Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ ритора




ПРАКТИКУМ

Задание: Используйте схему анализа с необходимыми поправками применительно к вашей группе и проведите мини-исследование вашей аудитории. При подготовке выступления пользуйтесь данными проведенного опроса.

 

Как для начинающего, так и для профессионального ритора желание нравиться слушателям так же естественно, как и любому человеку. Внешняя привлекательность, костюм и прическа создают только первоначальное и поверхностное впечатление. Слушатель как бы сквозь приличествующую случаю одежду старается "раскусить" оратора, поймать главное, понять каковы его этические установки, что интересного и полезного способен он сказать. Русская пословица точно схватывает эту ситуацию: " Встречают по одежке, а провожают по уму ". Мыслящего, искреннего человека, "достойного мужа", как говорили древние, можно распознать по умению выразить "душу" словами, по тому, о чем и как он говорит. Гармоническое сочетание внешности ритора, этики его поведения и содержание речи создает его образ.

Привлекательный образ ритора составляет его личное обаяние. Обаяние можно определить как способность ритора внушить доверие своей внешностью, внутренними этическими установками, психическим складом и содержанием речи. Ярко выраженное обаяние, способность сразу внушить безотчетное доверие сейчас часто называют харизмой (от греч. charisma - божественный дар, милость). Вот почему над высокопоставленными политиками, эстрадными знаменитостями так упорно работает целый штат сотрудников, которые заботятся о его костюме, прическе, содержании речи в той или другой аудитории, организуют его работу с избирателями, властями, соперниками и т.д. Привлекательный образ для публики, то есть имидж, как известно, дорого стоит.

Врожденное качество, "дар богов" можно, однако, развить и усовершенствовать вполне самостоятельно. При этом надо понимать, что для разных условий публичного общения нужен разный профессиональный облик ритора. Вовсе не обязательно всем походить на эстрадных знаменитостей, которые, кстати сказать, далеко не всем по вкусу. Одно дело создать разными средствами сценический образ "взбаломошенной девчонки", "протестующего интеллектуала", "крутого парня" и т.д. И совсем другое дело, если профессия не связана со сценой, а касается обучения, делового управления, политики, журналистики и т.д. Стремление походить на "человека дела", "опору и поддержку", "помощницу в делах" или другой идеальный образ в жизни важнее и ближе, чем образ эстрадного "обаяшки".

Ритор-профессионал, для которого слово является главным делом, за которое он, между прочим, получает заработную плату, обязан думать о том, чтобы создать себе привлекательный образ. Суть обаяния успешного оратора можно передать изречением древних: "Прежде чем стать ритором, стань хорошим человеком".

Для учителя в этом смысле важны такие качества, как досканальное знание своего предмета, увлеченность им, умение строить диалог с учениками так, чтобы возбудить их ответный интерес к своей области знания, владение методическим мастерством преподавания предмета. Важно умение критически мыслить, чувство юмора и сострадания, умение развить лучшие качества воспитанников и бороться с их ленью, безответственностью, двуличием некоторых и многое другое. Обучение и воспитание (связь времен) - сложнейшая область человеческих отношений, и поэтому нам надо быть снисходительнее к некоторым слабостям своих наставников. Никогда, однако, не прощается непрофессионализм, душевная черствость, высокомерие, грубость, жестокость.

От руководителя даже небольшого рабочего коллектива требуется не только специальная научная квалификация и практическое знание дела, но и умение через общение руководить планированием, организацией и повседневной жизнью "команды единомышленников". В этом случае именно коммуникативные умения просто профессионально необходимы. Управленец обязан умело вести результативное совещание, личную беседу, переговоры, руководить рекламой и внешними связями предприятия с населением (клиентами), прессой, властями, партнерами. При всем том он должен обладать и чисто человеческим обаянием и авторитетом, дипломатичностью, которые играют не последнюю роль в успешом течении дела, в улаживании межличностных конфликтов. Так что представления о том, что начальник только сидит в шикарном кресле, отдает через секретаря приказы и ездит на "крутой" машине, очень далеки от реальности. Еще один пример.

Судья обязан грамотно вести судебное заседание и приходить к независимым решениям, справедливым с точки зрения закона, а не на основании внешнего давления, личных симпатий, антипатий или материальной заинтересованности. Все участники судебного разбирательства под руководством судьи, оставаясь живыми людьми, должны следовать законодательным правилам и инструкциям, то есть судебной этике. По существу же сама судебная процедура является риторическим состязательным процессом, основанным на юридической аргументации. И решение судьи в виде приговора или судебного определения тщательно обосновывается фактами, показаниями свидетелей, мнениями обвинителя и защитника, истца и ответчика, данными экспертиз, наконец, следственным экспериментом.

Таким образом, для разных профессий складывается в каждом случае свой этический кодекс как совокупность прав, обязанностей и ответственности за решения и действия. Вместе с требованиями к личности ритора профессиональные требования и составляют так называемую социальную роль.

Однако мы более или менее успешно играем не только постоянные роли, но и роли эпизодические. В течение дня каждый из нас может играть роли пассажира автобуса или водителя личного автомобиля, покупателя, посетителя кинотеатра или футбольного матча и мн. др. Во всех случаях мы играем свою роль по ситуативным правилам, принятым соответствующей средой. Разыгрываем мы ролевое диалогическое поведение с его специфической лексикой, вопросно-ответными обычаями, то есть ситуативный речевой этикет. Вспомните "топики" по английскому языку: "в магазине", "в библиотеке", " в аэропорту", "в гостинице" и т.д.

Однако основу нашего успешного или ошибочного поведения составляют наши человеческие качества, морально-этические установки, профессиональные привычки, навыки и умения договариваться. Кстати сказать, "трамвайные конфликты" возникают часто из-за незнания элементарной ситуативной или общественной этики, из-за преувеличенного представления о значимости собственной персоны в данной ситуации. Улаживать словесную перепалку все равно надо, и личные амбиции здесь только мешают.

Таким образом, публичный оратор может соответствоать или не соответствовать определенному набору ожиданий (и предубеждений) своих слушателей. Но и сам ритор имеет собственное представление о наборе качеств, с какими он должен играть свои постоянные и эпизодические роли. Насколько совпадут представления аудитории и исполнителя, настолько и возможен их открытый, доверительный и продуктивный разговор.

Желание подделаться под какой-то вымышленный образ или сыграть чью-то чужую роль, как правило, в жизни не приводит к успеху. Даже мастерские актерские работы все равно обнаруживают собственную человеческую сущность исполнителя роли. Единственно верное решение для ритора - играть самого себя, быть естественным, быть "мужем достойным", как говорили древние мудрецы. Вспомните полуиронический совет А.С. Пушкина: "Любите самого себя". Самоуважение рождается от внутренней кропотливой работы по развитию сильных сторон собственной личности: остроумия, основательности суждений, искренности, трудолюбия, совестливости, милосердия и др. Для развития положительных качеств характера можно воспользоваться таким советом психологов: поступок рождает привычку, привычка - характер, а характер - судьбу.

Обобщая сказанное в этом разделе, приведем перечень основных качеств образа ритора: профессиональная компетентность, честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, терпимость к инакомыслию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.