Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство ошибаться




О дурных и хороших влияниях

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми - на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их "патологии", а иногда и нормальности надо помнить.

Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся прежде всего освободится от влияния семьи. Со своей семьей связаны представления об их "детскости". Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их "ребенок" если не стал, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться еще не прошла, и вот он "слушается" того, кто признал его взрослым, - иногда человека, самого еще не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчетных влияний: особенно если вы еще не умеете точно, четко отличить хорошее от плохого, если вам нравятся похвалы и одобрения своих товарищей, какими бы эти похвалы и одобрения ни были: лишь бы хвалили. (Д.С. Лихачев)

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал - перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы "признанных", выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачливая.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как "конькобежец" (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледовом поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Когда же человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, "все погибло", - это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И Окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом удобном случае. (Д.С. Лихачев)

Как выступать?

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, и с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идей, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомниться.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д.С. Лихачев)

Задание 7. Составьте конспект публичного выступления на одну из тем, предлагавшихся ранее. Конспект может иметь вид плана, схемы опорных слов, оставлен в виде выписок фактического материала и т.п. Прорепетируйте несколько раз произнесение текста (дома). Подготовьтесь к произнесению текста в классе.

1 Мир моих увлечений; 2)Школьные учебники по истории: какими они должны быть? 3)Мое место в армии. 4) Престижно ли иметь высшее образование? 5) Мои друзья и враги; 6) Мечты и реальность; 7) Бедные и богатые: возможны ли компромиссы? 8) Почему я люблю кошек (собак, лошадей…)?

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. С какой формой речи соотносится запоминание как этап подготовки и произнесения речи?

2. Назовите известные вам виды памяти.

3. Приведите примеры непроизвольной и произвольной памяти.

4. Приведите примеры употребления мнемонических приемов.

5. Пользуясь рекомендациями по подготовке к публичному выступлению, выступите перед классом с лекцией «как лучше запоминать текст».

2. Исполнение речи




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.