Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер аудитории




Создание замысла

Итак, если оратор рассчитывает на успех своего устного или печатного выступления, он должен прежде всего как можно больше знать о своих слушателях или о читателях.

Особенности аудитории можно определить по следующим признакам.

1. Объективные социально-групповые, демографические характеристики: пол, возраст, национальность, общий уровень образования и культуры. По социальному положению (статусу) аудитория может характеризоваться по профессиональному критерию: вузовская профессура, рабочие, крестьяне, творческая интеллигенция, работники торговли, транспорта и т.д. Сюда же относятся так называемые ситуативные группы: спортивные болельщики, участники туристского похода, посетители кинотеатра или ресторана, клуб любителей собак, участники родительского собрания и мн. др. Понятно, что содержание и форма вашей речи меняется в зависимости от особенностей каждой аудитории.

Но не все характеристики аудитории всегда одинаково важны. Так, при обсуждении школьного устава деление на мальчиков и девочек несущественно, так как обе эти группы являются "учащимися". На собрании избирателей не будет определяющим профессиональное, половое и возрастное деление. Здесь важно, какую именно программу действий предлагает кандидат на политическую должность и приемлема ли она для граждан района, города или страны.

2. Особенности аудитории определяются, далее, количеством участников встречи. Логически возможны в этом случае четыре варианта: один - один, один - группа (урок), группа - группа (переговоры), группа - один (госэкзамен).

3. Настроенность на определенную аудиторию, рациональное содержание и стиль речи зависят от того, является ли встреча официальной или неофициальной. Одно дело, если вы говорите с учителем на уроке. И совсем другое, если беседуете с ним после уроков по дороге домой, или если учитель - ваш родственник.

4. Имеет также значение, происходит ли беседа "с глазу на глаз" или речь

ведется опосредованно, например, по телефону. Телевизионная речь, как правило, не имеет "обратной связи", поэтому и содержание передачи должно быть рассчитано на весьма неопределенного, "массового" слушателя и зрителя. Чтобы создать ситуацию естественного диалога, "восстановить" аудиторию, некоторые телепрограммы приглашают на передачу либо "массовку", либо известных в данной области людей, с которыми ведущий и выстраивает диалог.

Особенности межличностного и межгруппового общения (количественная характеристика аудитории) можно показать на следующих примерах.

Предположим, вы хотите обсудить с приятелем поездку на рыбалку. Чтобы ничего не упустить, вы говорите о том, на чем и по какой дороге лучше поехать, что нужно взять с собой (снасти, снаряжение), когда следует выехать и т.д. Поскольку вы хорошо знаете друг друга, здесь нет необходимости "изучать аудиторию". Однако успех договоренности все-таки зависит от психологического состояния вашего приятеля, от его сговорчивости, настроения, от его отношения к самой идее именно сейчас поехать на рыбную ловлю и т.д. То есть вы для успеха дела все-таки должны подготовиться к возможным возражениям. Так что и, казалось бы, в очевидном случае следует продумать вашу агитационную речь с учетом "аудитории".

Возьмем другой случай. У вас возникла идея провести в школе вечер с интересным, на ваш взгляд, человеком: музыкантом, поэтом, спортсменом, мастером какого-либо дела. Как "раскрутить" идею? Теперь уже надо точно знать, кто практически решает вопрос о месте, времени, содержании предстоящего вечера. Все это решают компетентные люди: ваш классный руководитель, завуч по воспитательной работе и окончательно - директор школы. Возможно, вам следует заручиться поддержкой ваших одноклассников, учителей и, главное, вашего гостя. Так что вам придется провести целую серию переговоров, ваша "аудитория" будет разносторонней. В любом случае эти переговоры будут основаны на официальных отношениях, взвешенных и продуманных действиях прежде, чем какая-либо встреча станет реальностью. То есть вам надо "хорошо выполнить домашнее задание", проработать идею, чтобы убедить всех в целесообразности, практической выполнимости и пользе такой встречи.

5. В зависимости от характера аудитории выбирается и тип речи - убеждающий, информационный, развлекательный или агитационный.

Так, для учебной аудитории скорее всего важна информационная речь или воздействующее "воспитательное мероприятие". Это может проходить в жанрах урока или классного часа.

Рекламный текст предназначается для покупателя. Рекламодатель должен ясно осознать, какой именно товар и на какой "сегмент рынка" он должен быть рассчитан: модницы, домохозяйки, охотники, «экстремалы», деловые люди, автомобилисты. Без учета потребностей, привычек, моды и вообще ценностной ориентации конкретной покупательской группы агитационное воздействие неэффективно. Нелепо рекламировать шубы на пляже ("Дорога ложка к обеду") или учебники по высшей математике футбольным болельщикам.

Если ваша компания собралась развлечься, то вряд ли будет пользоваться успехом доказательство теоремы Пифагора. Это уместно на специальном уроке по геометрии. Но вот пародия на теорему - это уже жанр развлекательный. И остроумная переделка той же теоремы может быть успешной.

Иными словами, от специфики аудитории зависит и тип сообщения, и жанр речи. Для студентов - это информационная лекция или семинар по уяснению какой-то системы понятий, для покупателя - это реклама или презентация, для избирателей - это собрание, митинг или теледебаты. Таков "общественный обычай", то есть этос.

Таким образом, от характера аудитории в значительной степени зависит и тематика речи, и ее доказательная база, и общественный облик ритора, его ожидаемый "образ".

С другой стороны, чем лучше определит ритор возможную реакцию конкретных слушателей, тем эффективнее будет его речь, построенная на ценностях аудитории и произнесенная "на языке слушателя". В порядке обобщения по данному параграфу приведем таблицу "Анализ аудитории", входящую в книгу Поля Сопера «Основы искусства речи» (Ростов-на-Дону: Феникс, 1995, С. 68).

Форма-анализ состава классной аудитории

Фамилия курс секция дата

1. Специальный курс (в настоящем или будущем)

2. Вспомогательный курс (в настоящем или будущем)

3. Избираемая профессия

4. Занятия в прошлом

5. Внеучебная деятельность

6. Любимые занятия в часы досуга

7. Политические воззрения

8. Любимое чтение

9. Перечислить пять тем для информационных речей, обсуждение которых вы желаете прослушать:

а)…б)…в)…г)…д)…

10. Укажите кратко ваши убеждения по пяти вопросам – политическому, социальному, экономическому, моральному и по вопросу образования. Например: федеральное правительство (внутренная политика, внешняя политика, Конгресс, президент, труд, цены), правительство штата (политика, законы, производительность, дороги, школы), местное управление (законность, частная инициатива, санитария, торговля), студенческое самоуправление, руководство спортом, кинофильмы (род и качество), радио- и телепрограммы, реклама, брак и развод, религия, личное поведение:

а)…б)…в)…г)…д)…

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.