КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античный риторический канон
Изобретение План лекции 1. Античный риторический канон, «путь от мысли к слову». 2. Коммуникативная ситуация. Элементы замысла речи. 3. Создание замысла речи. Содержание речи в отношении к аудитории, образу ритора, теме и цели. 4. Общая и конкретная цель в разных видах речи: информационная, эвристическая, убеждающая, агитационная, повествовательная, развлекательная. 5. Подбор аргументации. Источники и качественные характеристики материала (аргументов) для речи. План речи. Итак, целью риторической деятельности является создание публичного высказывания, призванного убеждением воздействовать на слушателей. Разработке и произнесению риторически грамотных высказываний и посвящается этот раздел. Перед начинающим оратором встает ряд вопросов, на которые он должен себе ответить, прежде чем приступит к созданию текста для устного выступления или для печати. С чего мне следует начинать? Где взять информацию по теме? И вообще, какой должна быть тема, чтобы меня внимательно слушали? В какой последовательности работать, чтобы не тратить время впустую и добиться при этом желаемого результата? Следует ли вообще писать текст или вести какие-то другие записи, если мне предстоит устное выступление? Словом, перед началом работы я должен поставить себе многие вопросы и найти ясный ответ на них. Существует распространенное заблуждение, что сказать что-то дельное - ничего не стоит. Экспромты действительно иногда удаются. Они удаются тем, кто «до оснований, до корней» знают какую-то тему, профессионально владеют какой-то наукой. Однако надеяться постоянно выходить из положения без подготовки даже им нельзя. Если вы не думали о чем-то, не наблюдали в жизни, не читали о чем-то, то никакой экспромт не получится. Содержательная и компактная речь не может состояться без кропотливой и подчас довольно длительной подготовки, перестройки плана текста, переделок и редактирования. За легкостью и непринужденностью, с которой говорит или пишет опытный ритор, стоит большая и хорошо организованная творческая работа. Как же все-таки строится этот процесс? Общий ответ на этот вопрос дает античный риторический канон, служивший схемой последовательности работы над речью и проверенный на практике сотнями и тысячами мастеров влиятельной устной речи. Путь от мысли к действенному слову, иначе говоря, логос древние риторики изображали в виде пяти этапов: 4. Инвенция (лат. Inventio) или "нахождение", "изобретение" - invenire quid dicere - "изобрести, что сказать". Мы будем пользоваться главным образом русским переводом термина "инвенция" - " изобретение ", который означает отбор содержания будущего выступления. 5. Диспозиция (лат. Dispositio) - расположение - invento disponere - "расположить изобретённое". В данном случае нам лучше использовать термин " расположение ", который означает работу над композицией речи. 6. Элокуция (лат. Elocutia - выражение) - словесное оформление мысли, собственно красноречие - ornare verbis - "украсить словами". В современных учебниках риторики чаще пользуются более прозрачным в смысловом отношении термином "выражение", который означает стилистическую отработку текста. 7. Запоминание (лат. Memorio) – закрепление в памяти содержания текста. Этот технический этап подготовки, который включает в себя свертывание содержания речи в удобную для произнесения речи форму: развернутый план, тезисы, графическую схему с "опорными сигналами". Ритор может использовать и полный текст с выделениями значимых мест, что вовсе не предполагает обязательного чтения текста. Записи помогают затвердить в памяти содержание выступления. 8. Произнесение (лат. Actio hypocrisis - разыгрывание речи). Это авторское, "актерское" исполнение речи (греч. hypocrites - актер). На этом этапе речь разыгрывается не только голосом, но и с помощью мимики, жестикуляции, телодвижений. Письменный текст лишен этих красок, поэтому он эмоционально беднее. Итак, античный риторический канон, иначе, риторический процесс включает в себя пять этапов: изобретение, расположение, выражение, запоминание, произнесение. Первые четыре части схемы представляют собой докоммуникативный этап, когда работа идет над текстом речи. Произнесение - коммуникативный этап – это взаимодействие оратора и аудитории. При всей четкости разделения сама по себе последовательность этапов является все-таки условной, показывает общее направление работы. Даже на стадии произнесения в содержание текста вносятся изменения, продиктованные условиями времени, места, реакцией аудитории и др. Во время написания речи могут появиться дополнительные источники информации, может измениться композиция сообщения, ее стиль. Вживаясь в тему, ритор видит новые ее грани, корректирует цель выступления, перерабатывает отдельные фрагменты текста и т.д. Это и есть нормальный творческий процесс. И общий план в этом смысле – как дорога на карте. Кто-то удачно сказал: "Плох тот план, который нельзя изменить". Именно гибкость схемы, возможность "приспособить" ее к разным условиям и делает ее жизнестойкой. Многие риторические руководства описывают три первых этапа риторического канона: изобретение, расположение и выражение. Так, в "Кратком руководстве к красноречию…" М.В. Ломоносов указывает, что в красноречии существуют "правила трех родов": "Первые показывают, как изобретать (содержание), что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретенное украшать (элокуция, выражение); третьи наставляют как оное располагать надлежит (диспозиция, расположение): и посему разделяется риторика на три части, на изобретение, украшение и расположение " (Цит. по кн.: Русская риторика: Хрестоматия /Авт.-сост. Л.К. Граудина. - М.: Просвещение, 1996. - С. 60). Напомним также, что Н.Ф. Кошанский, как и другие авторы русских риторик ХIХ века, определял риторику " как науку изобретать, располагать и выражать мысли". Современные авторитеты Европы и Америки в области риторики в том или ином виде включают этапы подготовки и произнесения речи как в общую риторику, так и в описания частных риторик и конкретных жанров (презентация, отчет, коммерческое предложение, письмо и т.д.). В наши дни учебники по риторике на русском языке, как правило, сохраняют план ее изложения по античному канону. Таким образом, можно с полным основанием считать, что риторика с ее зарождения до сегодняшнего дня сохранила свою сердцевину - схему пути от мысли к воздействующему слову, сохранила свой логос. Этот путь, подчеркнем, есть работа над содержанием речи, а не только над организационными условиями речи (этос), не над ее «психологическим сопровождением» (пафос).
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |