочных знаний, тот не смеет рассчитывать и на преимущества и выгоды, достающиеся учености, искусству и образованию в награду за труд». Эта часть как бы продолжает слова: «Если это не так (тезис неверен), то...».

Часть V. П о д о б и е, «которым изъясняет­ся и подтверждается тема» (Ломоносов). Пример: «Посмотрите на земле­дельца: сколько упорного труда и усилий тратит он на получение со своего поля урожая! И чем тяжелее его труд, тем с большим удовольствием и радо­стью собирает он плоды; чем заботливее возделывает он свое поле, тем обильнее будет урожай. Тем же самым условиям подвержены и выгоды обра­зования. Они приобретаются лишь после того, когда рядом непрерывных усилий сознание приводится к убеждению, что честным трудом и неусыпным прилежанием побеждены все повстречавшиеся препятствия».

Часть VI. Пример: здесь приводится подтвер­ждающий пример из истории. Пример: «Примеров из того, какими последст­виями увенчиваются прилежные, добросовестные занятия, в истории нахо­дим много. Вот косноязычный, безвестный грек Демосфен, учением приобретший высокий дар ораторского искусства и бессмертную славу; а вот и наш гениальный преобразователь Великий Петр, предварительно сам прошедший ту дорогу, по которой потом повел своих подданных!»

Часть VII.Свидетельство: используем "мнение или учение древних Авторов" (Ломоносов), но также и любые другие свидетельства во всем их многообразии. Пример: "То же самое, что Исократ, говорит и Гесиод, утверждая, что дорога к добродетели вначале утесиста и крута, но когда достигнешь вершины, идти по ней приятно". "Наука сокращает нам опыты быстротекущей, жизни" (Пушкин).

Часть VIII. Итак, наконец, Заключение - «крат­кое увещевательное заключение всего слова» (Ломоносов). Пример: «О вы, которых ожидает Отечество от недр своих [...Дерзайте, ныне ободренны, раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разу­мом Невтонов (Newton - Ньютон) Российская земля рождать!» (Ломоносов).

Схема хрии может быть более свободной: слегка меняется последо­вательность ее частей, некоторые из них могут быть вообще опущены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.