Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Тема 3. Развитие риторических традиций в Казахстане и России




Тема 3. Развитие риторических традиций в Казахстане и России

Основные этапы

Подготовка к участию в дискуссии.

Подготовке к дискуссии предшествует анализ дискуссий в популярных телевизионных передачах, фрагментов спора в художественных произведениях, подобранных студентами материалах из Интернета. Отмечаются как положительные, так и отрицательные особенности рассматриваемых споров. Для анализа тактик и стратегий, приёмов ведения спора, характера аргументации предлагается, например, использовать материалы телевизионных передач «Культурная революция» (телевизионный канал «Культура») и «Суд времени» (Пятый канал).

 

1. Выбор темы дискуссии, её обсуждение, деление на подтемы.

2. Определение роли каждого студента в предстоящем споре (выбор ведущего, основных оппонентов, жюри, выступающих по отдельным подтемам и задающих вопросы).

3. Подготовка к дискуссии, изучение работ, знакомство с Интернет- источниками по выбранной теме.

4. Подготовка наглядных материалов, возможно проведение студентами опроса по интересующей их теме.

Литература:

1. Купина Н.А. Риторика в играх и упражнениях. - М., 2004.

2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002.

3. Петров О.В. Основы судебного красноречия. Учебное пособие. М. 2008.

4. Порубов Н.И. Риторика: Учебник / Под ред. Н.И. Порубова. Минск., 2004.

5. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2008.

6. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2005.

7. Стернин И.А. Практическая риторика. М., 2008.

8. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: курс лекций. Ростов – н/Д, 1999.

9. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

10. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

Цель занятия – углубленное изучение темы

Задания и вопросы:

1. Искусство слова в средневековом Казахстане. Особенности речи и выступлений биев

Форма проведения – Тестирование

Организационный момент -5 минут ы

Тестирование– 35-40минут

Подведение итогов занятия – 5 минуты

 

Вопросы для тестирования:

1. Чтобы его задать, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения. Чтобы ответить на него, тоже нужны знания, способность правильно оценить содержание и его характер.

Ответ

Аргумент

Вопрос

Факт

Внушение.

 

2. Это новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом прежнее знание.

Ответ

Вопрос

Аргумент

Факт

Внушение.

 

3. Полученное в нем знание, расширяющее или уточняющее исходную информацию, нередко служит базисом для постановки новых вопросов.

Вопрос

Аргумент

Ответ

Факт

Внушение.

 

4. Не являясь ни утверждением, ни отрицанием, вопрос опирается на определенное базисное знание. Если базисом, предпосылками являются истинные суждения, то вопросы считаются правильно поставленными, или корректными. Классификация вопроса по следующему основанию:

функциям

структуре

семантике

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

5. «Действительно ли состоялось заседание комис­сии по работе с несовершеннолетними?», «Правда ли, что в нашем городе открылась новая нотариальная контора?». Классификация вопроса по следующему основанию:

семантике

функциям

структуре

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

6. «Когда состоялось заседание комиссии по работе с несовершеннолетними?», «В каком районе нашего города открылась новая нотариальная контора?»

Классификация вопроса по следующему основанию:

семантике

структуре

функциям

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

7. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы можно разбить на два или несколько простых. Классификация вопроса по следующему основанию:

функциям

структуре

семантике

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

8. В восполняющем сложном вопросе «Когда и в каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора» тоже можно выделить два простых вопроса: «Когда в нашем городе будет открыта новая нотариальная контора?» и «В каком районе нашего города будет открыта новая нотариальная контора?» Сложный восполняющий вопрос включает несколько вопросительных слов. Классификация вопроса по следующему основанию:

функциям

семантике

структуре

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

9. Сложные вопросы нередко вызывают затруднения у отвечающих, могут запутать их, поэтому рекомендуется пользоваться простыми вопросами. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (два и более простых вопроса соединены союзом и), разделительными (два и более простых вопроса соединены союзом или), смешанными (объединение соединительных и разделительных вопросов). Классификация вопроса по следующему основанию:

функциям

семантике

структуре

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

10. Следует иметь в виду, что вопросы по существу темы порой приобретают острый характер, так как затрагивают актуальные, жизненно важные, принципиальные проблемы. Ответ на такие вопросы требует определенного муже­ства и соответствующей психологической подготовки. Классификация вопроса по следующему основанию:

семантике

функциям

структуре

отношению к обсуждаемой теме

отношению к адресату.

 

11. В вопросах отражается отношение к говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих. Классификация вопроса по следующему основанию:

функциям

семантике

структуре

отношению к адресату.

отношению к обсуждаемой теме

 

12. Вопросы бывают нейтральными, благожелательными и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Классификация вопроса по следующему основанию:

функциям

отношению к адресату.

семантике

структуре

отношению к обсуждаемой теме

 

13. Ответ по существу поставленного вопроса выполняет свое основное назначение — уточняет имеющуюся информацию или сообщает новую. Классификация ответа по следующему основанию:

по отношению к вопросу

по отношению к действительности

в зависимости от области поиска ответа

по грамматической структуре

по объему информации

 

14. Ответ по существу поставленного вопроса выполняет свое основное назначение — уточняет имеющуюся информацию или сообщает новую. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как «ответ не по существу» и не рассматривается. Классификация ответа по следующему основанию:

по отношению к действительности

по отношению к вопросу

в зависимости от области поиска ответа

по грамматической структуре

по объему информации

 

Порядок выполнения и решения задания:

Для решения тестовых заданий необходимо поработать с рекомендуемой литературой и проанализировать ответы.

 

Литература:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2000.

2. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РR. М., 2001.

3. Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 2001.

4. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1998.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

7. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Тема 4. Основы полемического мастерства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.