Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие судебного красноречия 3 страница




Е. Ю. Львова — юрист и актриса по образованию, адвокат Московской городской коллегии адвокатов; известна много­численными победами по резонансным делам. Так, например, в процессе по делу ГКЧП она защищала генерала КГБ СССР В. Генералова. По делу о массовых беспорядках, которые в ок­тябре 1993 г. закончились обстрелом Белого дома, защищала В. Антипова. В интервью для журнала «Адвокат» Елена Юлиа­новна сказала: «Мечтаю создать Школу адвокатуры и учить ад­вокатов по системе Станиславского».

Ю. А. Костанов — член квалификационной комиссии Адво­катской палаты г. Москвы, член Научно-консультационного совета Гильдии российских адвокатов, кандидат юридических наук, доцент. Имеет более 70 публикаций по вопросам уголов­ного права и процесса.

Выступал в судебных процессах в роли государственного об­винителя, а затем — защитника. Его и обвинительные, и защи­тительные речи читаются с увлечением, на одном дыхании.

В них прежде всего — высокая нравственность, объективная аргументация. Даже в те годы, когда оправдательные пригово­ры выносились крайне редко, прокурор не боялся отказаться от обвинения, так как цена ошибки обвинителя — искалеченная судьба. Доводы в каждой речи объективны и убедительны. Ло­гическую основу аргументации дополняет глубокий психологи­ческий анализ. Оратор анализирует не только действия подсу­димого, но и их мотивы, передаёт психическое состояние под­судимого в момент совершения преступления, даёт глубокий анализ его личности.

Глубокому содержанию речей Ю. А. Костанова соответствует их экспрессивная форма: доверительный тон, вовлечение судей в обсуждение вопросов, тонкая ирония в оценке тех или иных жиз­ненных, общественных явлений (см. с. 169, 186, 211, 219, 229).

В последние годы Ю. А. Костанов успешно провёл защиту в ряде судебных процессов, имевших широкий общественный резонанс. Один из наиболее известных процессов — по иску С. В. Степашина к В. В. Жириновскому о защите чести и дос­тоинства, в котором он представлял интересы истца. В боль­шинстве случаев адвокат добивается оправдания своих подза­щитных. В 2006 г. в долгом и трудном процессе он добился оп­равдания врачей-трансплантологов.

В 1996 г. Гильдией российских адвокатов была учреждена Золотая медаль им. Ф. Н. Плевако для награждения наиболее достойных и заслуженных адвокатов. Имя награждённого вно­сится навечно в Книгу почёта российской адвокатуры. С 1997 по 2008 г. за высокое профессиональное мастерство, успехи в защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан Золотой медалью награждены 29 российских адвока­тов; среди награждённых — А. И. Краснокутская, М. Я. Розенталь, В. О. Свистунов. За крупный вклад в защиту прав граж­дан — 94 адвоката; среди них — О. В. Дервиз, М. Ю. Барщевский, Г. М. Резник, С. Л. Ария, Г. П. Падва, Г. Б. Мирзоев, С. А. Хейфец. Серебряной медалью им. Ф. Н. Плевако за дос­тижение наивысших результатов и проявленное адвокатское мастерство — 49 адвокатов.

«Золотом написаны на Доске почёта в академии адвокатуры и нотариата имена мэтров адвокатуры — наших современни­ков: Гасана Мирзоева, Генри Резника, Альбины Краснокутской, Юрия Костанова, Михаила Розенталя, Таисии Лемперт и др. Сборники их речей — это образцы высокого ораторского искусства, по ним можно учиться защите интересов клиен­тов» [19].

 


Глава 2. Публичное выступление. Вербальные и невербальные средства общения.

 

2.1. Структура и сущность публичных выступлений

 

Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Что значит официальное? Официальное выступление – это значит, что выступление заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения - кто он по профессии, должности, откуда и т.д.

Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.

Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора по размеру аудитория - 25-30 человек.

Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.

Существует довольно много классификаций публичных выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим четыре основные функции (цели) выступлений:

1. Цель - сообщить некоторую информацию. Такая речь называется информационной. Этот вид речи обращен главным образом к разуму слушающих. Содержание речи в большинстве случаев подается без оценки; говорящий стремится четко различить свое и чужое мнение. Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком-либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика уроке. Инструкция, объявление о предстоящем событии тоже относятся к информационным выступлениям.

2. Цель - соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет. В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.

3. Цель - развлечь собравшихся. В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление, например, многие неофициальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.

4. Цель – убедить. Убеж дающая речь – самый важный вид речи в профессиональной, деловой, политической и социальной сферах. Этот вид речи применяется в тех случаях, когда перед говорящим стоит задача укрепить или изменить мнение слушателей или побудить их выполнить какое-либо действие. Типичные случаи убеждающих выступлений - выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Существует также классификация публичных выступлений по форме. По данной классификации выделяют следующие виды публичных выступлений:

1. Доклад - развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады делаются обычно на серьезные, научные, производственные, политические темы. По времени доклады могут длиться от 10-15 минут до двух-трех часов (например, доклады правительства).

2. Сообщение небольшое по времени (5-10 минут) выступление, в
котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема.
Сообщение - это маленький доклад на частную тему. Каждое
сообщение посвящено частному аспекту какой-либо проблемы.
Сообщения готовятся заранее, их надо продумать, почитать
литературу.

3. Выступление - краткое, обычно подготовленное сообщение при
обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса. Выступления
всегда кратки - 3-5 минут, тема выступления может быть выбрана
человеком заранее (в рамках обсуждаемой проблемы) либо
сформулирована в ходе обсуждения проблемы (импровизационное
выступление).

4. Лекция - связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Лекции используются в учебной обстановке - в школе, в вузе, научно-популярные лекции на те или иные темы читаются для широкого круга слушающих. В лекции обязательно должны быть выделены отдельные вопросы (пункты). Лекции обычно бывают по длительности от 20 -30 минут до часа-полутора (вузовская лекция).

5. Беседа- развернутый, подготовленный (то есть заранее продуманный оратором) диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но она предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая - не более 30 человек, когда слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают.

Требования, предъявляемые к публичному выступлению

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению. Назовем основные из них:

1. Решительное начало выступления.

2. Драматизм.

3. Сдержанная эмоциональность.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, "мир любит слушать о борьбе". Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя ие согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: "Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?" В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться во время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как, надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: "Будь искренен, краток, садись".

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен отвечать на вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно - не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным,
понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее
продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу,
надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно.
Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально,
несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо
поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего
выступления.

Способы подготовки к публичному выступлению

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению:

1. Экспромт – выступление без подготовки. Экспромт применяется тогда, когда у кого-то возникает необходимость произнести речь совершенно спонтанно, то есть без предварительной подготовки.

И в личной жизни, и на работе порой возникаю ситуации, когда вам совершенно неожиданно по какой-то причине приходится брать слово. При этом инициатива может исходить как от вас лично, так и от других лиц. При этом важно избегать следующих фраз: «Мне трудно», «Я не готов», «Я не умею произносить речи», «Я сегодня не в форме», «На самом деле все уже сказано» и т.п. Такие высказывания воспринимаются как отговорки и не вызывают никакого интереса. Поэтому важно определить цель вашей речи и продумать логическую структуру предстоящего выступления, на которую вы сможете ориентироваться.

2. План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Такой способ подготовки имеет следующие преимущества: во-первых, вы ничего не забудете, потому что все мысли, которые вы хотите донести до аудитории, записаны в виде логической последовательности; во-вторых, окончательный вариант текста формируется спонтанно, что звучит гораздо убедительнее, чем предварительная речь, которую зачитывают вслух; в-третьих, содержание выступления гораздо легче адаптировать к ситуации (например, в зависимости от реакции слушателей вы можете по другому расставить акценты); в-четвертых, при необходимости речь можно без проблем сократить.

Существует также ряд правил по оформлению плана-конспекта:

1. Размер. Предпочтителен список кратких тезисов на листе бумаги размером с почтовую карточку или около того. Бумага должна быть достаточно плотной и не должна давать бликов.

2. На каждой карточке должно быть не более одной-двух главных мыслей. Большое количество тезисов, во-первых, затрудняет чтение, во-вторых, после завершения работы над рукописью не останется места для пометок и дополнений.

3. Писать нужно крупно и разборчиво. Во время доклада выступающий, мельком взглянув на подготовленный текст, должен максимально быстро найти глазами следующий пункт и сразу же восстановить зрительный контакт с аудиторией. Это становится возможным только в тех случаях, когда слова написаны достаточно крупно и отчетливо. Кроме того, на листе бумаги не должно быть ничего лишнего.

4. Писать следует только на одной стороне листа. Карточки, на которых текст написан только с одной стороны, не следует переворачивать. Уже использованные карточки рекомендуется каждый раз класть вниз стопки, так чтобы порядок всегда оставался одним и тем же. Тогда в случае необходимости будет легче вернуться к нужной карточке.

5. Сквозная нумерация. То есть нумеровать карточки следует по порядку. Если возникнет необходимость присоединить к уже пронумерованным карточкам новые, их можно обозначить буквами «а», «б» и т.д. с указанием предшествующей страницы.

6. Режиссерские указания. Они дают уверенность, что в процессе выступления вы не забудете обратить внимание на все важные моменты. Примеры: 1) «задать вопросы участникам»; 2) «не забыть положить пленку на проектор»; 3) помечать разными цветами важные мысли, которые бы вы хотели выделить во время выступления.

7. Указание времени помогает соблюсти регламент.

8. Имена, цифры и цитаты записывайте полностью, так как в этом случае опасность оговориться становиться гораздо меньше.

9. Первое предложение следует записывать полностью. Так как в начале выступления напряжение всегда особенно велико, то даже знания того, что первое предложение полностью записано в вашем конспекте, как правило, бывает достаточно, чтобы произнести его, не подглядывая. Но в крайнем случае можно прочитать первое предложение, это поможет преодолеть начальный барьер и почувствовать себя уверенней.

3. Текст выступления – готовится полный текст выступления, который в процессе выступления полностью зачитывается. Зачитывать текст целиком рекомендуется только в исключительных случаях. Такая необходимость появляется: 1) когда требуется особая точность формулировок (например, в научном докладе), 2) когда кому-то приходится зачитывать чужой доклад (например, если выступающий заболел), 3) если этот доклад уже был представлен ранее и важно в точности воспроизвести его в исходной форме.

Некоторым ораторам кажется, что имея перед глазами весь текст выступления, говорящий чувствует себя уверенней. Но полный текст сильно ограничивает. В этом случае фактически невозможны отклонения от того, что написано в тексте, не нарушив целостности и последовательности речи.

Многие ораторы чувствуют себя увереннее, если сначала пишут полный текст выступления. В таком случае есть два варианта: во-первых, из полного текста делается сокращенная версия в виде списка кратких тезисов, во-вторых, в полном тексте выступления выделяются самые существенные положения, на основе которых затем спонтанно произносится речь.

Для оформления текста выступления также существует ряд правил:

1. Использовать бумагу формата А4, без бликов.

2. Межстрочный интервал должен быть достаточно большим, чтобы можно было быстро найти нужное место, не прерывая надолго зрительный контакт с аудиторией.

3. Длину строки следует выбирать в соответствии со смысловым членением. Пишите на одной стороне только те слова, которые взаимосвязаны и произносятся в речи как одно целое.

4. Писать на одной стороне листа, крупно и разборчиво.

5. Нумеровать листы по порядку.

6. Применять режиссерские указания.

4. Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи. Выученных наизусть выступлений вообще быть не должно. Они производят впечатление искусственности, а говорящий постоянно испытывает нехватку в спонтанности и убедительности. Вдобавок ко всему, заученный наизусть текст обычно произносится монотонно. Тот, кто выступает, заранее выучив текст, целиком привязывает себя к тексту. В этом случае сбои проявляются гораздо сильнее. К тому же включается страх сбиться и замолчать.

Естественно, возможны и комбинации различных способов. Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Менее опытные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступления наизусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер, американский теоретик, считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все ораторы [70].

Структура публичного выступления

Непременным условием успеха любого выступления является четкая структура. Она помогает привести мысли в порядок и обеспечивает логичность изложения. Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: введение, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции, и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.

1. Введение служит для того, чтобы установить контакт со слушателями и привлечь их внимание. Оно должно вести к теме, не затрагивая содержания. Введение может включать приветствие и обращение к слушателям (это первый шанс установить контакт с аудиторией), оригинальный зачин, тематически связанный переход к основной части.

2. Основная часть выступления должна быть соответствующим образом структурирована. При этом возможны два подхода: с точки зрения логики и с точки зрения психологии. При логическом подразделении большее внимание уделяется материальным аспектам, в то время как психологическое подразделение определяется скорее степенью концентрации внимания. Однако эти принципы не взаимоисключающие.

3. Заключение. То, что завершает речь, дольше всего остается в памяти. Поэтому заключение обычно формулируется в виде краткого и легкозапоминающегося обращения, побуждения или призыва к действию. Наиболее распространенные варианты заключения: 1) подводится итог, 2) кратко формулируются основные положения, 3) приводятся варианты дальнейшего развития темы, 4) подчеркивается значимость сделанных выводов, 5) ставятся новые задачи, 6) выражаются пожелания или надежды, 7) формулируется призыв.

Также очень важно соблюдать пропорцию этих частей: введение – 10-15 %, основная часть – 75-85%, заключение – 5-10% [40].

Таким образом, представляется очевидным, что для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, сочинение». Оно имеет несколько значений: Композиция – 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. 3. Теория сочинения музыкальных произведений. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (спец.) (С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1993).

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Композиция материала в речи, расположение всех частей выступления определяются замыслом оратора, содержанием выступления. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Из-за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удается реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. По определению толкового словаря русского языка, план – это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения.

Важно сразу определить, какие конкретно вопросы вы предполагаете осветить в своей речи. В процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако он в любом случае будет способствовать вашей работе.

Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.

Выделите вопросы выбранной темы, отберите существенные и основные, определите, в какой последовательности их излагать. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые вы хотите использовать.

Рабочий план помогает лучше продумать структуру выступления, определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, какие включить и т.д. Это помогает устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, т.к. он постоянно уточняется, сокращается или расширяется.

Характерная особенность рабочего плана заключается в том, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план составляется на основе рабочего плана. Это план не столько для оратора, сколько для слушателей.

Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи. План речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п. Слушатели во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой план состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты.

Сложный план состоит из вступления, главной части и заключения. Он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Структура устного выступления включает в себя вступление, главную часть, заключение. Каждая часть речи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторской речи. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Поэтому начало и конец речи, т.е. вступление и заключение, должны быть в центре внимания.

Успех выступления во многом зависит от заинтересованности аудитории. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются получить ответы на интересующие их вопросы. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа слушателей с самого начала готова слушать оратора. Слушатели второй группы сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разгадывать кроссворды и т.п.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, заставить работать всех слушателей. Это трудное и ответственное дело. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.308 сек.