Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема и аудитория




Для аудитории тема должна быть важна, интересна и понятна.

Чтобы определить это, нужно иметь представление о среднем уровне знаний, воспитании, занятиях, особых интересах и предпочтениях слушателей. Как сейчас говорят, надо иметь представление о ценностных ориентирах аудитории. Будет ли важна и увлекательна тема для аудитории, зависит от ее: а) основных интересов; б) групповых интересов; в) злободневных интересов; г) новизны темы и д) заложенных в ней противоречий, внутренней "драмы" («проблемности»). Рассмотрим сейчас эти вопросы применительно к выбору темы. Подробно о них будет говориться в разделе о разработке темы.

1. Основные интересы. В психическом складе человека заложены такие основные интересы: жизнь и смерть, здоровье, деньги и собственность, профессия и социальный престиж. В любой аудитории темы, связанные с этими проблемами, вызывают живой интерес, поскольку они касаются каждого человека в отдельности и всех вместе.

В разные периоды жизни люди имеют разный набор интересов, как говорят, разные приоритеты. Для молодежи сохранение здоровья и, тем более, смерть кажутся темами отвлеченными, далекими и не касающимися никого лично.

Для взрослых работающих людей важнейшими являются вопросы собственности, профессии и социального престижа. Поэтому, если начальник на предприятии заведет разговор о повышении или понижении заработной платы или о льготах на покупку жилья, то можно не сомневаться, что это вызовет живейший интерес у всех. Или если, например, предстоит подведение итогов успеваемости в классе, то тема не оставит равнодушным ни одного ученика.

2. Групповые интересы. Если вы занимаетесь спортом, то среди ваших товарищей

почти неизбежно всплывают темы о результатах соревнований, об их календаре, о тренерах и "правильности" их работы. Учебная группа в вузе или школьный класс с их сложными межличностными и межгрупповыми отношениями - хороший круг тем для попытки изменить натянутые или укрепить здоровые отношения в группе. Конечно, эти проблемы требуют деликатности при публичном, да и личном обсуждении. Но открытый и продуманный разговор гораздо этичнее и полезнее для общего морального климата, чем закулисное злословие, сплетни и "групповщина". Честный и открытый диалог (не обязательно с протоколом), но в рамках принятой в коллективе групповой и общечеловеческой этики, гораздо эффективней давления со стороны или, тем более, кулачных "разборок". Насилие только загоняет проблему вглубь, но никак не решает ее.

3. Текущие интересы. Для молодого человека, получившего право голосо-

вать, такой интерес могут вызвать, например, выборы в парламент, органы местного самоуправления. Выборы в коллективе, подготовка к сессии или экзаменам, коллективный поход или выезд на экскурсию - поводы для полезного разговора. В этом случае группе поможет и опыт друг друга, и приглашение знающего дело специалиста, например, практикующего психолога или ученого. Выпускнику школы, выбирающему профессию, остро необходима информация о вузах и колледжах, об их специальностях, об условиях обучения и проблемах трудоустройства после окончания учебы. Возможно, в этих случаях нужна не одна, а несколько бесед, посещение самих вузов, разговор с теми, кто уже учится. Но не спешите делать выводы, опираясь лишь на один источник сведений.

4. Конкретные интересы. Если понаблюдать за окружающими нас людьми, то можно увидеть, что их интересуют (порой чрезмерно) вещи: дома, автомобили, пылесосы, телевизоры, пища и т.д. - практически необходимые повседневно. Эта тематика волнует гораздо больше, чем история или идеологические перепалки современности и при хорошей подаче воспитывает вкус, умение экономить, практицизм, вообще формирует здоровый стиль жизни без излишеств и "шика".

Можно, конечно, в связи с этим выбрать и тему о дорогих автомобилях и заморских курортах. Но в аудитории с небольшим или средним достатком - а таких людей большинство - это может вызвать только раздражение: зачем он говорит о том, чего я себе никогда не смогу позволить? Нас раздражает реклама фантастически дорогих домов, вообще пропаганда мещанского "вещизма", рассуждения об отвлеченном "престиже" и прочих пустых предметах. Это философия потребительского общества. Качество жизни мало зависит от количества костюмов, дороговизны духов или меню из экзотических блюд. Такое мнение может показаться спорным. Вот вам и повод для разговора о смысле жизни: есть, чтобы жить или жить, чтобы есть.

6. Новизна. Человека всегда интересовало новое, необычное, неожида

ное. Любознательность - одна из самых характерных черт человека во все

времена и у всех народов. Повседневное, рутинное вряд ли будет интересовать ваших слушателей. Они хотят узнать о других народах и землях (странствия Одиссея), загадочных происшествиях ("Таинственный остров"), о необычных фактах истории или жизни в будущем, о катастрофах и крушениях, скандальные новости из жизни известных людей, невидимый мир атома и тайны Вселенной, глубины человеческой психики, ночное восхождение на Эверест, охота на кроликов в Австралии, жизнь океанских глубин и мн. др.

Но здесь важно помнить, что новое должно быть как-то связано с тем, что уже знакомо слушателям и имеет для них значение в данное время. Нелепо было бы в компании, собравшейся развлечься, рассказывать о тонкостях бухгалтерского учета в одной мексиканской торговой компании. Хотя сама по себе тема достаточно экзотична, но она не имеет ничего общего ни с конкретной обстановкой общения ни с долговременными интересами слушателей. Но если вы в своей учебной группе перед экзаменами, например, расскажите о методах скорочтения (500 страниц текста за 2 часа при полном его понимании!) или о чем-то необычном, но связанным с жизнью группы, то успех речи наполовину обеспечен.

6. Драматизм темы. Нас обычно интересует не гладкая история с заведомо известным концом, а конфликты, борьба мнений, непредсказуемые финалы. Отсюда такой интерес к детективным историям (Кто же убийца?). Тема, в которой не заложен конфликт с непредсказуемым концом, как и спор при полном согласии сторон, не дает "пищу для ума", радостную возможность догадки (А! Я понял!). Не только сопереживание кому-либо в конфликтной ситуации, но и оценка хода мысли сторон, желание по-своему разрешить конфликт составляет встречный пафос слушателя. Итак, выбирая тему, подумайте о том, будет ли интересно вам самому и вашему слушателю распутать драматический клубок борьбы характеров или решить проблему логическим путем.

Таким образом, при поиске актуальной темы надо учитывать: 1) интересы и потребности аудитории, и отношение к теме ритора, и содержательные характеристики самой темы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.