Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы речевых действий и типы дискурса




Разновидности пафоса

Наше речевое намерение формирует замысел речи и ее стиль: о чем и как мы будем говорить, как обосновывать свое мнение. Пафос связан также с типами речевых действий (речевого поведения).

Наиболее общие цели, которые могут стоять перед говорящим или пишущим, и соответствующие этим целям типы речи А.К. Михальская, автор учебника "Основы риторики", формулирует так:

 

 

  Цель говорящего (речевое намерение)   Тип речевого акта (речевого действия) Тип речи (дискурса)
1. Сообщить, информировать Сообщение информации Информирующий
2. Высказать и доказать своё мнение Убеждение Аргументирующий
3. Побудить к действию Побуждение Агитирующий
4. Обсудить проблему с помощью партнёра, найти вместе с ним истину Поиски смысла Эвристический (от греч. eurisko - нахожу)
5. Выразить своё видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический
6. Доставить удовольствие себе и партнёру процессом речевого общения как таковым Игровые речевые акты Гедонистический (от греч. hedomai - радуюсь) или диатрибический (от греч. diatribo - провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою эстетическую «картину мира» Эмотив Поэтический (художественный)

 

В нашем пособии мы будем придерживаться этой классификации ра

новидностей речи по ее целевому назначению.

В книге Поля Сопера "Основы искусства речи" рассматривается всего два типа речи: информационная и агитационная. Однако здесь и само понятие целесообразности речи основывается на другом материале и исходит из американской традиции практической риторики.Попутно скажем, что книга написана ясным, популярным языком, содержит множество полезных рекомендаций по подготовке и исполнению устной публичной речи. Многим нашим книгам, газетам и публичным политикам недостает именно риторической грамотности, продуманности содержания и умения построить речь, способности говорить "языком аудитории". Но вернемся к нашей теме.

Коротко прокомментируем таблицу, разработанную профессором А.К. Михальской.

Во-первых, сформулированные в таблице цели почти никогда не обнаруживаются в чистом виде, в "единственном числе". Информативность сообщения переплетается с его оценками, естественным стремлением "говорить красиво", выразительно, стремлением склонить слушателя к своему эмоциональному отношению к предмету сообщения. Похвальная речь, например тост на юбилее, содержит не "голые" оценки, а подтверждается ссылками на какие-то факты, примеры достойных поступков юбиляра, то есть рационально обосновывается. Похвальное торжественное слово стремится к выразительной оригинальности, к художественности. Поэтический же текст выражает не только "эмоциональную картину мира" поэта, но может содержать глубокие философские обобщения, плоды "Ума холодных наблюдений / И сердца горестных замет" (А.С. Пушкин). Вообще говоря, художественное слово (настоящее, разумеется) - это "высший пилотаж" речевой культуры. Но художественное мастерство не находится в логическом противоречии с мастерством речи практической. Они вместе составляют элементы системы, живое древо словесной культуры. Точно так же, как материальная сторона жизни, физическая ее сторона и духовная жизнь вместе составляют единство культуры.

Во-вторых, общие цели доказать, побудить к действию (агитация), информировать и т.д. в практической речи конкретизируются, "приспосабливаются" к ситуативному и речевому контексту. Например: "Я хочу только вам под большим секретом рассказать о…"; "Я должен информировать вас о предстоящей проверке финансово-хозяйственной деятельности нашего предприятия со стороны налоговой инспекции". В обоих случаях цель как бы сужается, вводится в конкретную обстановку, указывается тема информации ("секретный" случай, проверка). Пафос речи оказывается накрепко связанным, с одной стороны, с условиями речи (этосом), ситуативным контекстом, а с другой стороны, намечается содержание речи: о чем и почему будет сообщено нечто.

В-третьих, сама по себе цель может быть названа прямо или не названа совсем. Например: "Я хочу поступить к вам на работу"; "Мне необходимо получить ваше разрешение на выезд ". В данном случае есть полная определенность в намерениях посетителя официального учреждения.

Но цель речи может быть и скрытой, словесно не выраженной. При этом говорящий рассчитывает на то, что собеседник поймет и оценит этичность, обоснованность намерений партнера. В тех же ситуациях посетитель служебного кабинета может выразиться иначе: "Я слышал, что у вас есть вакансии"; "Говорят, будто у вас можно получить разрешение на выезд ". Во втором случае мы имеем дело не с прямым, а с косвенным сообщением. Привычка говорить прямо или завуалированно может быть чертой речевого поведения, даже свойством характера человека.

Но не во всех случаях этикет позволяет нам поступать как вздумается.

Во вводной части научного доклада, например, его автор просто обязан сформулировать цель сообщения, перечислить своих предшественников, занимавшихся данной темой, отграничить свой подход к проблеме от других, указать на какие факты и методы он опирается в обосновании своей позиции. В этом, между прочим, и состоит задача введения как композиционной части научной работы.

Или еще один пример. Мать говорит вам: " Что-то мне прохладно стало ". Это может означать для вас или: " Принеси горячего чайку ", или: " Закрой форточку ", или " Дай что-нибудь накинуть на плечи ", или что-то еще.

Смысл сообщения, его цель в данном случае разгадывается или с помощью ситуативного контекста, или благодаря знанию привычек речевого поведения в семье, когда люди правильно понимают не только смысл высказываний, но и жестов, мимики и т.д. Взаимопониманию в этом случае способствует и принятый семьей "кодекс поведения", и распределение ролей, и привычная тематика семейных разговоров, так сказать, семейная мифология.

В любом языке есть слова, которые, будучи высказанными, уже сами по себе являются поступками. В данном случае слово есть дело. Например: благодарю, поздравляю, сочувствую, клянусь, приказываю, обещаю, назначаю вас моим заместителем, увольняю вас, объявляю вас мужем и женой и др. Слово здесь предстает как реализованная цель. Но и такого рода сообщения могут быть как прямыми, так и косвенными.

Этика предписывает нам в разных случаях пользоваться разными приемами выражения пафоса речи. Одно дело, когда мы находимся среди друзей, а другое - в официальной обстановке. В деловой сфере, например, сложились речевые жанры, в которых цель сообщения вынесена в название документа: жалоба, докладная записка, объяснительная записка, заявление, приказ, приглашение, поздравительный адрес и др.

Смысл словесных формул, допустим, приветствия, этически необходимого при встрече знакомых людей, может быть выражен во множестве вариантов. Проявляя доброжелательность и вежливость, подтверждая факт знакомства и его значимость для нас, мы можем высказать в таких выражениях: здравствуйте, здравствуй, добрый день, с добрым утром (доброе утро), привет, салют, хелло, здорово, рад приветствовать вас, позвольте вас поприветствовать и др. Желание поприветствовать и завязать разговор может быть выражено словами: Как поживаете?; Как (ваша) жизнь? Как (вы) себя чувствуете? и др. Ответ на приветствия также зависят от характера взаимоотношений и других особенностей конкретного случая. Важно уловить все тонкости этикета, выработанные обычаем для данной типовой ситуации, и выбрать верный тон общения.

Завершая сказанное в этом разделе, можно сделать такое резюме:

  1. Общее деление пафоса на разновидности сводится к семи его типам: информирующий, аргументирующий, агитирующий (пропагандистский), эвристический, эпидейктический (этикетный), развлекательный, поэтический.
  2. Названные цели сообщения обычно не выступают в чистом виде, они сопутствуют друг другу. Одна из целей сообщения является преобладающей.
  3. Общая цель речи конкретизируется применительно к обстановке речи и языковому контексту.

Цель сообщения может быть выражена прямо (эксплицитно) или как намек, завуалированно (имплицитно).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.