Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПРАКТИКУМ. Логос. Логическая форма и языковое содержание слова и предложения




Логос. Логическая форма и языковое содержание слова и предложения

Если раньше мы вели речь о внешних условиях осуществления речи, то теперь перейдем к центральной проблеме риторики - к ее содержательной сути, к способам словесного выражения смысла. Древняя и новая риторика уделяла и уделяет этому самое пристальное внимание.

Термин "логос" родственен двум другим терминам: "логика" и "слово" (греч. logos). Возьмем для разъяснения содержания термина определение логоса из энциклопедии:

Л О Г О С (греч. logos) - одно из основных понятий греческой философии; одновременно "слово" ("предложение", "высказывание", "речь") и "смысл" ("понятие", "суждение", "основание"). Введено Гераклитом как универсальная осмысленность и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме (философское направление) - эфирно-огненая душа космоса и совокупность формообразующих потенций, от которых в инертной материи "зачинаются" вещи. В христианстве обозначает вторую ипостась божественной сущности - Бога-Сына (logos- слово).

Как видим, термин многозначен: имеет и философский смысл, и логико-лингвистический, и религиозный. В разных системах знания термин logos имеет разное содержание. Для философа важен наиболее общий смысл термина: "путь истины", ее критерий, источники. Существует большое количество философских направлений и школ в решении этих общих вопросов. В христианском вероучении слово - творящая сила. Процитируем Библию: " 3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ". Нас интересуют научные взгляды на взаимоотношение логического и языкового содержания, путь от мысли к слову. Именно этот путь и составляет риторический логос. Неразрывность слова и мысли, слова и разума многократно подчеркивалась мыслителями и в Средние века. Один из виднейших церковных авторитетов Августин Блаженный говорит: «Вначале было слово. Греки правильнее говорят «логос». Ведь «логос» означает и слово, и разум». Именно единство слова и его рационального содержания для нас важно при осмыслении термина «логос». К слову сказать, современная лингвистика, рассматривает слова как двусторонний знак: имеющий семантику и материальную форму выражения (звуковую или письменную).

Древнегреческие философы-стоики ввели термин "логика" и понимали под ним словесное выражение мысли (logos). Они считали, что с помощью языка обнаруживается разум, а разум обнаруживает мир, что структура речи отражает структуру мысли. Такое понимание соотношения логики и языка известно и Средневековью и Новому времени.

Рационалисты (от ratio - "разум") в 17-19 вв. были уверены в абсолютном соответствии речи натуральной логике мышления. Демарсе, например, писал, что " во всех языках мира существует только один необходимый способ образования смысла с помощью слов ". Это убеждение привело к попыткам изобрести универсальный человеческий язык, которым могли бы пользоваться все люди. В 17-20 вв. было создано около 1000 проектов таких языков, но только единичные из них получили реальное использование (волапюк, например). В настоящее время один из таких искусственных языков - эсперанто - широко распространен и используется эспирантистами всего мира, принадлежащими к разным национальностям. А сама идея создания общего для всего человечества языка волнует людей и сейчас.

Немецкий философ, математик, физик и языковед, один из основоположников математической логики, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) категории языка (обобщенные значения) понимал как соответствующие операциям рассудка: его способности представлять, судить и умозаключать.

Логический подход к построению предложения, к слову сказать, вы и сами применяете в школе, не подозревая о том, что используете логический анализ языкового факта. Так, предложение "разбирается" по его "членам". Возьмем для примера предложение Маленькая девочка задумчиво смотрит вдаль. Грамматическое подлежащее (девочка, кто?) - это субъект действия, термин "субъект" обозначает логическое понятие. Сказуемое (смотрит, что делает?) как второй "главный член" предложения выражает логический предикат. А сами отношения между подлежащим и сказуемым называются отношениями предикативными. В логике предикативные отношения изображаются так: S есть P; где S - субъект, P - предикат, "есть" - связка.К членам предложения,выраженным существительными, могут относятся их определения (в нашем примере - маленькая), которые в логике называют атрибутами, а сами отношения атрибутивными. К глаголу-сказуемому относятся различные обстоятельства: места, времени, причины, цели, степени и т.д. Эта подчинительная связь называется адвербиальной (от лат. adverbium - наречие, которое грамматически и выражает обстоятельственные значения). В нашем случае задумчиво - как? - обстоятельство образа действия, а вдаль - куда? - обстоятельство места. Грамматический анализ и работа над составлением предложений учат нас правильному мышлению, выработке системы логико-грамматических моделей и в конечном итоге правильной связной речи.

Сложные предложения как единицы языка могут сопоставляться с логически сложными высказываниями. Отношения между частями сложного предложения выражаются специальными грамматическими словами - союзами. Значение этих союзов сопоставимы со значениями так называемых логических связок, при этом каждый тип связки имеет свое название и графическое обозначение-символ. Примеры некоторых связей:

 

Пример Союз и его тип Логический символ (связка) Тип связки
Подул ветер, ипошел дождь И, соединит & Конъюнкция
Будет мороз или пойдет снег Или, либо; разделит. V Дизъюнкция
Если сверкнет молния, то гремит гром "если, то", условный   Импликация

 

Сходным образом можно сопоставить отношения эквивалентности (совпадения), отрицания, и др.

Таким образом, между логическим и языковым значениями весьма много точек пересечения на уровне слова как единицы называющей и предложения как единицы языка, описывающей определенную внешнюю ситуацию. Логическая и лингвистическая семантика (значение) пересекаясь, тем не менее, полностью не совпадает. Логика изучает отношения между смысловыми единицами, для нее неважно содержание соотносящихся смыслов. Процитируем в подтверждение этого одного из самых авторитетных современных специалистов-логиков:

Самым общим образом логическую форму можно определить как способ связи входящих в рассуждение содержательных частей.

И далее: Содержание рассуждения не оказывает никакого влияния на его правильность, и поэтому от него следует отвлечься. Для оценки правильности существенной является лишь форма рассуждения (Ивин А.А. Логика: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1996. - С. 11).

Математические действия с числами (+, -, х,: и др.) также совершаются с содержательно "пустыми" предметами. В детских задачах "яблоки" и "бассейны" - совершенно неопределенные "предметы" и "емкости". Обозначения a, b, c, d - еще более отвлеченные величины, взаимно отличные "от всех и каждого". Алгебраические выражения и операции с ними совершенно "равнодушны" к лицам и вещам. Для носителей же естественного языка в конкретных ситуациях как раз и важно актуальное содержание, оформленное по правилам языка. Если кому-нибудь скажут: "Ты бездарь", - то такая оценка наверняка возмутит "адресата" (Как? Я такой умный, душевный и талантливый, а меня называют бездарностью!). Сообщение " Идет сильный дождь " в определенных условия для меня может быть неприятным или неожиданным, побуждает меня к каким-то "оборонительным" действиям. Или в других условиях это сообщение, напротив, может быть радостным, долгожданным. Иначе говоря, в живом общении почти любая актуальная информация этически и эмоционально переживается. Логическое же понятие или логическое описание ситуации оставляет невыявленной эмоциональную, оценочную и волевую информацию, оно к ней безразлично.

Больше того, мы переживаем не только "внутреннюю форму" слова, то есть семантические соотношения, но и внешнюю, особенно звуковую форму. Звуковые повторы в стихотворной речи делают ее мерной, создают мелодию речи. Хрестоматийный пример:

Чуть слышно в тиши

Шуршат камыши.

Само по себе "сообщение" дополняется мерным чередованием слогов, специальным подбором "шипящих", которые прекрасно изображают шелест камыша. Еще пример:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою.

В этих некрасовских стихах через пронизывающий всю фразу повтор звука "у" изображается гудок удаляющегося поезда. Так что человек переживает не только "фигуры и тропы", которые создают гармонию смысла, но и внешнюю форму языка. Вместе с тем в стихах, как и в музыке, присутствует мера, число. Недаром древние греки относили музыку к математике.

Различая логическую и языковую семантику, скажем еще и о том, что одно и то же значение может быть передано сходными по смыслу словами-синонимами. Например: светоч, властелин дум, писатель, беллетрист, борзописец, писака, бумагомаратель, пачкун. В этом ряду лишь слово "писатель" не несет стилистически-оценочной окраски, оно нейтрально в этом отношении.

С другой стороны, одно слово может выражать разные значения. Например, общеупотребительное слово "дом" может означать:

1) жилое здание;

2) людей живущих в нем;

3) квартиру, а также семью, живущую в ней, ее общее хозяйство;

4) учреждение, заведение, обслуживающее какие-то общественные нужды (торговый дом);

5) династия, род (дом Романовых) и др.

Обратим внимание на взаимоотношения разных значений в составе этой словарной статьи. Между первым и вторым значениями мы видим отношение "содержащее" и "содержимое" (ср. также: съел три тарелки; выпили весь самовар; целую машину забрали (зерна). Такой перенос имени с одного предмета на другой называется метонимией. Различается несколько разновидностей внутри этого типа переносов наименований. Метонимическим будет перенос названия по типу "автор" - "произведение": Читал охотно Апулея,// А Цицерона не читал (А.С.Пушкин); Слушали Гребенщикова (Шевчука, группу "Битлз"). Еще одна из разновидностей метонимии: связь между действием и орудием действия: покорили огнем и мечом. Таких метонимических разновидностей насчитывают более десяти. Вот еще некоторые:

- материал и изделие: у тебя нет меди? (мелких монет);

- социальное событие и его участники: собрание решило;

- целое и часть: у меня есть колеса (машина) и др.

Распространенным типом переноса названия является метафора (от греч. metaphora - перенос). Этот способ переосмысления значения связан со сходством в каком-либо отношении, аналогией предметов, которые обозначаются этим словом. Примеры: загорелся спор, хлынул поток вопросов, мысли разбегаются, железная логика и др. Разновидностей метафоры очень много. В любом многозначном слове из толкового словаря мы можем обнаружить несколько значений, перенос которых основан на сходстве обозначаемых предметов. Весь словарный состав любого развитого языка наполнен словесными образами названных и других типов. В главе о словесном выражении замысла мы подробнее остановимся на этом. Сейчас же только заметим, что механизмы переноса имени - это свойство самого языка, а не прихоть отдельных его носителей или даже влиятельных социальных групп.

Но ведь перенос по сходству или по другим основаниям "нелогичен". "Логичными" будут названия, обладающие единственным значением. Это так называемые слова-символы, в частности, терминологические слова. Это и названия единичных предметов (Мадагаскар, Сирокко, Уэлен), собственные имена (Иван, Макс, Ричард Львиное Сердце). Но уже эти имена иногда тяготеют к переосмыслению: Плюшкин (предельная скупость), Хлестаков (хвастун), сравни также: Дон-Кихот, Отелло и др.

Таким образом, между языковыми значениями и их материальным (звуковым или письменным) выражением нет зеркального соответствия, "отражения". Ученые называют это свойство языковых знаков асимметрией ( Ср. название статьи С.О. Карцевского "Об асимметрическом дуализме языкового знака"). Слово или фраза скорее изображают предмет или ситуацию, называя одно через "образ" другого. Следовательно, языковая семантика, включая логические отношения, гораздо богаче, разнообразнее последних.

Обобщая сказанное в данном параграфе, выделим следующее.

1. Термин "логос" в разных системах знания трактуется как философское, логическое, религиозное или лингвистическое понятие. Риторическое понимание логоса сводится к изображению и выражению мысли, чувства и воли.

2. Языковая семантика содержит не только логический, но и этико-психологический компонент смысла, который называют стилистическим значением.

3. Многозначность слова, его способность "расширять" или «сужать» свое значение выражется метафорически или с помощью метонимических и других способов переосмысления значения.

Вопросы для обсуждения и задания

1. Что означает термин логос в разных областях знания?

2. Имеет ли основание утверждение, что " язык - это практическая логика "?

3. Выпишите из толковых словарей русского языка многозначные слова. Какие стилистические пометы встретились вам? Как вы их поняли?

4. Что означают термины многозначность, синонимия, метонимия, метафора. Приведите примеры употребления таких слов. [kgl]

[gl] Тема 3. Монолог. Изобретение (Инвенция) [:]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.